В статье рассматриваются особенности механизма борьбы с экстремистской преступностью. Автор выявляет круг преступлений, которые следует считать экстремистскими, определяет основные сложности, возникающие при расследовании, приводит комплексы противодействия экстремизму.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, комплексы противодействия экстремизму, правовая культура, правосознание
Россия, будучи страной многонациональной и многоконфессиональной, в качестве одной из существенных внутренних проблем имеет преступность экстремистской направленности. Несмотря на то, что отношения между различными этносами в нашей стране базируются на длительном историческом опыте мирного сосуществования, преступность на экстремистской почве является широко обсуждаемой темой.
Проблематика анализа экстремистской преступности заключается в том, что она весьма многообразна и с трудом поддается единой классификации, в связи с чем не представляется возможным выработка единого комплекса мер противодействия. Также данная преступность затрагивает острые социальные проблемы, большое количество преступлений, получивших широкую общественную огласку, совершено по экстремистским мотивам.
ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [9] содержит в себе перечень видов экстремистской деятельности, который весьма широк и включает в себя возбуждение социальной, национальной розни, публичное оправдание терроризма и др., в рамках чего понятия экстремизма и экстремисткой деятельности рассматриваются как тождественные.
Стоит отметить, что противодействие экстремистской преступности нужно рассматривать в общем ключе борьбы с экстремизмом, которая проявляется в самых разнообразных формах. Комплекс мер противодействию экстремизму включает в себя меры идеологические, социально-экономические, правовые и административные, которые направлены как на профилактику экстремизма, так и на судебное противодействие экстремистам [6, с. 74].
Говоря непосредственно о противодействии экстремистской преступности можно выделить два основных ее аспекта:
‒ специальное нормативно-правовое регулирование;
‒ осуществление расследования по экстремистским преступлениям;
‒ профилактика экстремизма, проводимая с участием силовых структур.
Под специальным регулированием мы пониманием в первую очередь наличие в УК РФ [8] соответствующих составов преступлений и их законодательное развитие. Однако, не совсем ясно, какие именно преступления следует считать экстремистскими. Следуя максимально широкой их трактовке, все они подразделяются на три группы:
‒ преступления, где экстремистский мотив называется в качестве конструктивного признака основного состава (ст. 136, п. «б» ч. 1 ст. 213, ст. 280, 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ);
‒ преступления, где экстремистский мотив предусматривается в качестве конструктивного признака основного состава (ст. 148, 149, 354.1 УК РФ);
‒ преступления, где экстремистский мотив называется в качестве квалифицирующего признака состава (п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, ст. 116, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119, ч. 4 ст. 150, ч. 2 ст. 214, п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ) [2, с. 282].
После того, как выявлен круг экстремистских преступлений, можно говорить об особенностях их расследования. Мало иметь норму права, необходимо эту норму должным образом применить, иначе борьба с экстремизмом успехом не увенчается. Тут возникает большое количество сложностей, носящих процессуально-криминалистических характер. Единого состава преступного экстремистского деяния нет, поэтому можно приводить различные виды экстремистских преступлений, каждый из которых будет требовать собственного тактико-криминалистического подхода. К примеру, при расследовании уголовных дел по ст. 282 УК РФ необходимо прибегать к специальным знаниям, при расследовании преступлений, совершенных экстремистским сообществом, нужно выявить особенности их идеологии, характер связей между членами сообщества и др. [10, с. 3–4] Обостряет ситуацию тот факт, что важные законодательные положения могут иметь различия в толковании, что касается, в частности, такого понятия как «социальная группа», имеющее оценочный характер [3, с. 284].
Отдельного внимания заслуживает мотивация совершения экстремистских преступлений, которая отнюдь не отличается единством. Если в случаях, когда экстремистские мотивы служат квалифицирующим основанием, все более-менее ясно, поскольку они ориентированы на буквальное толкование [4, с. 57], то при рассмотрении составов преступлений, в рамках которых мотив не имеет квалифицирующего значения, могут возникнуть определенные сложности. Выяснение особенностей мотивационной сферы преступника необходимо для объективного расследования преступления и вынесения справедливого приговора. Экстремистские мотивы хотя и имеют единую сущность, но они отличаются большим разнообразием.
Уголовное право и криминалистика разрабатывают практико-ориентированные категории знаний об экстремизме, однако этого достаточно лишь в рамках расследования конкретных преступлений, тогда как лишь посредством этого проблема противодействия экстремистской преступности решена быть не может. Здесь необходим комплексный, интегративный подход. Существенные знания разрабатывает такая наука как криминология, причем при криминологическом анализе решаются конкретные задачи: изучение динамики экстремистских преступлений, вычленение их основных признаков, определение процессов детерминации, разработка направлений совершенствования борьбы с экстремистской преступностью [12, с. 165].
Понятия экстремизма является широким и многоплановым, поэтому, как уже подчеркивалось ранее, единого комплекса мер для противодействия ему выработать невозможно ни с теоретических, ни с практических позиций. Заслуживает внимания позиция Клейменова М. П., который выделяет следующие комплексы противодействия экстремизму, структурно состоящие из цели, направления, мер, подлежащих применению:
‒ комплекс противодействия административному экстремизму, целью которого является формирование уважения к закону и устранение правового нигилизма;
‒ комплекс противодействия либеральному экстремизму, целью которого является повышения уровня правовой культуры граждан;
‒ комплекс противодействия этническому экстремизму, целью которого служит создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
‒ комплекс противодействия молодежному экстремизму, целью которого служит повышения уровня правовой культуры [1].
Несмотря на то, что данные комплексы имеют схожие цели, они различаются по направлениям деятельности и планируемым мерам.
В российском информационном поле широко обсуждается чаще всего молодежный экстремизм и экстремистская деятельность в сети интернет, на чем мы остановимся подробнее.
Экстремизм как социальное явление отличается большой динамикой — он способен быстро менять формы средства совершения преступлений, поэтому как законодательство, так и сложившаяся практика порой не поспевает за соответствующими социальными колебаниями. В последние годы нарастает экстремизм в сети Интернет, который проявляется не только в обычных экстремистских публикациях — получают все большее распространение экстремистские структуры, которые действуют по сетевому принципу [7, с. 144]. Борьба с данным явлением носит широкий характер — помимо деятельности следственных органов, прокуратуры и судов можно отметить работу Роскомнадзора по мониторингу сети Интернет, а также недавно принятый так называемый «пакет Яровой», который, хотя и направлен в первую очередь на борьбу с терроризмом, однако служит большим подспорьем и для противодействия экстремизму.
Традиционно к экстремистской деятельности наиболее склонны молодые люди, в противоправных поступках которых зачастую смешиваются как экстремистские, так и хулиганские мотивы, поэтому большую значимости имеет молодежная антиэкстремистская политика государства. Молодые люди испытывают на себе большое количество различных социально-регулятивных механизмов, лишь часть из которых является сугубо правовыми, что создает благодатную почву для проведения в первую очередь профилактических и воспитательных мер. В данном плане представляют в первую очередь не криминологические, а скорее социально-культурные, педагогические знания. Так, исследователь Ханбабаев К. М. выявляет закономерности, в соответствии с которыми должна строиться молодежная антиэкстремистская политика: предрасположенность к совершению противоправных действий, как правило, исчезает после становления личности без какого-либо внешнего воздействия; репрессивные меры со стороны государства часто приводят к негативным явлениям [11, с. 9–10]. Нельзя согласиться с теми авторами, которые видят проблемы эффективности борьбы с экстремизмом лишь в несовершенстве законодательства [5], потому как правовое регулирование является хотя и неотъемлемой, но все же, одной из шестеренок механизма противодействия экстремизму. Ученый Клейменов М. П. считает, что вины молодежи не бывает без вины старшего поколения, поэтому для мер по противодействию экстремизму необходимо создавать нравственно-политические основания [1, с. 160].
Для успешного противодействия преступлениям экстремистской направленности необходимо разрабатывать специализированные комплексы, которые должны отвечать таким требованиям, как научная обоснованность, практическая реализуемость, концептуальность, потенциальная результативность. В процессе противодействия экстремизму должен усматриваться максимально широкий круг субъектов, деятельность которых должна строиться на общих координационных началах.
Литература:
- Клейменов М. П., Сейбол Е. М. Развитие правовой грамотности и правосознания граждан в сфере противодействия экстремизму // Вестник Омского государственного университета. Серия: Право. 2011, № 3.
- Куковякин А. Е. Объем понятия экстремистского преступления // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015, № 2.
- Кунашев А. А. «Социальная группа» как уголовно-правовой признак // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2011, № 4.
- Пестерева Ю. С., Чекмезова Е. И. Некоторые проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом в современных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015, № 1.
- Рыдченко К. Д., Соловьев В. С. Правовые меры противодействия экстремизму в молодежной среде // Вестник Воронежского института МВД России. 2013, № 3.
- Стригуненко Е. В. Роль правоохранительных органов в противодействии экстремизму // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2011, № 2.
- Троегубов Ю. Н. Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет // Гуманитарный вектор. Серия: история, политология. 2014, № 3.
- Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954 (ред. от 06.07.2016).
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3031 (ред. от 23.10.2016).
- ХаитжановАзимжан Проблемные аспекты в расследовании преступлений экстремистской направленности // Наука. Общество. Государство. 2013, № 3.
- Ханбабаев К. М. Противодействие экстремизму в молодежной среде // Исламоведение. 2011, № 2.
- Щербакова Л. М. Некоторые проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом в современных условиях // Общество и право. 2014, № 4.