В статье освещены основные итоги развития экономики Узбекистана за годы независимости и перспективные направления её развития на 2016–2030 годы.
Ключевые слова: экономика, реформа, стабилизационная политика, модернизация экономики, валовый внутренний продукт, инвестиции.
Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отмечал, что “Действительно, Узбекистан, который в составе бывшего Союза был одной из самых отсталых республик с низким экономическим потенциалом и уровнем жизни населения, сырьевым придатком, поставляющим в основном хлопок, за исторически короткий период стал современным государством со стабильно развивающейся многоукладной экономикой, и это — объективная реальность, вызывающая восхищения у многих ведущих международных аналитиков и экспертов” [1]. Так, Узбекистан в 1990 году по производству валового общественного продукта на одного жителя занимал 12- е место в стране, производство национального дохода на душу населения вдвое ниже среднесоюзного уровня. По производительности труда в промышленности республика отставала от страны на 40 %, в сельском хозяйстве — вдвое. Производство товаров народного потребления на душу населения в республике составило 40 % от среднесоюзного уровня. По уровню дохода, потреблению основных видов продуктов питания наша республика находилась в числе самых последних среди союзных республик. Средний житель Узбекистана почти в два раза меньше, чем по стране в целом, потреблял мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, яиц. Доля населения со среднедушевым совокупным доходом менее 75 рублей в месяц составила почти 45 %, тогда как по стране — немногим более 12 %. Около миллиона человек не мог найти приложения своим силам в общественном производстве [2, с.167].
Принятая после достижения назависимости Узбекистана модель перехода к социально ориентированной свободной рыночной экономики,,основанная на таких принципах как деидеологизация, прагматичность экономической политики, выраженной как приоритет экономики над политикой, возложение роли главного реформатора на государство, обеспечение верховенства закона, проведения сильной социальной политики, поэтапность и постепенность в реализации реформ позволили за короткий исторический период создать независимое, суверенное, демократическое государство со стабильно развивающейся многоукладной рыночной экономикой.
Одним из главных достижений первого этапа реформ является преодоление спада производства и достижение макроэкономической стабильности, обеспечение экономического роста. В этих целях во главе с Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым была разработана и реализована стабилизационная политика. «Стабилизационная политика, — отмечал И. А. Каримов, — это прежде всего целенаправленная государственная политика по поддержанию макроэкономического равновесия, по недопущению обвального спада производства и массовой безработицы, обеспечение управляемости уровня инфляции и денежной эмиссии, сохранения платежного баланса» [3.с.181]. Благодаря этой политики спад производства был приостановлен в конце 1995 года. В целом, валовой внутренний продукт республики в 1995 году по сравнению с 1990 годом снизился на 18,2 %. Тогда, как в других странах СНГ, взявшие на вооружение чисто жесткие монетарные методы макроэкономического регулирования, падение объемов валового внутреннего продукта составило в среднем 40–60 %, в т. ч. в России на 48 %, в Казахстане и Украине до 55 %, в Молдове в 2 раза. А в Узбекистане, в результате проведения сбалансированной монетарной политики с политикой поддержки базовых отраслей и структурных преобразований, начиная с 1996 года ВВП начала расти. Так, реальные темпы роста ВВП составили в 1996 году 1,6 %, в 1997 г. 5,2 %, 1998 и 1999 гг. в среднем на 4,3 %, в 2000 г. 3,8 %, в 2001 и 2002 гг. в среднем 4,2 %, в 2003 г. 4,3 %, в 2004 г. 7,7 %, в 2005 г. 7,0 %, в 2006 г. 7,3 %, в 2007 г. 9,5 %, в 2008 г. 9,0 %., в 2009 г. 8,1 %, 2010 г. 8,5 %, 2011 г.8,3 %, 2012 г. 8,2 %, 2013 г. 8,0 %, 2014 г. 8,1 %, 2015 г.8,0 % (см. Табл. № 1.) [4].
Таблица 1
Динамика основных макроэкономических показателей экономики Республики Узбекистан (в % к предыдущему году).
Показатели |
1991г. |
1995г. |
2000г. |
2005г. |
2010г. |
2014г. |
2015г. |
Валовый внутренний продукт |
99,5 |
99,1 |
103,8 |
107,0 |
108,5 |
108,1 |
108,0 |
Промышленная продукция |
101,5 |
100,1 |
105,9 |
107,3 |
108,3 |
108,3 |
108,0 |
Продукция сельского хозяйства |
98,9 |
102,2 |
103,1 |
105,4 |
106,8 |
106,9 |
107,0 |
Инвестиции в основной капитал |
105,0 |
104,0 |
101,0 |
107,0 |
109,2 |
110,9 |
109,5 |
Строительные работы |
96,6 |
95,8 |
103,0 |
107,8 |
108,1 |
118,3 |
118,0 |
Розничная торговля |
82,3 |
95,7 |
107,6 |
108,2 |
114,7 |
114,3 |
115,0 |
Платные услуги |
114,7 |
116,3 |
113,4 |
111,4 |
112,0 |
За эти годы уровня инфляции имели тенденции к снижению. Так, если в 1996 году среднегодовой уровень инфляции составил 64,3 %, то она снизились в 2000 году до 28,2 %га, в 2015 г. до 5,6 % [5].В республике начиная с 2005 г. государственный бюджет исполняется с профицитом. В 2015 году годовой бюджет выполнен с профицитом в размере 0,1 % к ВВП.
Узбекистан за истекший период своего независимого развития всегда придерживался принципа по отказу от краткосрочных спекулятивных кредитов и привлечения иностранных инвестиций в основном на долгосрочной основе и по льготным процентным ставкам. Поэтому совокупный внешний долг республики в настоящее время составляет 18,5 % к ВВП и характеризуется по всем основным критериям Всемирного банка как «менее чем умеренный». С 1998 года по 2015 год общее налоговое бремя к ВВП снижено с 39,0 % до 20 %.
В Узбекистане осуществляется умеренно жесткая денежно-кредитная политика, в результате которой обеспечивается стабильность, устойчивость, прозрачность и эффективное функционирование банковской системы. Так, за последние 5 лет совокупный капитал банковской системы вырос в 2,4 раза. Уровень достаточности капитала нашей банковской системы составляет почти 24 %, что в 3 раза превышает общепринятые международные стандарты, а ее ликвидность — в 2 раза выше самых высоких индикаторных оценок.
Высокие темпы экономического роста в Узбекистане обеспечены прежде всего за счет глубоких структурных изменений в экономике. За короткий период были обеспечены топливно-энергетическая и зерновая независимость страны, а также созданы абсолютно новые, высокотехнологичные отрасли, такие как автомобилестроение, нефтегазовая, нефтехимическая, электротехническая, фармацевтическая, текстильная, пищевая и другие отрасли промышленности. Объем инвестиций в основной капитал увеличился с 1990года по 2014 год более чем в 14 раз. В 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 %. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 % всех инвестиций — это иностранные инвестиции, из которых 73 % составляют прямые иностранные инвестиции. 67,1 % всех инвестиций направлены на производственное строительство. Это позволило в 2015 году завершить строительство и обеспечить ввод 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов.
Следует отметить, что важным аспектом проведения структурных преобразований, направленных на повышение роли частной собственности, является реализация государственной программы разгосударствления и приватизации. Важнейшим отличием приватизации в республике является то, что данный процесс осуществлялся поэтапно, с передачей предприятий реальным собственникам, принимающим соответствующие инвестиционные обязательства, обеспечивающих модернизацию и развитие приватизированных предприятий. В результате осуществления программы разгосударствления и приватизации, а также стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства на начало 2015г. на долю негосударственного сектора в структуре ВВП приходится более 84 %, а также 85,6 % промышленной продукции, 99,8 % продукции сельского хозяйства, оптового и розничного товарооборота и сферы услуг. Удельный вес малого бизнеса и частного предпринимательства в структуре ВВП увеличился с 1,5 % в 1991 г. до 56,7 % в 2015 г. Доля сферы услуг в ВВП возросла с 16,3 % в 1991 г. до 54,5 % в 2015 г.[6].
В сельском хозяйстве Узбекистана в результате осуществления аграрных реформ создано около 80 тысяч высокопроизводительных частных фермерских и 4,3 млн. дехканских хозяйств путем ликвидации около 4 тысяч неэффективных ширкатных хозяйств. Ими производится 100 % хлопка сырца и зерна, закупаемого для государственных нужд, а также весь объем плодовоовощной,животноводческой и других видов сельскохозяйственной продукции. Обеспечена полная продовольственная независимость страны, в частности, начат экспорт зерна, тогда как ранее почти 90 % потребности покрывалось за счет его импорта. За счет интенсификации сельскохозяйственного производства, улучшения селекции и внедрения районированных сортов хлопчатника и зерновых колосовых и других культур, освоения современных агротехнологий в республике ежегодно обеспечивают высокий урожай сельскохозяйственной продукции. В 2015 году произведено более 7500 тысяч тонн зерна, 3350 тысяч тонн хлопка, 12592 тысяч тонн овощей, в т. ч. картофеля, 1832 тысяч тонн бахчевых, 1556 тысяч тонн винограда, 2731 тысяч тонн фруктов. При этом их средняя урожайность за годы независимости ощутимо увеличилась.
Реализация структурных преобразований и глубокая модернизация экономики Узбекистана позволили обеспечить динамичный рост объемов экспорта и качественные изменения в структуре внешнеторгового оборота. В последние годы несмотря на существенные замедления темпов роста мировой торговли и сокращение внешнего спроса, снижение мировых цен на важнейшие экспортные товары удалось достичь положительного сальдо во внешнеторговом обороте, что позволило обеспечить рост государственных золотовалютных резервов. Доля экспорта традиционного для Узбекистана хлопка-волокна снизилась с 59,7 % в 1990 г. до 7,4 % в 2014г. Удельный вес продовольственных товаров в составе импорта за эти годы сократился в более 4,5 раза. А доляимпорта машин и оборудования увеличились с 12,1 % в 1990 году до 39,7 % в 2015 год [7].
Следует отметить, что в результате осуществления «Узбекской модели» реформирования и модернизации страны, в т.ч. экономики за годы независимости ВВП увеличились в 6 раз, а реальные доходы на душу населения в 9 раз, последние 11 лет среднегодовые темпы роста ВВП составили не менее 8 %. В то же время численность населения республики увеличилась на 11 миллионов человек. Согласно рейтингу авторитетного Всемирного экономического форума Узбекистан входит впятерку стран ссамой быстро развивающейся экономикой вмире по итогам 2014–2015 годов и прогнозам роста на 2016–2017 годы. Кроме того, в 2015 году Узбекистан стал одной из стран, получивших награды за достижение Целей развития тысячелетия вобласти обеспечения продовольственной безопасности государствами-членами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) [8.с.67].
Достигнутые успехи в проведении экономических реформ позволили Узбекистану первым среди стран СНГ начать реализацию крупномасштабных социальных программ. Так, в Узбекистане успешно реализованы Национальная программа подготовки кадров и Государственная общенациональная программа развития школьного образования. В результате осуществления этих программ в республике построено, реконструировано и введено в эксплуатацию 1412 академических лицеев и профессиональных колледжей, рассчитанных на 1,5 млн ученических мест, а также 8499 общеобразовательных школ, на более чем 4,1 млн ученических мест. Ежегодные расходы на образование в Узбекистане составляют порядка 10–12 % к ВВП, что почти в 2 раза превышает соответствующие рекомендации ЮНЕСКО (6–7 %) по размерам инвестиций в образование, необходимых для обеспечения устойчивого развития страны. Благодаря реализации данных программ создана целостная современная образовательная система, обеспечивающая подготовку высококвалифицированных, творческих, целеустремленных трудовых ресурсов, способных создавать высокотехнологичную продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках.
В Узбекистане важнейшее внимание уделяется реализации Государственной программы реформирования системы здравоохранения как одного из главных элементов в комплексе мер, направленных на усиление социальной защиты населения. В результате осуществляемых мер за последние пять лет материнская смертность на 100 тысяч новорожденных сократилась с 23,1 до 19 случаев, смертность детей в возрасте до 5 лет — с 14,8 до 13,9 а младенческая смертность — с 11 до 10,7. По этим показателям наша страна полностью достигла соответствующих Целей развития тысячелетия ООН. Более 59 % расходов Государственного бюджета направляются на социальные нужды [9].
Следует отметить, что динамично развивающаяся индустриальная, активно привлекающая передовые технологии экономика обеспечила устойчивый рост реальных доходов населения. За 2000–2014 годы реальные доходы населения увеличились в 11 раз, среднемесячные зарплаты в 20,4 раз, пенсии в 16,6 раз. Только в 2015 г. средняя заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии и стипендии были увеличены на 21,9 %, а реальные совокупные доходы на душу населения повысились на 9,6 %. Доходы от предпринимательской деятельности увеличились до 52 % против 47,1 % в 2010 году. Соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного населения и 10 % наименее обеспеченного населения — так называемый «децильный коэффициент» — имеет устойчивую тенденцию к снижению и в 2015 году составило 7,7 по сравнению с 8,5 в 2010 году. Сложившийся международный показатель, характеризующий расслоение по доходам, — индекс Джинни в 2015 году составил 0,280 против 0,390 в 2000 году и по своему уровню значительно ниже, чем во многих экономически развивающихся странах мира.
Качественные изменения произошли в уровне и структуре обеспеченности населения товарами длительного пользования, большинство из которых сегодня производится у нас в стране. В частности, обеспеченности семей легковыми автомобилями достигла, что в 1,5 раза больше показателя пятилетней давности, персональными компьютерами — 47 с ростом за этот период в 3,9 раза, кондиционерами — 31, или, соответственно, в 1,7 раза, мобильными телефонами -234, или в 1,6 раза. По проведенным под эгидой ООН с участием группы независимых экспертов в 2015 году рейтинговым оценкам 158 стран мира по такому показателю, как «индекс счастья», характеризующему способность страны обеспечить своим жителям счастливую жизнь, Узбекистан занял 44-е место против 60-го места в 2013 году.
В перспективе как отмечал Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов «Главным ориентиром для нас должно быть непрерывное технологическое и техническое обновление производства, а также постоянный поиск внутренних резервов, осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, модернизации и диверсификации промышленности» [8, с73]. В этой связи поставлена целевая задача не менее чем в 2 раза увеличить к 2030 году объем валового внутреннего продукта страны. За счет кардинальных структурных преобразований будут обеспечены ускоренный рост промышленности и будут доведены ее доля в ВВП до 40 % против 33,5 % в 2015 году, а доля сельского хозяйства снизить с 16,6 % до 8–10 %, сократить энергоемкость ВВП примерно в 2 раза в результате широкого внедрения современных энергосберегающих технологий. Как показывают расчеты, в результате выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью объемы производства нефтегазохимической продукции могут быть увеличены с освоением новых ее видов к 2030 году в 3,2 раза, изделий из цветных металлов — в 2,2 раза, продукции химической промышленности, включая минеральные удобрения, — в 3,2 раза. Намечается также осуществить углубленную переработку хлопкового волокна, фруктов и овощей по современным технологиям. Эта позволит увеличить к 2030 году объемы производства востребованной на внешнем и внутреннем рынке экологически чистой готовой продукции текстильной и легкой промышленности в 5,6 раза, плодоовощной продукции- в 5,7 раза [8.с.74–75].
В перспективе неуклонное продолжения начатых с первых дней независимости системных рыночных реформ и модернизации производства, глубоких структурных преобразований в экономике, прежде всего в промышленности и сельском хозяйстве, обеспечения опережающего развития и защиты частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса, макроэкономической сбалансированности являются важнейшими приоритетами экономической программы нашей страны на 2030 год и на ближайший период. Реализация этих мер позволит не только достойно противостоять вызовам и угрозам продолжающиеся мирового финансово-экономического кризиса, предотвратить его негативное влияние на нашу экономику, но и выйти после его завершения еще с более сильной, устойчивой, сбалансированной экономикой, занять свою прочную нишу на мировых рынках, обеспечить на этой основе динамичный экономический рост, последовательное решение задач по дальнейшему повышению уровня жизни и благосостояния нашего населения [10.с.26–27].
Литература:
- Каримов И. А. Наша главная задача — поднять на новый уровень реформирование и демократизацию общества, модернизацию страны: доклад на торжественном собрании, посвященном 23-й годовщине Конституции Республики Узбекистан. //Народное слова, 6 декабря 2016 г.
- Каримов И. А. Узбекистан на пороге достижения независимости. Т.:”Узбекистан” ИПТД, 2012. 167-бет.
- Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. — Т.: «Ўзбекистон», 1995. — С.181.
- Народное хозяйство Республики Узбекистан в 1992 г. Т. 1. — Т., 1993. –С.10–19; Стат. Сборники Госкомстат РУз в соответствующие годы; Ўзбекистон Республикасининг 2014 йилги статистик ахборотномаси. Т. 2015. 3-бет; Данные Госком статистики РУз.
- Экономика Узбекистана:информационо-аналитический бюллетень за 2014год.-Т., ЦЭИ,2015.-С.10; Данные Госком статистики РУз.
- Статистическое обозрение Узбекистан за 2014год.-Т,.2015.-С.7; Данные Госком статистики РУз.
- Узбекистон Республикаси иқтисодий-ижтимоий тараққиётининг мустақиллик йилларидаги (1990–2010 йиллар) асосий тенденция ва кўрсаткичлари ҳамда 2011–2015 йилларга мўлжалланган прогнозлари: статистик тўплам.- Т.: ”Ўзбекистон”, 2011.-37-бет; Экономика Узбекистана: информационо-аналитический бюллетень за 2014год.-Т., ЦЭИ,2015.-С.8–13; Данные Госком статистики РУз.
- Каримов И. А. Бош мақсадимиз — иқтисодиётимизда олиб бораётган ислоҳотларни ва таркибий ўзгаришларни кескин чуқурлаштириш, хусусий мулкчилик, кичик бизнес ва тадбиркорликка кеншг йўл очиб беришдир: Мамлакатимизни 2015 йилда ижтимоий-иқтисодий ривожлантириш якунлари ва 2016 йилга мўлжалланган иқтисодий дастурнинг энг муҳим устувор йўналишларига бағишланган Вазирлар Маҳкамасининг кенгайтирилган мажлисидаги маъруза –Т.: “Ўзбекистон”, 2016 (ўзбек ва рус тилларида). — С.67.
- Данные Госком статистики РУз.
- Каримов И. А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана.- Т.: Узбекистан, 2009. С. 26–27.