Реформа системы высшего образования, начавшаяся в странах СНГ (Узбекистан, Россия, Украина, Беларусь), форсированное внедрение тестового отбора абитуриентов, применение рейтинговой системы оценки ЗУН студентов требует активного внедрения новых информационных технологий (НИТ) обучения, и следовательно, разработку и внедрения адекватных средств контроля и управления учебным процессом.
Необходимость использования мощных дидактических возможностей компьютеров в процессе обучения, контроля и коррекционной работы с студентами отмечают теоретики и практики дидактической тестологии и государственные учреждения, ответственные за развитие системы образования [1, 2].
В настоящее время в распоряжении преподавателя имеются различные текстовые редакторы, позволяющие качественно подготовить текстовую информацию для создания учебной базы данных (УБД).
Для более квалифицированных пользователей при создании информационных файлов, банка учебных заданий, обработки (хранения в архивных файлах, сортировки, поиск) и выдачи информации, необходимо использовать системы управления базами данных (СУБД). Наиболее широкое применения в повседневной практике нашли СУБД: Clipper v.5.0 и выше, dBASE +++, Paradox v.3.0, FoxBASE, FoxPro v.2.0 и др.
Рынок пользовательских программ предлагает также ряд специализированных пакетов для разработки обучающих курсов по различным дисциплинам: AutoCAD — учебная графика, MathCAD — математика и тригонометрия, TechCAD v.3.0 — учительский пакет универсального назначения и др. Несомненно, что у современных ПЭВМ массового производства с многооконными дисплеями, развитой графикой, встроенными аудиои видеоблоками и вставок телефрагментов имеются богатые возможности подкрепления ЗУН в лучших традициях репетиторства и программированного обучения.
Единственное, что требуется от заинтересованного в результатах своей работы, разработчика, освоить и умело использовать выбранные пакеты программных средств.
Следует отметить, что в зависимости от диагностируемых целей обучения, сроков проведения, оснащенности компьютерным оборудованием, количества и уровня компьютерной грамотности тестируемых могут быть использованы: бланковый, компьютеризованный и компьютерный варианты тестирования [3, 4].
Качественное выполнение данного этапа существенным образом зависит от квалификации персонала и технического оснащения отдела тестирования учебного заведения современным компьютерным оборудованием, удобными классами вычислительной техники (КУВТ).
Практика компьютерного дидактического тестирования показала, что при работе с контролирующе-тестирующими программами студенты допускают ряд типичных ошибок:
‒ неумение работать с клавиатурой компьютера, например, переход от латинского к русскому шрифту и наоборот, исправление допущенных ошибок клавишей «BackSpace» и перепутать цифровые клавиши с оцифрованными управляющими клавишами и др.;
‒ технические ошибки: неправильный ввод исходной информации (Ф. И. О., N % группы и шифр специальности, N % варианта, дата и др.), что приводит к записи неверной информации в файле «ЖУРНАЛ»;
‒ невнимательность — случайное нажатие оцифрованных управляющих клавиш, нажатие «ВК» до выбора правильного ответа, ошибка при нажатии цифровых клавиш;
‒ торопливость — желание набрать премиальные баллы или боязнь потерять баллы за просрочку отведенного контрольного времени.
Во избежание перечисленных ошибок обследуемым рекомендуется соблюдать следующие правила работы:
‒ предварительно изучить принципы работы и расположение символов на клавиатуре компьютера, отработать навыки общения с компьютером во время занятий в дисплейных классах;
‒ до начала тест-опроса ознакомиться с вопросами тестового контроля и изучить учебный материал по теме, а может и по предыдущим темам (если предстоит РУБЕЖНЫЙ контроль);
‒ быть внимательным, четко знать и выполнять каждый логический шаг своих действий во время тестового опроса.
‒ научиться рационально использовать отведенное время, для чего необходимо хорошо изучить учебный материал и уметь разбираться в накопленной учебной информации.
Эти правила автоматически выводятся на экран дисплея перед процедурой тест-опроса. Время, затраченное на изучение данной инструкции, НЕ ВХОДИТ в контрольное время тестирования.
Литература:
- Фролова Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт. Проблемы. Перспективы. — Новосибирск: Наука, 1988.
- Цевенков Ю. М., Семенова Е. Ю. Эффективность компьютерного обучения. //Новые информ. технологии в образовании. Обзорная информация, вып.6, НИИВО. — М.: 1991.
- Абдукодиров А. А. Тест синовларини компьютер ердамида утказиш тизими. // Концептуальные и метод. вопросы подготовки бакалавров по направлениям: Тез. докл. респ. научно-метод. конф. — Бухара, 1995.
- ЭВМ помогает химии. /Пер. с англ. Под ред. Г.Вернена, М. Шанона. — Л.: Химия, 1990.