Художники То Нгок Ван, Ле Тхи Лыу, Нгуен Зя Чи, Ле Ван Де, Нам Сын, Лыонг Щуан Зи и другие, испытали влияние европейского искусства, что выразилось в использовании ярких, насыщенных цветов, особенно это заметно в трактовке женских образов. Мастераправдоподобно писали структуру, объем, цвет, пространство, основываясь на академических традициях письма. Художники испытали некоторое влияние европейского искусства, выразившееся в использовании символических и условных приемов в создании образов.
Ключевые слова:влияние европейского искусства, живописи, произведения, художники,Вьетнама
С конца XIX века и до 1945 г. — период становления профессионального вьетнамского искусства. За это время французское влияние распространилось по всей территории Индокитая. «Происходит соприкосновение двух культур и традиций. Французская культура распространилась по Вьетнаму, в результате последняя переняла творческий подход к разработке современного искусства» [5]. Кроме того, выросло количество вьетнамских художников, обучающихся во Франции, которые затем вернулись, чтобы передавать стиль и методы западного искусства с опорой на вьетнамскую культуру. B 1925 г. был создан Колледж изобразительных искусств Индокитая, где готовили художников, скульпторов, архитекторов по научно-академической программе [1].
Смешение французской и вьетнамской художественной техники «формирует новый метод, концепции и стиль, которые являются причиной создания новых тенденций.1925–1945 гг. — период формирования и развития современного искусства, новое искусство служит продвижению традиционного искусства» [5]. Художники создали систему, которая работает во многих жанрах — портрете, пейзаже и т. д. Создаваемые изображения отражают дух западной и восточной культуры.
Значимым мастером для вьетнамского искусства начала ХХ века был Нам Сын (Нгуен Ван Тхо) (1890–1973). Он обучался живописи в Парижской художественной школе с 1924 по 1925 гг. Вернувшись во Вьетнам, преподавал в Колледже изобразительных искусств Индокитая. Нам Сын использовал технику масляной живописи в реалистическом европейском стиле. Таковы работы «Портрет учителя Си Дык», «Девушка с Севера», «Портрет старого фермера» (1926), «Дорога на рынок» (1927), «Пейзаж у пагоды Трам» (1933), «Пейзаж Хюэ» (1936) и др. Нам Сын был первым вьетнамским художником, участвовавшим во множестве международных выставок — в Париже с 1930 по 1936 гг., Риме, Японии в 1943 г. Он неоднократно был награжден, например, в Риме в 1931 г., и удостоен серебряной медали «SalondeParis» в 1932 г.
B работе «Девушка с Севера» художник создал яркий психологический портрет. Женщина изображена в национальном костюме Северного Вьетнама. Преобладают пастельные цвета — художник находится под влиянием французского искусства. Картина Нам Сына сочетает прорисовку тела в духе европейского искусства и восточную простоту в эмоциях и глубине. Вспоминаются женщины гарема у Э. Делакруа, с их тихим спокойным бытом, но в этой работе настроение тишины и гармонии обусловлено менталитетом вьетнамского мастера [2].
Автор создает яркий, выразительный образ северной девушки. Художник передает устойчивость и спокойствие позы героини, изображая ее сидящей на полу. Костюм и фигура точно выписаны. Нам Сын виртуозно владеет гуашью — новым для Вьетнама материалом. Тонированная бумага создает ощущение естественного освещения в интерьере дома. Светотень формирует объем, подчеркивает мягкие плавные линии тела юной девушки. Девушка грустна и задумчива.
Картины «Портрет старого фермера» (1926), «Портрет учителя Си Дык» (1926) выполнены в технике масляной живописи в стиле европейского искусства. Работы, написанные в жанре портрета, передают разное психологическое состояние людей. На «Портрете учителя Си Дык» детально передан образ конфуцианского учителя.Лицо омрачено тревогой. Взгляд притягивает внимание. Мера конкретности и обобщения в портрете делают художественный образ интересным и наполненным. Чередуются плотные и тонкие мазки масляной краски.
Рис. 1. Нам Сын. «Портрет старого фермера». 1926. Холст, масло
Работа «Портрет старого фермера» (1926) выполнена в технике масляной живописи, смело и плотно положена яркая краска, что говорит о влиянии творчества Ингумберти[1]. Мастер создает контраст между светом и тенью.Свет озаряет, окутывает образ. Пространство наполнено воздухом — использован метод, который позволяет изображать человека в мгновении времени, словно мельком увиденного зрителем. Художник создал объемные фактуры, переплетая в пространстве светлые и темные тона. Масляные краски смешиваются, показывая эмоциональное волнение в процессе создания работы. Свежими, естественными, яркими, чистымицветаминаписано лицо. «Работы Нам Сына сочетают европейское мышление, повествовательный талант, изысканность, глубину и эмоциональность Востока».
Значительным художником, получившим образование в Индокитае, был То Нгок Ван[2] (1906–1954). Он автор множества женских образов, мягких и романтичных −«Девушка сидит у лилий» (1943), «Полдень» (1943), «Девушка стоит с лотосом» (1944),«Девушка сидитс лотосом», «Девушки сидит», «Девушка опирается на стул». Эти работы обладают особой эстетической ценностью, а также глубоким содержанием.
Работа «Девушка сидит у лилий» (1943) близка к европейской живописи.Автор выразительно изображает молодую женщину в белом платье с очаровательно склоненной головой. Мастер делает акцент на красных губах и розовых скулах портретируемой, обладающей благородной, утонченной красотой. Белое платье символизирует тонкость, изящество. Белые лилии и белое платье не сливаются, а создают гармонию чистого белого цвета.Лилия — символ невинности. Композиционные особенности работы заключаются в тесном пространстве; кажется, что девушка специально наклонилась, чтобы поместиться в пространстве полотна; ваза, в которой стоят лилии, обрезана, что усиливает эффект кадрирования. Белый цвет передается богатством нюансов оттенков, от синего до желтого. Девушка задумчива и грустна.Художник внимательно наблюдает за красотой молодой женщины:«То Нгок Ван высоко ценил элегантные плавные линии, красивое лицо, волосы, руки, осанку.Его картины подобны сирени, распускающейся весной, — передают красоту жизни, которая выражена в образе женщины в традиционном платье» [5]. Естественный солнечный свет охватывает тело девушки.Фон передан локально. Использованы интересные цвета — прозрачно-белый и светло-синий. Темные цвета создают свежесть и прохладу. Переплетение фактур и плотный слой масляной краскисоздают особые световые эффекты. Легкость и яркость пространства изображаются с помощью светло-синего фона.На картине переданы ощущение свежести, яркости и живость ритма.
Нежные цвета масляной живописи создают движение цвета в работе, придают ей роскошное изящество и романтизм.То Нгок Ван считал, что искусство помогает художнику выразить чувства, подобно актеру, который играет на сцене. Мастер использовал визуальный метод народного искусства и тонкие этнические традиции,создавая гармоничную, роскошную красоту [2].
На картине «Полдень» (1943)художник изобразил двух девушек в традиционных платьях.«Они беседуютв теплом, ярком свете дня, работа загадочна.Использованы яркие линии» [5]. Работа написана под влиянием западной школы живописи. Используется прямая перспектива. Изображение молодых женщин на картине «Полдень» передает настроение городских девушек, их красоту и символизирует дочерей Ханоя. Свет заливает фигуры.Положение тел девушекэмоционально, динамично, наполнено чувственной красотой. Контраст составляют светлые и темные тона. В одежде использованы также светлые и темные краски. Светло-желтый, светло-синий, прозрачно-белыйсмешиваются, создавая особый цветовой эффект. Пространство заливают теплые солнечные лучи, освещающие сад. Яркое солнце и густые тени образуют контраст.Женственность передана через мягкость положения тела,сверкание света, естественные цвета, свежесть воздуха и тишину пространства.Картина отражает действительность. Мы видим игру света, прохладу и полумрак, яркость цветов, привлекательные женские формы.
В работе «Девушка с лотосом» (1943) художник воплощает романтическую красоту девушки и цветов. Структура работы имеет обратную перспективу, что усиливает смешение реалистичных черт и условных. Изображения молодых женщин в картинах То Нгок Ванаобладают глубоким смыслом:автор считал красоту эмоциональной. Красота моделей изысканна, их образы утонченно печальны. Лотосынаписаны в нежно-розовых тонах. Интересно сочетание ярко-красного стола с розовыми лотосами и оранжево-желтым платьем. Мастер собирает цвета, которые сами по себе несут тепло. Цвета выражают глубину и яркость работы. Краска наложена плотным слоем, идетчередование многочисленных цветовых пятен. В этой работе прослеживаются поиски автором новой формы.
То Нгок Ван продолжает свои поиски в области европейского искусства, но страется приблизить по содержанию, настроению к идеям, близким Востоку. На картине «Сестры и ребенок» (1943) мы видим двух девушек, их взгляд мечтательны, они женственны и спокойны. За открытыми окнамивидныцветущие деревья «Фу зунг», залитые солнцем, свежее голубое небо. Изображение этих деревьев весьма символично, поскольку их цветы быстро увядают.«Девушки в работе То Нгок Вана обладают нежной красотой, чистотой, женственностью.Они очаровательные, сдержанные, тонкие, элегантные. Благородство видно в каждом жесте, позе. Теплые солнечные лучи заливают фигуры девушек, у зрителя создается впечатление, что они сотканы из воздуха, света и лепестков. Обволакивающее героинь пространство наполнено покоем и мечтательностью.Их красота воплощает красоту женщин Ханоя:хрупкие, носильные, таинственные, они освещают мир своим внутренним светом;даже печаль в их взгляде прекрасна» [5]. Лица девушек показаны обобщенно, без излишней детализации. Традиционная одежданаписана с помощью белых и песочных оттенков. Мастер талантливо передает умиротворенность пространства, свежесть воздуха. С помощью ярких цветовых пятен автор передает эмоциональную составляющую. Краска наложена плотным слоем, мазки кисти разнонаправленные. Техническое воплощение картины виртуозно. Мастер объединяет азиатский стиль и французское искусство. Зритель ощущает динамику обстановки, свежесть воздуха, теплоту солнечных лучей, спокойствие атмосферы.
Влияние французского искусства отчетливо можно увидеть в пейзажах. Так, на картине «Лодки на реке Хыонг» (1944) То Нгок Ван передает впечатление поэтической красоты реки. Художник использует контраст между действием и бездействием (инь-ян). Можно выделить и социальный контекст − лодки стоят на реке, которая обеспечивает бедняков едой. То Нгок Ван обобщает форму за счет бликов солнца, яркие цвета накладываются крупными плоскостями, создают ощущение свежести и мерцания воды. Преобладают светлые оттенки. Ощущается прохлада воды. На стиль То Нгок Вана повлиял ряд работ Клода Моне.
На творчество То Нгок Вана также оказали влияние В. Тардье и Ингумберти. Он использовал фактуры, фигуры, цвет, композицию, свет, характерные для западной художественной школы и восточной эстетики. Вместе с тем, он обращался к народной традиции вьетнамского искусства.
Лыу Ван Зин (1910–1983) окончилфакультет живописи в Колледже изобразительных искусств Индокитая(1931–1936). Его творчество испытало сильное влияние импрессионизма. Среди наиболее успешных работ мастера пейзажи и портреты представителей северного Вьетнама.Работы «Дорога к деревне Муой» (1936), «Северный пейзаж» (1936–1940),«Мирная деревня» (1950) и другие наполнены свежестью, красотой, сверканием света и цвета, свободой и богатством фактур, что делает их уникальными.
На картине «Дорога к деревне Муой» (1936) мы видим обширное пространство с величественными горами. Мастер пишет дорогу, молодые рисовые поля, дома у подножия гор.Свет и воздух наполняют работу. Композиция и объекты говорят о проводимых автором поисках новых форм. Горы сливаются с небом, растворяются в воздухе, делая пространство нереальным. Молодые рисовые поля, зеленые деревья передают свежесть и красоту природы. Пространство условно, символично. Зеленый используется для написания молодой листвы, белый — для передачи свежести воздуха. В этом пейзаже мастер передает свои чувства через нетронутость и величественность гор и лесов.
Работа «Северный пейзаж» выполнена в контексте отображения этнических меньшинств. Мы видим мужчин и лошадей в созданном художникомпоэтическом пространстве. Ручей, солнечный свет, земля,зеленые деревья сливаются, символизируя чистоту и девственность природы. Свет и воздух наполняют работу. Фигуры написаны с помощью ярких цветов — желтый, зеленый, оранжевый, коричневый смешиваются друг с другом, создавая яркие контрасты.Пространство условно, декоративно. Автор передает свои чувства к человеку и природе. Кроме того, художник тонко изображает прохладу полумрака, благородство лошадей, красоту природы. Фактуры гибкие, подвижные. Мазки нанесены плотным слоем. Композиции, выполненные на пленэре, обладают естественной красотой и яркостью. В его произведениях прослеживается влияние Ингумберти.
На творчество Лыонг Щуан Зи[3] (1914–2006) повлияли реалистический и импрессионистский стили. Его искусство отражает жизнь, природу и людей.В период 1925–1945 гг. он создал такие картины, как «Девушки» (1937), «Девушкачитает книгу» (1938), «Рыбаки» (1938), «Девушкаи цветы» (1940) и др.
В работе «Девушка и цветы» художник изобразил молодую женщину, отдыхающую вблизи сверкающих лотосов. Яркие свежие цветы растворяются в пространстве. Мастер придает центральной фигуре девушки динамичность. Лотосы написаны с помощью полупрозрачных оттенков. Свет заливает картину, делая ее яркой и мерцающей. Женщина изображена в традиционной одежде в теплых тонах. Цветы лотоса невероятно выразительны. Пространство выполнено с помощью белого, светло-голубого и светло-желтого, что оживляет и освежает его. В передаче фактуры, света и цвета можно увидеть влияние импрессионизма. В этой работе художник показывает яркость, чистоту, красоту молодой девушки и природы. На использование света и цвета в работах Лыонг Щуан Зи повлиял ряд произведений Ингумберти.
Май Чунг Хы (1906–1980)[4]. На портретах «Девочка» (1934), «Женщина» (1936) художник передает внутреннее состояние, характеры молодых женщин Хюэ. Хюэ — древний город, столица династии Нгуен в 1802–1945 гг. Мастер часто изображал сцены из повседневной жизни женщин и детей, облачая их в национальную одежду, поддерживая тем самым традиционную культуру Вьетнама. Он показал эстетическую ценность и достоинства масляной живописи в тонких нюансах.
В работе «Женщина» представлено объемное пространство. Мастер объединяет приемы реализма и импрессионизма. Богатство цветов передается розовым, белым, светло-серым. С помощью холодных оттенков выражается чистота воздуха. Художник сделал акценты белым на платье девушки для создания более реалистичного образа. Фигура женщины сливается с двухмерным пространством.Глубина фактур достигается путем использования нескольких объемных цветовых слоев. В этом произведении художник постарался передать ощущение Востока.
Локальность приглушенных тонов вызывает чувство раздумья.Автор не использует контрасты, что создает ощущение легкости. Художник Чан Ван Кан как-то cказал, что никто другой не смог бы так талантливо написать молодую женщину с красивыми глазами в состоянии грусти и спокойствия, как Май Чунг Хы в работе «Девушка в трауре»(1935), созданной в технике масляной живописи.Действительно, Май Чунг Хы детально передал влажные от слез глаза, грусть, мечтательность на лице прекрасной молодой женщины, ее мягкость.Мастер создал символичный образ девушки, который использовал на протяжении всей творческой жизни. Грустная молодая женщина изображена в центре работы. Мягкость, гибкость ее позы делают композицию динамичной. Использование света придает образу мечтательности. Фигура девушки, ее эмоциональное состояние переданы невероятно точно. Контраст построен между фиолетовым и желтым. Одежда модели на фоне фиолетового пространства выполнена в песочных оттенках. Эффектно чередуются мазки масляной краски, делая изображение более ярким, выражающим глубину эмоций. Лицо, положение тела передают глубокую печаль портретируемой. На работы Май Чунг Хы повлияло искусство профессоров Д. Ингумберти и В. Тардье.
В этот период также работал художник Нгуен Тыонг Лан (1906–1948), окончивший первый поток факультета живописи Колледжа изобразительных искусств Индокитая (1925–1930). Он был очень талантлив, но, к сожалению, умер молодым. Его творчество отличалось гибкостью фактуры и выбором смелых цветов. Его девушки не идеальны, наоборот, им свойственны откровенность и вызов. Требуется известная художественная смелость, чтобы писать подобные изображения в современных условиях.
В работах «Хьен Ве Хоа» (1935), «На обратном пути Бак Кан» (1935), «Обнаженная» (1936), «Две девушки у окна» (1943) продемонстрированы мощный творческий стиль, романтические фактуры, яркость цвета.В произведении «Хьен Ве Хоа» художник изобразил печальную женщину, сидящую у окна.Фактуры гибкие, нежные, картина создана под влиянием китайского и японского искусства.Фон работы представляет традиционную архитектуру вьетнамского дома, использованы насыщенные цвета. Яркие пигменты, объемные фактуры, мягкие линии, поза девушки передают дух романтизма.
В работе«Обнаженная» Нгуен Тыонг Лан описывает образ обнаженной девушки. Ее фигура передана невероятно четко, ярко, чарующе. Использованы насыщенные, сочные цвета. Естественный свет делает картину более яркой. Солнечный свет создает атмосферу тепла. С помощью плотных мазков автором создаются свободные, гибкие фактуры. Пространство написано условно. Художественному языку автора характерно использование ярких цветовых решений.
В работе «Китайские девушки» (1940)Нгуен Тыонг Лан ярко выражает свои эмоции.Он пишет природу и человека, сливая их в прохладе света. Китайские девушки, старик, лошадь появляются в пространстве, заполненном светом. Художник использовал чистые, холодные цвета, смешивая их и создавая выразительные цветовые сочетания.Изображение дороги делает работу более динамичной и объемной.Передана атмосфера северо-западного Вьетнама. Декоративное пространство создано с помощью ярких цветовых слоев. Использованы нежно-голубой,светло-синий, оранжевый, светло-желтый,светло-розовый цвета. Художником передана двухмерная структура.Работа написана на пленэре. В использовании цвета и света, воздухе и в самой идее картины мы видим эмоции автора.Искусство Нгуен Тыонг Лана находилось под влиянием Джозефа Ингумберти и Пьера Боннара.
Тран Ван Кан[5] (1910–1994) — один из самых талантливых художников своего времени. Он работал в различных техниках: масло, лак, шелк, графика. 1925–1945 гг. — очень плодотворный период: «Моя сестра» (1936), «Отец и сын» (1936), «Выход в поле» (1936), «Цветочный рынок» (1937), «Сестра Тхаи» (1943), пейзаж «Красная река» и др. Также ему ярко удавалось запечатлевать образы детей. В работе «Сестра Тхаи» (1943) [илл. 3.65], выполненной в реалистическом стиле, художник изображает лицо девочки, излучающее внутреннюю красоту, ее невинные глаза широко открыты. Использование объема, света, нежных цветов создает произведение глубокой красоты. Прослеживается влияние реализма и импрессионизма.Можно судить о глубоких знаниях мастером анатомии.
Художник воспевает чистоту и невинность ребенка. Он использует свет, фактуры, цвета, характерные для реализма, создавая свежую, выразительную работу. С помощью белых оттенков изображается одежда девочки, с помощью сочетания темных и светлых — пространство. Насыщенными цветами создается объем — белым, розовым, фиолетовым, оранжевым, коричневым. Использованы объемные, свободные, яркие фактуры. Девочка сидит на стуле, сместившись влево. В написании фигуры и стула использованы светлый и темный оттенки для визуального баланса. Масляная краска наложена плотными яркими мазками, цвета перетекают из одного в другой. Смешиваются теплые и холодные оттенки для придания работе большей выразительности. Ощущение детской невинности также передается зрителю.
На картине «Портрет молодой женщины» (1942) изображена девушка в печальном настроении.Она облачена в розовое платье, что делает ее образ более ярким. Стены, ваза выполнены в теплых и холодных оттенках. Пространство условно. Обилие цветов свободно смешивается художником: розовый, белый, фиолетовый, желтый и т. д. — палитра яркая и свежая. Объемные фактуры, пастозная техника работы кистью передают эмоциональное состояние портретируемой.Зритель ощущает движение воздуха, теплоту солнца. В работах Тран Ван Кана прослеживается влияние профессора Виктора Тардье[6] [1].
Ле Тхи Лыу (1911–1988) окончила факультет живописи Колледжа изобразительных искусств Индокитая (1927–1932). Творила под влиянием искусства Востока и Запада, удачно сочетала материалы, визуальный язык, фактуры.Недолгий период находилась под влиянием Модильяни, Ренуара, копировала их стиль, чтобы найти свой собственный уникальный стиль. Успешно воплотила свой талант, раскрывая тему матери и ребенка [1].
Вее художественномстиле едва заметен импрессионизм, но избежать влияния Запада ей не удается, однако она достоверно передает атмосферу и дух Вьетнама. Ле Тхи Лыу создавала очень точные структурные композиции, образы детей с пухлыми лицми и невинными глазами, доводила до зрителя материнское настроение, тревоги, мысли, воспоминания о прошлом. «Художник отдает предпочтение ярким цветам, но контур при этом бледный. Несмотря на то, что она сочетает много разных стилей,в ее творчестве прослеживается влияние Восточной Азии» [3].
В работе «Мать и дитя» (1940–1945) художник изображает мать и ребенка в тесном соприкосновении, бережно передает их нежность друг к другу. Улавливается ощущение счастья. Картина залита сверкающим светом теплого весеннего солнца. Насыщенными цветами переданы образы матери и ребенка. Ребенок с большими, круглыми, невинными глазами находится за спиной матери.Яркие цвета и свет, используемые под влиянием импрессионизма, вызывают сильные эмоции. Использованы контрасты между оранжевым и зеленым, оранжевым и белым.Одежда матери, написанная белым, контрастирует с красно-оранжевой одеждой ребенка. Пространство написано довольно условно. Изображение тонких деревьев напоминает о хрупкости природы.Автор очень тонко сравнивает человека и природу, передает их красоту и свежесть.Изображая мать и ребенка, художникустранил все лишние подробности.Тонкие мягкие линии создают эффект парения.
Дети с невинными лицами, круглыми глазами, розовыми щеками и черными волосами стали основным объектом творчества автора. Художественная образность в ее картинах в основном сосредоточена на женщинах и детях, ее привлекает тема любви матери и ребенка. Работа «Дети собирают цветы» (1940–1945)выполнена в ярких оттенках красок. Образ романтичный, невинный и чистый. Дети на картине обращают мысли к миру детства, спокойному прошлому. Естественный свет падает на героев. Контраст, построенный между светло-желтым и фиолетовым,светло-синим,светло-зеленым и розовым и другими оттенками, создает эффект прохлады. Мастер использует естественный свет и цвет, оживляя композицию. Картина наполнена свежим весенним воздухом. Масляная краска положена плотным слоем, нанесены яркие цветовые пятна фиолетовым, белым, желтым. Работа выполнена на пленэре. Воздух, прохладное солнце обволакивают героев картины. Использованы пастозная техника работы кистью, гибкие фактуры, богатые цветовые пигменты. С помощью смешения цветов передана свобода и сила эмоций.
Рис. 2. Нгуен Зя Чи. «Река Хонг Хоанг». 1943. Холст, масло
Работа «Река Хонг Хоанг» (1943) Нгуена Зя Чи[7] (1908–1993) выполнена в технике масляной живописи. Фактура ярко выраженная. Передана глубина пространства. Художник изображает лодки на реке. Использован яркий свет для передачи мерцания воды и неба. Плотные, пастозные мазки создают особую эмоциональность. Светло-серым написаны небо, облака, огромные, величественные горы, серо-синяя гамма создает волшебный, впечатляющий пейзаж. Художником использован светотеневой контраст. Центральный парусник окружает белая рябь на воде, создавая визуальный эффект мерцания реки. Солнечный свет, пробивающийся из-за облаков, переливаясь, отражается в воде. Лодки покачиваются на волнах.Плотные слои масляной краски смешиваются с белым, в результате чего создаются прозрачные оттенки. Лодки, песок, горы показаны весьма обобщенно. Картина выполнена на пленэре. Нгуен Зя Чи находился под влиянием работ Э. Мане.
Среди вьетнамских художников, испытавших влияние импрессионизма, следует выделить Нам Щына, Ле Фо, Май Чунг Хы, То Нгок Вана, Ань Сына, Ле Тхи Лыу, Тран Ван Кана, Лыу Ван Дина, Нгуен Зя Чи, Нгуен Тыонг Лана, Хун Дук Тхуана, Лыонг Щуана Зи и других. Они работали с естественным светом, использовали яркие цвета, свободные фактуры, пастозные мазки, выезжали на пленэр. Для цветовой палитры характерны оригинальные цвета.Вьетнамские художники этого времени создавали живые, впечатляющие работы, отражающие жизнь своего народа.
Литература:
- Во Ван Лак, Влияние французского искусства на традиционную живопись Вьетнама в период 1925–1945 гг.//Молодой ученый (№ 1 (81), январь- 1 2015 г.
- Во Ван Лак, Типичные работы авторов живопись Вьетнама в период 1925–1945 гг../ Молодой ученый (№ 2 (82), январь — 1 2015 г.- С 573–578.
- Нгуен, В. Ч. Искусство. Комментарии / В. Ч. Нгуен. — Ханой: Изобразительное искусство, 2000.
- Нгуен, З. К. Сущность восточной философии / З. К. Нгуен. — Хошимин: Издательство Хошимина, 1999.
- Нгуен, Л.Т. Б. Современное искусство Вьетнама / Л.Т. Б. Нгуен, Н. Х. Буи, Т. Фам, В. Ч. Нгуен. — Ханой: Изобразительное искусство, 2005.
- Нгуен, Х. Искусство Вьетнама XX века / Х. Нгуен. — Ханой: Знание, 2011.
[1] Родился в Марселе. В 1913 г. окончил Колледж декоративного искусства в Париже. В 1914 г. началась Первая мировая война. Поступил в армию, был ранен в 1917. После войны продолжает обучение декоративному искусству в студии E. Моран (E. Morand). В 1927 г. были отправлены для участия в Национальном салонекартины, написанные маслом, «Северный Вьетнам» и «Девушка Аннама».В 1929 г. состоялась его первая персональная выставка в Ханое.
[2]Выпускник факультета живописи Колледжа изобразительных искусств Индокитая (1926–1931). Принимал участие в международных выставках, в частности САДЕАИ (SADEAI) в 1935 и 1936 гг. с работами «Лодка на реке Хыонг», «Пейзаж Ты Дык», «Пейзаж Ангкор и Baнкoр» и др. Был первым ректором Художественного колледжа Вьетбакас 1950по 1954 гг.
[3] Окончил факультет живописи в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1932–1937).
[4] Окончил первый поток факультета живописи Колледжа изобразительных искусств Индокитая (1925–1930). Создавал работы с помощью различных материалов. В его романтическом стиле содержится национальный дух. Май Чунг Хы участвовал во многих выставках и добился успеха: 1932 г. выставка в Риме, 1938 – в Париже, 1941 г. – в Алжире, персональные выставки во Франции в 1964, 1967 и 1980 гг. и т.д.
[5]Тран Ван Кан окончил факультет живописи Колледжа изобразительных искусств Индокитая (1931–1936). Принимал участие во многих художественных выставках: среди них, ФАТРА (FATRA) – выставка ассоциации Аннам – и «Уникальный салон» в 1943 и 1944 гг. После восстановления мира в стране принимал участие во многих международных выставках и получил ряд престижных наград. Тран Ван Кан сделал большой вклад в искусство, многие произведения обладают высокой художественной ценностью. Является академиком Художественной академии Германской Демократической Республики, обладает Государственной премией Хо Ши Мина за вклад в литературу и искусство.
[6] ВикторТардье родился в Лионе, Франция, умер в Ханое, Вьетнам. Был первым ректором в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1925–1937). Знаменитый художник, участник выставки «Salon De Paris», получил несколько наград. Тардье получил также награды в Индокитае и Вьетнаме. Во время жизни во Вьетнаме написал множество произведений, отражающих местные аспекты жизни и обычаи.
[7] Выпускник факультета живописи Колледжа изобразительных искусств Индокитая (1929-1934).