The article is devoted to the topical problem of influence of computer games on students 9–10 years old. The author studies the theoretical part — classification of computer games, reasons for deviations in the sphere of emotional mental states of students who are fond of computer games, — and brings forth the practical part — Phillips’s questionnaire of school anxiety. The author suggests recommendations on the rational use of computers during leisure time.
Keywords: independent work, young professional, modern teacher, modern communications
Размышляя о требованиях, которые ставит современная система образования к подготовке молодых специалистов в вузах для работодателей, то можно заметить основную тенденцию: работодатель предпочитает молодого специалиста обладающего базовыми знаниями, но и специалиста способного самостоятельно отвечать на различные изменения в профессиональной ситуации; способного к принятию самостоятельных решений и созданию собственного рабочего плана для выполнения тех или иных задач. Таким образом, очевидна необходимость направления студентов на самостоятельные виды деятельности непосредственно в процессе обучения, переключение его с пассивной роли слушателя, на активную роль исследователя. В наше время преподаватель не только ораторствует с кафедры, он выполняет функции наставника, посредника, консультанта. Современный преподаватель:
– предоставляет студентам материалы для самостоятельной работы;
– указывает им места поиска для самостоятельного отбора информации;
– стимулирует и мотивирует студентов к самостоятельному подходу обучения;
– обеспечивает студентов ресурсами самостоятельной проверки своих знаний.
Современные коммуникации общения «студент↔преподаватель» позволяют общаться за пределами аудитории: блоги, социальная сеть: ВКонтакте, Facebook, Whatsapp, Twitter, Instagram, системы: Яндекс, Google, Mail, образовательные глогстеры (Glogster EDU) [1]. Например, как один из вариантов использования глогстеров предлагается особая опция — «эта часть специально сделана таким образом, что учитель имеет право создать свою группу, класс, зарегистрировать и пригласить детей. Обучение и работа над проектами являются приватными, а вот возможность публикации окончательного проекта — определяется решением учителя» [1]. Самостоятельная работа студента подразумевает — познавательную, учебную деятельность, выполняемую по заданию преподавателя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия [3, с. 68–75]. Однако, как сами студенты понимают эту степень самостоятельности? Перед началом проведения самостоятельной работы студенту необходимо уточнить следующие вопросы: как часто будут проходить консультации преподавателем, кто будет их инициировать, кто будет ответственен за разработку перечня вопросов консультаций, кто будет устанавливать рамки самостоятельной работы? Однако и преподавателю следует обсудить работу со студентом во время консультации. Таким образом, для повышения эффективности самостоятельной работы, преподаватель определяет, умеет ли студент:
– выбрать подходящие материалы — соответствующие средствам информации;
– использовать стратегии в использовании материалов;
– выполнять работу регулярно;
– использовать определенные языковые аппаратные средства;
– навыки поиска информации (использовать каталог библиотеки, Интернет, словарь и справочные грамматические материалы);
– включать элементы самостоятельной работы в другие языковые упражнения;
– проходить рефлексию своих действий и проверять успехи;
– показать хорошее время по выполнению самостоятельной работы;
– рационально организовать работу для облегчения поиска информации
– показать, как обязательство выполнения самостоятельной работы принесло ему пользу;
– размышлять и оценивать сделанные действия.
Например, в Европе между преподавателем и студентом заключается контракт на выполнение обязательств обеих сторон [2, с. 62]. Подписание данного соглашения поможет избежать конфликтных ситуаций.
Личный опыт показал, что есть много ключевых аргументов в пользу самостоятельной работы обучающихся, которые могут работать:
– в удобное им время;
– используя ту среду, в которой они чувствуют себя комфортно;
– работать над темой, которую обучающиеся считают интересной;
– на том уровне трудности, который является подходящим для них.
Дополнительным плюсом самостоятельной работы обучающегося является знание иностранного языка. Это позволяет любому обучающемуся достигать хорошей отметки. Студенты, которые усердно работают вне аудитории, не только достигают лучшей отметки, они также ответят лучше на экзаменах. Не существует никаких волшебных «коротких путей» к достижению прогресса языковых навыков. В то время как работодатели стремятся найти выпускников с компетентностью в одном иностранном языке, им, возможно, также понадобится штат с лингвистической многосторонностью. В виду вышеизложенного необходимость переориентации образовательного процесса на самостоятельную работу становится очевидной. Однако, комплексный подход, предполагающий существенное усиление роли самостоятельной работы обучающегося в процессе обучения и изменение роли и места преподавателя в процессе самостоятельной работы студента, по разрешению задач и ситуаций автономной деятельности студентов требует доработки. Так для роста эффективности данного процесса, требуется разработка и создание учебно-методической и материально-технической базы, организация консультационного сопровождения преподавателей, определение методов и критериев контроля прохождения дисциплины [4, с. 157–160]. Каждый ВУЗ оставляет за собой право индивидуального подхода к решению вышеперечисленных задач, но отчетливо заметна общая тенденция все большей интенсификации доли самостоятельной работы студентов в рамках обучения.
Приложение 1
Журнал самостоятельной работы
Вид деятельности:________________________________________________________
Затраченное время:_______________________________________________________
Ресурсы, использованные в обучении: ______________________________________
1 часть
Поставленная цель: ______________________________________________________
Достигнута на _____ %
Я смог _________________________________________________________________
У меня получилось ______________________________________________________
Я справился_____________________________________________________________
Я узнал ________________________________________________________________
Я не смог_______________________________________________________________
Мне не удалось __________________________________________________________
Мне это нужно? Да/нет
Что для этого надо? ______________________________________________________
Где может пригодиться? __________________________________________________
Я хочу это знать? Да/нет
Что именно хочу знать и уметь? ____________________________________________
2 часть (языковое содержание)
Лексический материал____________________________________________________
Грамматический материал_________________________________________________
Вопросы, которые я хочу обсудить со своей группой, преподавателем _____________________________________________________________________________
Я должен выучить 1. 2. 3…
3 часть (анализ проделанной работы)
Какие задания мне понравились больше/меньше всего?________________________
Доволен ли я результатами работы или хочу улучшить их? _____________________
С чего я готов начать прямо сейчас? ________________________________________
Что я хочу делать в первую очередь? _______________________________________
Какие повседневные привычки могли бы поспособствовать моему продвижению к более высокому качеству владения языком? ______________________________________
Какие действия, совершаемые регулярно могли бы повысить мою удовлетворенность в собственных знаниях и умениях?_______________________________
Куда обратиться за помощью? _____________________________________________
Где найти информацию? (список источников) ________________________________
Чем я горжусь? __________________________________________________________
Что мне больше всего помогло? Методы, средства, … _________________________
Что было лишним?_______________________________________________________
Литература:
- Город образования подростков: Сайт школы № 1277 с углубленным изучением немецкого языка г. Москвы, РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gorod1277.org/?q=content/obrazovatelnye-saity-glogster-glogster-edu. — Дата доступа: 22.05.2016.
- Настройка образовательных структур в Европе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/82228236. — Дата доступа: 22.05.2016. — 62 с.
- Виттенбек В. К. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 1996 // Технология осуществления эффективного внутреннего контроля в структуре управления развивающей школы. М.: Московский педагогический государственный университет, 2013. С. 68–75.
- Виттенбек В. К. Внебюджетное образование и личность М.: Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 157–160.