В статье рассмотрены некоторые проблемы семейной политики государства. Проанализировано семейное законодательство в отношении прав ребенка на семью.
Ключевые слова: государственная семейная политика, семья, поддержка семьи, семейное законодательство, защита прав детей
Семейная политика социального государства — это политика, направленная на формирование благоприятной политической, социокультурной и экономической среды для жизнедеятельности семьи, реализации ее основных социальных функций, на гармонизацию, взаимоотношений семьи, индивида и государства, на обеспечение необходимых условий развития института семьи, как основы стабильности политической системы общества.
В настоящее время Россия, отказавшись от патерналистских традиций, провозгласила идею партнерских отношений, самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития: «… экономические, правовые и идеологические меры семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки». Должны осуществляться «партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями и организациями …». Данное направление основывается на признании непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека. В реальной жизни государство, резко сократив поддержку семей, не обеспечивает адекватные меры для их адаптации, своевременно не осуществило необходимые структурные преобразования. При этом семья оказалась не подготовленной к переходу к новым экономическим отношениям и выживанию в условиях назревшего кризиса.
«Семья — основная ячейка любого общества и любой цивилизации», — говорил в свое время индийский поэт и философ Рабиндранат Тагор. «Семья начинается с детей», — утверждал Герцен. Если посмотреть на современную российскую жизнь, то здесь прослеживается другая закономерность.
В развитие конституционных принципов и основных начал семейного законодательства в части реализации прав ребенка на семью законодателем принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих основные направления государственной политики в рамках обозначенной сферы общественных отношений. Так, в Федеральном законе от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» основными направлениями определены: — охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; — обеспечение качественного образования и воспитания детей; — улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; — повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.
В целом, представленная совокупность направлений деятельности соответствует содержанию права ребенка на семью. Поскольку государственная политика в сфере реализации права ребенка на семью, равно как и государственная семейная политика в целом, должна иметь социально-экономический и правовой характер и осуществляться путем принятия государством разнообразных мер по охране интересов детей, укреплению института семьи. Однако реалии формирования и развития данного направления государственной политики в России не позволяют говорить об ее эффективности.
В рамках утвержденной Правительством РФ Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года были поставлены основные задачи государства, направленные на обеспечение реализации данного права, в том числе: укрепление института семьи, как формы наиболее рациональной жизнедеятельности и социализации детей, формирование гражданской позиции общества в отношении необходимости укрепления семьи, повышение воспитательного потенциала семьи, как основного субъекта социализации. По смыслу законодателя, реализация Концепции предполагала объединение усилий государственных, общественных организаций, партий и движений, а также населения в выработке единых общенациональных подходов, направленных на укрепление социального престижа семьи и ценностей семейного воспитания детей.
Таким образом, в качестве тактики решения поставленной задачи государство избрало консолидацию действий всех государственных и общественных институтов. В этой связи в Концепции указывалось, что государственная семейная политика в сфере реализации прав детей на семью относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Однако соответствующие полномочия были распределены некорректно. Так, полномочия федеральных органов замкнулись на осуществлении функции по формированию общих принципов социально-демографической политики, разработке и финансированию части федеральных программ, на осуществлении контроля за исполнением мероприятий, законодательном обеспечении минимальных гарантий социального обеспечения и социальной защиты семьи. При этом большая часть бюджетных расходов по реализации мероприятий, прописанных в федеральных нормативных актах, была возложена на региональные и местные бюджеты, учитывая объективную разницу в социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, подобное разделение компетенции сразу же заложило предпосылки разрушения единства действий программы, направленных на защиту семьи и детей, увеличились и неисполнения или ненадлежащее исполнения мероприятий, а также подмены принципиальных, но финансово затратных мероприятий на малоэффективные, но затратные для субъектов РФ.
На федеральном уровне отменена одна из основополагающих правовых гарантий, каковой являлось «установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей», что противоречит международным принципам и нормам, а также принципам единства законности и равенства всех детей. В совокупности с перераспределением в «пользу» субъектов РФ полномочий по финансированию программных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни семьи и защиты права детей, данные законодательные новации обусловили крайне низкую эффективность российской государственной семейной политики в целом.
Литература:
- Акимова Ю. А. Конституционный принцип равенства и социальное обеспечение граждан, имеющих детей // Современное право. 2014. № 5;
- Гладковская Е. И. О значении правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации для применения семейного законодательства // Вестник Пермского университета. 2014. № 1. С. 23–27;
- Азарова Е. Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. № 2; Азарова Е. Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения // Журнал российского права. 2014. № 3;
- Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-Р «О Концепции физического развития Российской Федерации на период до 2015 года» // СЗ РФ. 2001. № 40.