Актуальные вопросы математического моделирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 24.10.2016

Статья просмотрена: 1852 раза

Библиографическое описание:

Тарновский, Д. А. Актуальные вопросы математического моделирования / Д. А. Тарновский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 15-20. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34415/ (дата обращения: 16.11.2024).



Предлагаемая статья относится к области математической логики, моделирования, рассмотрены вопросы, относящиеся к физиологии головного мозга человека.

Как формируется мысль? Какова ее природа? Каким законам подчиняется процесс мышления? Эти вопросы нашего сознания до настоящего времени остаются малоизученными. Исследование процесса мышления только в рамках физиологии или психологии не позволяет в полном объеме изучить сложные процессы.

Данная статья — это фрагмент работы, в которой в свою очередь была предложена и исследована модель замкнутого пространства. После чего, на основе вводимой модели пространства, рассмотрены процессы в различных областях знаний, вопросы в области электродинамики, физиологии, описываются сердечнососудистая система человека, процесс мышления.

В статье нами предпринята попытка рассмотреть вопросы физиологии головного мозга в контексте с моделью нашего пространства, что в перспективе возможно позволит связать накопленный математический аппарат с изучением процессов физиологии в целом и процесса мышления в частности.

Сделать это предлагается, путем наложения структуры рассматриваемых процессов на элементы предложенной модели пространства.

Ключевые слова: моделирование, физиология, модель пространства, направленность внимания, объект внимания, числовой потенциал, процесс мышления

  1. Введение.

За основу для нашего анализа был взят фрагмент модели пространства S, определена структура модели, рассмотрены отдельные ее свойства.

После чего разобран пример процесса мышления человека, посредствам наложения структуры рассматриваемого процесса на модель нашего пространства.

Цель исследованияэто попытка синтеза и комплексного рассмотрения сложнейших физиологических процессов: восприятия, воображения, памяти, внимания, изучение общих закономерностей процесса мышления. Попытка предложить качественно новый подход в изучения рассмотренных процессов.

  1. Материалы иметоды исследования.

В качестве материала для нашего исследования была разработана модель пространства, в статье частично рассмотрена ее структура, показаны отдельные ее свойства. Основным методом исследования является аналогия т. е., наложение структуры рассматриваемых процессов на элементы модели пространства.

  1. Результаты.

Рассмотрим модель пространства в горизонтальной плоскости α, где определена криволинейная сеть, состоящая из семейства прямых и окружностей.

Области на плоскости α будут направлены в соответствии с направленностью прямых и дуг на которых они находятся. Ось Y (или EW) будет являться двусторонней и области, к ней прилегающие будут иметь противоположные направления относительно друг друга.

В соответствии с направленностью областей заключим в них числовые ряды от 1 до 9, в интервале между особыми или назовем их критическими точками (D, V, E, W, O). В области, к которым прилегают критические точки заключим число 0. (рис. 1).

Рис 1.jpg

Направленность таких рядов будет находится во взаимозависимости с направленностью областей, в которые они заключены.

Рис 2.jpg

Из рисунка 2 мы видим, что числовые ряды, прилегающие к оси (Y), расположены если так можно выразиться, в числовой асимметрии. К примеру, область со значением 9 накладывается на 1, 8 на 2 и т. д.

В прямой аналогии с тем, когда одноименные электрические заряды между собой отталкиваются, а разноименные притягиваются.

В данном случае притягиваются не заряды, а области с разноименными числовыми значениями (или так скажем противоположными потенциалами).

Важным свойством здесь является свойство притяжения областей с противоположными числовыми потенциалами.

Мы видим, что числовые области граничат друг с другом таким образом, что их наложение друг на друга дает в сумме ноль. Точка W будет двусторонней, где максимум будет накладываться на минимум (max/min).

Теперь предложенный фрагмент модели пространства мы попробуем связать с процессами из области физиологии, в частности смоделируем процесс мышления человека.

По средствам аналогии, т. е., путем наложения структуры рассматриваемых процессов на модель нашего пространства.

Для этого рассмотрим прямую (Y) или OW и области с числовыми рядами к ней прилегающими.

Всю информацию мы условно можем классифицировать на 2 вида.

1) Информация, получаемая от внешних объектов, которую мы получаем в виде ощущений: зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных осязательных.

То есть восприятие, которое свяжем с числовым рядом, прилегающим к положительной части OW и заключим в интервале между двумя критическим точками (W+/O)

2) Информация, получаемая от внутренних объектов или из памяти, то есть воображение, которое свяжем с числовым рядом, прилегающим к отрицательной части WO и заключим в интервале между двумя критическим точками (W-/O). Эти два ряда являются параллельными и противоположно направленными. (рис 3).

Рис 3.jpg

Эти два числовых ряда наложены друг на друга таким образом, что максимум одного накладывается на минимум другого и наоборот (max/min).

Теперь, с движением по оси (Y) к примеру, точки P, мы можем связать внимание.

Возрастание внимание по отношению к внешним объектам будет сопровождаться снижением внимания к внутренним объектам и наоборот.

Теперь необходимо классифицировать объекты, воздействующие на наше сознание. (рис.4).

Рис 4.jpg

Цвета мы можем классифицировать в зависимости от яркости от минимальной к максимальной и заключим в интервал от O (0) D ().

Звуки аналогичным образом классифицируем исходя из громкости от минимальной к максимальной и заключим в аналогичный интервал от O (0) D ().

Вкусовые, обонятельные, осязательные ощущения, исходя из силы воздействия так же заключим в интервал от O (0) D ().

В данном случае, нами рассмотрена лишь один из видов классификации для описания принципа моделирования.

Так же данные объекты (цвета, звуки, вкусовые, обонятельные, осязательные ощущения) мы можем классифицировать в зависимости от диапазона. К примеру цвета (красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) мы можем заключить в аналогичный интервал, с каждым цветом связав соответствующую единичную точку в интервале от O (0) D ().

Теперь исходя из поведения точки P на прямой OW, и которая нами ранее была связана с вниманием, мы проследим пример процесса мышления. (рис.5).

рис.5.jpg

К примеру, в момент времени t1 внимание (P9) сконцентрировано на внешнем объекте (А1). С объектом (А1) мы можем связать чашку кофе. Внимание со значением — (P9) направлено на объект с потенциалом (А1).

В момент времени t2 внимание (P8) притягивает объект с большим потенциалом (В2). С объектом (В2) мы можем связать песню, звучащую по радио. Внимание со значением P8 направлено на объект с потенциалом (В2). Внимание переключилось с объекта (А1) на объект (В2) в силу того, что объект (В2) обладал большим потенциалом относительно объекта (А1), в момент времени t2.

В момент времени t3 внимание аналогичным образом (P7) притягивает внутренний объект (С3). Внимание со значением P7 направлено на объект с потенциалом (С3). С объектом (С3) мы можем связать ассоциацию, вызванную внешним объектом (В2). К примеру, музыка вызвала мысленный образ связанный, к примеру, с воспоминанием о работе. Внимание переключилось с объекта (В2) на объект (С3), так как объект (С3) обладал большим потенциалом относительно объекта (В2) в момент времени t3.

В момент времени t4 внимание становится (P6) переключается на внешний объект (D4). С объектом (D4) мы свяжем ассоциацию, вызванную внутренним объектом (С3). К примеру, воспоминания о работе побудили субъекта открыть книгу соответствующей тематики. Внимание переключилось с объекта (С3) на объект (D4). В силу того, что объект (D4) обладает большим потенциалом относительно объекта (С3) в момент времени t4.

Внимание, таким образом, всегда будет концентрироваться на объекте с большим потенциалом.

Напрашивается прямая аналогия с электричеством, где разность потенциалов обуславливает процесс движения зарядов по пути наименьшего сопротивления.

  1. Дискуссия.

Несмотря на обширный объем материала по вопросу математического моделирования в области физиологии в целом и процесса мышления в частности, перехода на качественно новый уровень в изучении данных сложнейших процессов нашего сознания на сегодняшний день добиться не удается. Большинство исследователей считают, возможность использования математического аппарата при описании психических процессов нашего сознания весьма отдаленной перспективой.

Вместе с тем считаю, что предложенный подход позволяет рассматривать процессы мышления в комплексе, показывает их общую и взаимозависимую природу. Рассчитываю, что предложенные идеи внесут новый импульс в изучение и понимание рассмотренных вопросов.

  1. Заключение.

В ходе исследования нами был предложен принцип математического моделирования, разобран пример процесса мышления человека, посредством аналогии т. е., наложения структуры рассматриваемого процесса на модель нашего пространства.

Все изложение материала было произведено при минимуме математических выкладок, что должно придать работе большую доступность.

Поставленная цель исследования достигнута, а именно предложен принцип моделирования в изучении фундаментальных физиологических процессов.

Вместе с тем рассчитываю, что предложенные идеи так же окажутся полезны для формирования общей картины научных процессов.

Литература:

  1. Атанасян, Л.С., Базылев. В. Т. Геометрия. Учеб пособие в 2 ч., ч 2 — М: Просвещение, 1987 г.
  2. Бахвалов С. В., и др. Аналитическая геометрия. Учебник. Москва 1962 г.
  3. Виноградов. И.М., Аналитическая геометрия — М: Наука 1986 г.
  4. Гильберт Д., Кон-Фосен С. Наглядная геометрия — М: Наука, 1981– 344 с.
  5. Гордон В. О., и др. Курс начертательной геометрии. М:, Наука 1964 г.
  6. Лансберг Г. С. Элементарный учебник физики: Учебное пособие в 3-х т., Т- 2. Электричество и магнетизм — М. Наука — 480 с.
  7. Лихин. А.Ф., Концепции современного естествознания: Учебник — М. проспект 2004–264 с.
  8. Маклаков А. Г., Общая психология. Учебник — СПб 2008–583с.
  9. Немов Р. С. Психология Учебник в 3 кн. Кн 1: Общие основы психологии — М, Виодос. 2003 г.
  10. Привес М. Г., Анатомия человека- 9-е изд. М, Медицина 1985 г. — 672 с.
  11. Сосновский Б. А. Психология: учебник — 2-е изд., М., Юрайт, 2011. -799 с.
  12. Чижов Е. Б. Пространства — М. Новый центр, 2001–278 с.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс мышления, момент времени, внимание, наложение структуры, процесс, интервал, модель пространства, область, потенциал, процесс мышления человека.


Ключевые слова

моделирование, физиология, модель пространства, направленность внимания, объект внимания, числовой потенциал, процесс мышления

Похожие статьи

Обучающий тренажер «Принятие решений в условиях статистической неопределенности»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера в области теории принятия решений в условиях статистической неопределенности для использования в процессе аналитической работы студентов изучающих курс теории принятия решений. Суще...

Понятие «стратегическое управление» в философском контексте: подходы к пониманию

В данной статье рассматриваются существующие подходы ученых к определению понятия стратегическое управление в истории философской мысли. Однако не было единого подхода к определению понятия, функций, принципов, системы управления. Идеи ученых недооце...

Анализ и синтез как методы научного познания

Научное познание и его методы достаточно подробно изучены в современной научной литературе ([3], [4], [5]). В большинстве источников методы научного познания рассматриваются как в широком смысле, так и применительно к конкретным сферам науки. Мы счит...

Анализ трудностей освоения навыков чтения с учетом нейропсихологического подхода

В статье представлен анализ взаимосвязи работы мозга и его нарушений с трудностями в освоении навыков чтения. Выделенные нейропсихологическим подходом функциональные блоки мозга и их работа определяют качество освоения навыков чтения. Опыт нейропсихо...

Психология здорового образа жизни: основные методические принципы

Статья посвящена анализу подхода разных авторов к психологии здорового образа жизни. Мнение по данному вопросу оказывается различным. Так, у В. С. Мухиной рассматривается важность связи психологии здорового образа жизни с физическим состоянием челове...

Сверхзадачи аналитики в зависимости от сложности исследуемого предмета

В статье приводится попытка определения сверхзадач аналитической работы, возникающих при решении формальных задач. В начале статьи даётся описание сложности, как фактора решения аналитических задач, и предлагается модель сложности аналитики. Далее ра...

Исследование эстетического восприятия визуальных произведений искусства с помощью фМРТ

В данной статье рассматривается такое современное междисциплинарное направление как нейроэстетика, основоположником которой является С. Зеки. Основные понятия нейроэстетики были разработаны в начале XXI века. В работах С. Зеки и ряде других исследова...

Математическая подготовка студентов нефтегазовых специальностей к профессии

В статье рассматривается, что в процессе обучения высшего технического учебного заведения, какие бы задачи не предлагались студентам, принцип один: они должны быть приближены к прикладным по тематике, отличаться достаточно простой математической моде...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Целостное восприятие душевного и телесного в человеке на основе учения Ибн Сины (Авиценны)

Автор, рассматривая некоторые аспекты определения души в философии Ибн Сины, подчеркивает необходимость переосмысления части подходов в разных научных дисциплинах. Взгляд на человека как на интегральную сущность, где материальное и духовное, телесное...

Похожие статьи

Обучающий тренажер «Принятие решений в условиях статистической неопределенности»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера в области теории принятия решений в условиях статистической неопределенности для использования в процессе аналитической работы студентов изучающих курс теории принятия решений. Суще...

Понятие «стратегическое управление» в философском контексте: подходы к пониманию

В данной статье рассматриваются существующие подходы ученых к определению понятия стратегическое управление в истории философской мысли. Однако не было единого подхода к определению понятия, функций, принципов, системы управления. Идеи ученых недооце...

Анализ и синтез как методы научного познания

Научное познание и его методы достаточно подробно изучены в современной научной литературе ([3], [4], [5]). В большинстве источников методы научного познания рассматриваются как в широком смысле, так и применительно к конкретным сферам науки. Мы счит...

Анализ трудностей освоения навыков чтения с учетом нейропсихологического подхода

В статье представлен анализ взаимосвязи работы мозга и его нарушений с трудностями в освоении навыков чтения. Выделенные нейропсихологическим подходом функциональные блоки мозга и их работа определяют качество освоения навыков чтения. Опыт нейропсихо...

Психология здорового образа жизни: основные методические принципы

Статья посвящена анализу подхода разных авторов к психологии здорового образа жизни. Мнение по данному вопросу оказывается различным. Так, у В. С. Мухиной рассматривается важность связи психологии здорового образа жизни с физическим состоянием челове...

Сверхзадачи аналитики в зависимости от сложности исследуемого предмета

В статье приводится попытка определения сверхзадач аналитической работы, возникающих при решении формальных задач. В начале статьи даётся описание сложности, как фактора решения аналитических задач, и предлагается модель сложности аналитики. Далее ра...

Исследование эстетического восприятия визуальных произведений искусства с помощью фМРТ

В данной статье рассматривается такое современное междисциплинарное направление как нейроэстетика, основоположником которой является С. Зеки. Основные понятия нейроэстетики были разработаны в начале XXI века. В работах С. Зеки и ряде других исследова...

Математическая подготовка студентов нефтегазовых специальностей к профессии

В статье рассматривается, что в процессе обучения высшего технического учебного заведения, какие бы задачи не предлагались студентам, принцип один: они должны быть приближены к прикладным по тематике, отличаться достаточно простой математической моде...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Целостное восприятие душевного и телесного в человеке на основе учения Ибн Сины (Авиценны)

Автор, рассматривая некоторые аспекты определения души в философии Ибн Сины, подчеркивает необходимость переосмысления части подходов в разных научных дисциплинах. Взгляд на человека как на интегральную сущность, где материальное и духовное, телесное...

Задать вопрос