В статье рассмотрены условия применения и основные технические параметры проектирования скоростных (высокоскоростных) магистралей. Описан порядок определения направления трассы выделенной скоростной магистрали Омск — Новосибирск с использованием спутниковых карт по двум вариантам. Определены некоторые показатели трассы, выбран более рациональный вариант трассы скоростной магистрали.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, скоростные (высокоскоростные) железные дороги, трасса железной дороги
Рано или поздно все развитые страны приходили к решению о строительстве выделенных скоростных и высокоскоростных магистралей (ВСМ), что говорит об актуальности данного вида транспорта в современном мире. До сих пор эксплуатация скоростных и высокоскоростных поездов в России осуществлялась на действующих железнодорожных линиях. За это время был выявлен ряд значительных недостатков: выплески пути после прохода высокоскоростного поезда, отсутствие возможности пропуска пригородных поездов и поездов дальнего следования, большие затраты на ремонт. Поэтому было принято решение о строительстве выделенных линий [1, с.117].
В перспективы развития скоростного и высокоскоростного сообщений входит направление Омск — Новосибирск. Стратегическими ориентирами для дальнейшего развития высокоскоростного движения могут являться такие направления, как продление магистрали Москва — Екатеринбург на направлении Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск. На первую очередь строительства предусматривается сооружение выделенных скоростных магистралей с перспективой переустройства их в высокоскоростные [2].
Определен комплекс показателей, которыми должен обладать высокоскоростной железнодорожный транспорт, чтобы быть конкурентоспособным в сравнении с авиацией и автотранспортом:
маршрутная скорость — от нее зависит время в пути от одного центра города, до другого;
частота отправления;
общедоступность;
комфорт (гигиенические условия и обслуживание);
надежность;
безопасность;
доступность тарифа и его вариативность;
личная свободность в пути.
Свою эффективность скоростные магистрали доказали при следующих условиях эксплуатации:
расстояние перевозки 400–800 км;
скорость движения 160–200 км/ч;
время в пути 2,5–4 часа.
Новосибирск — крупный промышленный и информационный центр, поэтому строительство скоростных магистралей здесь возможно по нескольким направлениям. Были рассмотрены возможные направления строительства выделенных линий от Новосибирска: Омск, Кемерово, Алтай, Томск, Красноярск.
Проведенные исследования расстояний, пассажиропотоков, времени в пути, стоимости поездки позволили выделить перспективные направления, на которых возможно и целесообразно строительство выделенной магистрали.
Наибольшую привлекательность из всех этих направлений представляют Омск и Красноярск. Это связано с тем, что на направлениях Томск, Кемерово, Алтай большую часть пассажиропотока с железнодорожного транспорта забирает автотранспорт, т. к. расстояния довольно невелики, цены у автотранспорта наиболее привлекательные, частота отравления транспорта высокая.
Омск и Красноярск представляют собой направления, на которых строительство выделенных линий скоростных магистралей является более возможным. Строительство выделенной скоростной линии под пассажирские перевозки позволит разгрузить существующие ветви железных дорог, увеличить пропускную и провозную способность, что положительно скажется на условиях пропуска грузового поездопотока.
Положительными результатами строительства выделенной линии могут стать: сокращение времени в пути, увеличение пропускной способности существующей линии для грузовых перевозок, способствование развитию регионов в партнерстве, повышение статуса Российских железных дорог в мировом сообществе, социальный эффект.
Для прокладки выделенной линии скоростной магистрали необходимо учитывать принципы трассирования ВСМ:
трасса ВСМ должна укладываться по кратчайшему направлению между конечными пунктами;
трасса ВСМ у крупных населенных пунктов должна пересекать существующие железные дороги или приближаться к ним для сокращения длины соединительных ветвей;
пересечения с существующими железными дорогами, магистральными автодорогами, пешеходными переходами, скотопрогонами и путями миграции животных должны проектироваться в разных уровнях;
для пропуска полевых дорог и прогона скота рекомендуется использовать водопропускные сооружения (малые мосты и трубы) с необходимым увеличением их габаритов;
соблюдение условий защиты от шума и вибрации.
Проанализированы и выбраны основные технические характеристики новой железнодорожной линии. Значения руководящего уклона при строительстве ВСМ принимаются в диапазоне 12–30 ‰. По критерию минимальных строительных затрат наиболее выгодным является уклон в 22–24 ‰ [3, с.16]. Смежные элементы продольного профиля следует сопрягать вертикальными круговыми кривыми радиусом 40 км и более [3, с.17]. Размещение раздельных пунктов на трассе определяются требованиями по обеспечению обслуживания пассажиров и работ по текущему содержанию и ремонту объектов инфраструктуры. Для обеспечения потребностей строительства и эксплуатации скоростной магистрали должно предусматриваться строительство соединительных линий, связывающих станции скоростной дороги со станциями действующих железных дорог [4]. Конструкция земляного полотна должна включать в себя двойной защитный слой. Предусматриваются дополнительные мероприятия по укреплению откосов, обочин насыпей, бермы, водоотводных канав. Стоимость строительства выделенных скоростных магистралей, ориентируясь на зарубежные аналоги, составляет 12–30 млн. евро.
Расстояние между Новосибирском и Омском по геодезической линии 638 км, а расстояние между этими городами по существующей железнодорожной трассе — 700 км, так как она проходит по относительно крупным городам Новосибирской и Омской областей: Чулым, Каргат, Убинское, Барабинск, Чаны, Татарск, Карачи. Существующая железнодорожная линия довольно близко подходит к автостраде Омск-Новосибирск М51.
С использованием спутниковых карт выполнен первый этап трассирования линии — определение направления. Остановка скоростных поездов на промежуточных пунктах не предусматривается, поэтому трассу необходимо прокладывать по кратчайшему расстоянию, максимально близко к геодезической линии. Рельеф по этому направлению — равнинный. Отклонения линии для обхода высотных препятствий не требуется. Основными препятствиями при прокладке трассы по геодезической линии являются водоемы, а также некоторые населенные пункты. В ходе трассирования разработано два варианта направления линии, отличающихся точками обхода озера Сартлак. В процессе прокладки трассы выбраны территории для строительства пассажирских станций в Омске и Новосибирске, определены точки обхода контурных препятствий (озер, населенных пунктов), места пересечения рек, существующих железных и автодорог, намечены пункты отстоя техники для выполнения работ по текущему содержанию и ремонту объектов инфраструктуры. При выборе места размещения конечных станций принят во внимание зарубежный опыт. За рубежом существуют железнодорожные вокзалы, совмещенные с современными торговыми центрами. Еще в 1997 году в Лейпциге открылся ТЦ Promenade, расположившийся прямо на территории главного городского вокзала. Арендная площадь ТЦ в Кельне, открывшегося в 2000 году и получившего название Colonnaden, составила 11,5 тыс. кв. м. В комплексе разместились 65 магазинов, а также различные рестораны и кафе. Такое решение позволяет привлечь дополнительный пассажиропоток на данный вид транспорта. Для размещения вокзальных комплексов, совмещенных с торговыми центрами, подобрана территории: в Новосибирске — зона вблизи ТРЦ МЕГА, а в Омске — место на окраине города.
Из двух рассмотренных вариантов трассы, выбран вариант с меньшей длиной линии и меньшим количеством обратных кривых. Коэффициент развития выбранного варианта трассы, отношение действительной длины трассы к длине геодезической линии, составит 1,02, что является хорошим результатом. При прокладке трассы ВСМ Омск-Новосибирск определены места пересечения автомобильных дорог, железных дорог, озер и рек. Определено общее количество искусственных сооружений по трассе — 191.
Во всем мире, и в частности в России, пассажирские перевозки железнодорожным транспортом являются убыточными, поэтому расходы на них традиционно берет на себя государство, которое является заказчиком социальных перевозок. Поэтому можно предположить, что строительство таких объектов, как выделенные скоростные магистрали, не будет окупаться. Но отказаться совсем от пассажирских перевозок нельзя, поскольку они имеют важное социальное, экономическое и политическое значение.
Существует целый ряд дополнительных факторов развития скоростного и высокоскоростного движения, не определяющих прямую экономическую выгоду для компании и государства, но играющих важную роль в развитии государства. Экономическими следствиями внедрения ВСМ являются:
увеличение транспортной доступности районов страны;
рост мобильности населения;
увеличение конкурентоспособности транспортной сети России на мировом рынке транспортных услуг;
появление дополнительных возможностей для привлечения в регионы инвестиций, включая иностранные;
интеграция регионов тяготения и расширение торгового обмена.
Социальными факторами развития скоростного и высокоскоростного движения являются:
миграция населения из трудоизбыточных районов страны в районы строительства и эксплуатации новых железных дорог;
повышение культуры и образованности жителей районов, тяготеющих к новым железным дорогам, за счет расширения возможностей общения;
увеличение возможностей транспортного передвижения для населения регионов, тяготеющих к новым линиям.
Немаловажен и политический фактор — укрепление социально-территориальной целостности Российской Федерации.
Поэтому строительство выделенных ВСМ положительно скажется не только на развитии железных дорог в стране, но и на развитии страны в целом.
Литература:
- Анализ мирового опыта развития высокоскоростного железнодорожного транспорта / Карасёва А. А., Васильева М. А. Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 114–117.
- Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://doc.rzd.ru
- Исаков А. Л., Матвиенко В. С. Проектирование трассы и железнодорожного пути высокоскоростной железнодорожной магистрали: Учеб. пособие. — Новосибирск, 2012. — 116 с.
- Особенности организации скоростного (высокоскоростного) движения с использованием существующей инфраструктуры / Калидова А. Д. Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 5 (6). С. 229–231.