Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 28.10.2016

Статья просмотрена: 5945 раз

Библиографическое описание:

Баштырева, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Баштырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 854-857. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34525/ (дата обращения: 17.10.2024).



Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена очень ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них информацию, организовать коллективную работу. В связи с этим актуально использование в работе развивающих игр и упражнений, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности. В педагогике термин «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение. Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. От уровня развития коммуникативных способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.

Важнейшими качествами эффективной коммуникации являются:

  1. Речевая компетентность: умение говорить точно, бегло, конкретно и кратко.
  2. Умение и желание слушать собеседников.
  3. Внимание и восприимчивость к невербальной информации (мимика, жесты, поза).
  4. Наблюдательность, умение замечать тонкие нюансы поведения.
  5. Эмпатия, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  6. Гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.
  7. Удачный выбор времени, места, окружающей обстановки для общения.

Для формирования перечисленных качеств целесообразно пользоваться технологиями психологического тренинга, подразумевающими игровое моделирование ситуаций, где проявляются и тренируются важные для общения качества, а также обсуждение и рефлексия получаемого при этом жизненного опыта. Поэтому одной из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности является игра. Она обладает одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков обучающихся, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков:

  1. Совмещение элементов игры и учения, переход от игр — забав через игры — задачи к учебно–познавательной деятельности.
  2. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры.
  3. Повышение умственной активности обучающегося, формирование вербального (речевого) и невербального (неречевого: связанного с позами, мимикой, жестами и т. п.) общения в игровой деятельности.
  4. Единство обучающих и воспитательных воздействий.

Коммуникативные игры делятся на три группы:

  1. Игры, направленные на формирование у обучающегося умения увидеть в другом человеке его достоинства и дать ему вербальное или невербальное поглаживание;
  2. Игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
  3. Игры, обучающие умению сотрудничать.

Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков обучающихся имеют своей основной целью активизацию коммуникации в коллективе. При этом важно отметить, что наиболее значимым условием формирования навыков общения в игре является последовательное руководство ими со стороны воспитателя.

Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных видов деятельности. В течение дня каждый обучающийся получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей обучающегося, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности.

Формы игровых занятий различны, но все они направлены на достижения поставленных целей. Я хочу отметить, что все формы проведения занятий взаимосвязаны. Методика организации и проведения помогает определить его содержание. Содержание может зависеть от возраста воспитанников, а также целей и задач, поставленных воспитателем. Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры-инсценировки, игры-забавы, игры — соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых обучающиеся учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

Театрализованные игры имеют огромное значение. Они в полном объём развивают речь, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.

Сюжетно — ролевые игры являются источником формирования социального сознания и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Игры с правилами — дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.

Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.

Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают еще эмоциональную сферу.

Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития обучающегося, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом воспитатель становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.

Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития. Повышает социальную активность обучающихся, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У них развивается уверенность в своих силах при этом, полученные навыки могут быть применены в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

Предлагаю несколько упражнений и игр для работы над формированием коммуникативных навыков.

Игра «Свет мой, зеркальце! Скажи».

Цель: психологизация работы в правильности оценки своего партнера; выделение в нем главных, индивидуальных качеств, высказывание своего мнения о партнере, а также правильное оценивание мнения о себе.

Участникам игры предлагается вспомнить сказку А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Поупражняться в мимических движениях: поднять брови, опустить, нахмурить брови. Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться.

Представить мимический образ партнеру (каждый свой).

Ведущий: «В сказке есть слова, которые произносит царица, сидя перед зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи»... Мы сегодня попросим «зеркальце» рассказать, какие мы. Роль «зеркальца» выполнит кто-нибудь из вас. Посмотрите друг на друга, подумайте и решите, кто из вас будет «зеркальцем», а кто будет его спрашивать (участники разбиваются на пары). «Зеркальце» внимательно посмотрит на партнера и вспомнит все о нем, подумает, как и что о нем можно рассказать. По порядковым номерам и сигналу ведущего пара занимает почетное место. Один спрашивает: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду расскажи обо мне»... А зеркальце в ответ: «Ты прекрасна (прекрасен) спору нет. И красива (красив) ты и»… (идет творчество).

Ведущий: «Итак, мы попали в страну, где «зеркальца» умеют говорить и где можно узнать всю правду о себе.

Установка к игре! Ответы «зеркальца» не должны сводиться только к описанию внешнего портрета. Больше качественных характеристик, оценивания жизненных проявлений, ситуаций, поступков. Все секреты личности рассматривают «зеркала».

Упражнение «Рисунки на спине».

Обучающиеся разбиваются на группы по три человека в каждой, образуя одну гигантскую звезду. Каждая группа становится одним из лучей этой звезды, для этого необходимо сесть на пол в один ряд, друг за другом, повернувшись спиной к ведущему. Ведущий показывает сидящим ближе всего к нему картинки фигур, а им необходимо будет ее нарисовать на спине сидящих перед ними обучающемуся. Второй в ряду постарается «прочитать» своей спиной рисунок и должен будет нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее. Когда картинка «дойдет» до сидящего в вершине своего луча, он должен будет нарисовать на листе бумаги, тот рисунок что «дошел» до него.

Упражнение «Ботинки».

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы класса. Все встают, берутся за руки.

Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

Упражнение Волшебное слово «Да».

Цель: работа с различными стереотипами, Выход из привычного отношения к себе.

Инструкция: Ведущий готовит основной перечень вопросов (далее участники могут предлагать вопросы сами).

Пример:

− У тебя есть миллион рублей?

− Тебе нравиться океан?

− Ты творческий человек?

− Ты добрый?

− У тебя бывают рваные носки?

− Тебе нравится танцевать?

− Ты любишь кого-нибудь?

На любой вопрос ведущего, вне зависимости от «правильности» ответа, каждый участник должен ответить «Да». Это упражнение с одной стороны, способно вызвать всеобщий смех, а с другой — посмотреть на себя и свои привычки другими глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.

Литература:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
  2. Логинова А. А. Книга моих размышлений. Москва «Просвещение» 2014.
  3. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений: метод. Разработки занятий. М. Новая школа. 1993.
  4. Хухлаева О. В. Тропинка к своему я: Уроки психологии в средней школе — 3-е изд. — М. Генезис, 2010.
  5. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Игровые методики — М.: Педагогическое общество России, 2004.
  6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, друг, навык, развитие, упражнение, ведущий, игровая деятельность, коммуникативный навык обучающихся, повседневная жизнь, чувство коллективизма.


Похожие статьи

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников с нарушением слуха

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Формирование социально-бытовых компетенций у детей с ментальными нарушениями посредством туристической деятельности

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Развитие коммуникабельности у учащихся среднего профессионального образования

Похожие статьи

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников с нарушением слуха

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Формирование социально-бытовых компетенций у детей с ментальными нарушениями посредством туристической деятельности

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Развитие коммуникабельности у учащихся среднего профессионального образования

Задать вопрос