Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступивший в силу с 1 января 2014 г., расширил перечень принципов по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Законодательство о контрактной системе основывается на шести принципах.
Рис. 1. Принципы контрактной системы
По мнению автора, принцип профессионализма заказчика, является базовым принципом контрактной системы государственных закупок, гарантией реализации которого является осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок и принятие мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].
Принципы открытости и прозрачности означают свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе, что обеспечивается путем размещения полной и достоверной информации в единой информационной системе, которое осуществляется непосредственно специалистами заказчика.
Гарантией реализации принципа обеспечения конкуренции служит запрет на совершение участниками контрактной системы любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Уровень конкуренции на торгах на прямую зависит от добросовестного соблюдения специалистами заказчика законодательства о контрактной системе. Профессионализм заказчиков может выступать как развивающий, так и сдерживающий фактор конкурентной среды.
Переход России к инновационному пути развития не возможен без соблюдения принципа стимулирования инноваций, который также предполагает высокую квалифицированность кадров государственных заказчиков, необходимым условием которого является планирование и осуществление закупок исходя из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Принцип соблюдения единства контрактной системы в сфере закупок реализуется посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, качество которого напрямую зависит от квалифицированности кадров.
Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок обеспечивается планированием и осуществлением закупок специалистами заказчиков, которые должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд [1].
Таким образом, принцип профессионализма заказчика является основополагающим принципом контрактной системы в сфере закупок, и достижение максимальных результатов осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд с наименьшими затратам бюджетных средств невозможно без высокого профессионализма участников закупочного процесса.
Принципу профессионализма заказчика уделяется особое внимание, что подтверждается принятием профессиональных стандартов «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок», а также направлением Минэкономразвития России и Минобрнауки России методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок.
При этом по результатам мониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» в 2015 году в 32 % проверенных процедур были выявлены нарушения и выданы предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок; в 1,2 раза возросло количество поданных жалоб участников закупок; увеличилось количество выданных постановлений о наложении административных штрафов за нарушении законодательства в сфере закупок. Так, наибольшее количество нарушений приходится на утверждение заказчиками документации о закупках, не соответствующей требованиям; на нарушение порядка отбора участников закупок, несоблюдение сроков размещения планов-графиков; на нарушения порядка обоснования начальных (максимальных) цен [2].
Сложность законодательства о контрактной системе, увеличение количества подзаконных нормативных актов, регулирующих сферу государственных закупок, персональная ответственность за соблюдение требований законодательства о государственных закупках, требует от специалистов сферы закупок высокой квалификации и способности адаптироваться к изменяющимся условиям осуществления государственных закупок при изменении законодательства, для качественного и добросовестного исполнения ими своих должностных обязанностей. Предлагается ужесточить требования к реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок и сделать их обязательными, а не рекомендательными для исполнения образовательными учреждениями, ужесточить требования к итоговой аттестации подготовки обучающихся, увеличить сроки освоения обучающих программ, установить критерии для специалистов, непосредственно привлекаемых для проведения занятий.
Литература:
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44 — ФЗ (ред. 03.07.2016) // Российская газета, № 80, 12.04.2013.
- Доклад Министерства экономического развития Российской Федерации о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/