В последние годы Федеральное казначейство занимает все более значительное место в финансовой деятельности Российского государства. Так, в числе приоритетных направлений политики государства в сфере финансов — осуществление государственного финансового контроля, и основным «рычагом» государства по контролю за исполнением федерального бюджета являются органы Федерального казначейства.
Изучение финансово-правового статуса Федерального казначейства, его роли в системе финансово-контрольных органов — это объективная необходимость, которая позволяет не только грамотно осуществлять финансово-правовую политику в целом, но и прогнозировать перспективы развития бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Рассматривая работу органов Федерального казначейства, большинство исследователей акцентируют свое внимание на их деятельности в области исполнения федерального бюджета и управления его доходами и расходами. Однако положительной тенденцией является то, что в последнее время появились работы, связанные с такой важной функцией, как контроль со стороны Федерального казначейства. Ведь оно, по сути, является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, для которого приоритетом служит превентивный характер контрольных мероприятий [1, с. 15].
Наряду с такими полномочиями, как: доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования; ведение учета операций по кассовому исполнению бюджетов; составление и представление в Минфин России оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета — Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями таких средств [2].
Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешние проявления и осуществляется в различных формах. Например, за последние годы был принят целый ряд нормативных правовых актов, возлагающих на Федеральное казначейство новые полномочия и функции. Определенным этапом совершенствования финансового контроля явилась реализация в 2012 году проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации», начатая Минфином России и Федеральным казначейством в 2002 году.
Указанный проект позволил значительно усовершенствовать процедуры исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации путем создания Автоматизированной системы Федерального казначейства, которая стала центральным элементом исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и примером эффективного, высокотехнологичного IT-решения.
Была разработана и утверждена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», основной целью создания и развития которой является: обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами [3]. Однако внедрение технологических регламентов стоит оценивать не только как способ оптимизации деятельности Федерального казначейства, но и как важнейший элемент контроля за целевым использованием бюджетных средств. Переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами; доступность информации о финансовой деятельности; создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности организаций сектора государственного управления — все это составляющие предварительного финансового контроля.
Очень точно отметила в своей работе А. В. Терехина, что «… своевременный мониторинг, своевременное предупреждение и исключение наступления возможного риска, усиление технологического контроля являются базой для успешной и эффективной работы любого органа Федерального казначейства» [4, с. 4].
Тем не менее, научные исследования в области функционирования электронной системы Федерального казначейства практически отсутствуют. В этой связи можно упомянуть только А. Ю. Попова и А. М. Гусельникова, которые в своей статье «Регламентация деятельности органов Федерального казначейства с использованием прикладного программного обеспечения» отражают использование информационных технологий, лишь как возможность четкой формализации деятельности организации и оптимизации выполнения ею своих функций, а также инструмент для руководства при принятии им управленческих решений, абсолютно не рассматривая при этом применение технических возможностей в качестве превентивных мер [5].
Если ранее Федеральное казначейство, не имея возможности применения информационных технологий, в своей работе осуществляло контроль за целевым использованием бюджетных средств после их расходования, то в настоящее время уже на предварительном этапе в период формирования электронного кассового документа проверяется соответствие расходов представленным документам, т. е. утвержденным лимитам, подтверждение надлежащей реализации договоров на поставку продукции, выполнение работ и услуг, либо заключенных трудовых соглашений. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета.
Хотелось бы еще отметить малое количество исследований в области придания официального статуса электронным формам взаимодействия.
Так, Л. Ларцева в своей статье «Электронный документооборот» дает только общее определение и характеристику электронному документообороту [6]. В то же время, разработана целая система по внедрению и использованию электронных ресурсов в органе Федерального казначейства, которая нормативно регламентирована.
В июне 2005 года была запущена система ведомственных удостоверяющих центров Федерального казначейства, включая уполномоченный удостоверяющий центр и региональные регистрационные центры, что позволило Федеральному казначейству работать с сертификатами ключей электронной цифровой подписи в полном соответствии с требованиями ранее действовавшего Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ[1] «Об электронной цифровой подписи». Был проведен анализ законодательства на предмет определения положений, ограничивающих использование электронных документов в деятельности Федерального казначейства, и запланированы соответствующие изменения нормативных правовых актов.
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» [7], заменивший Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ, определяет правовые условия, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписью в документе на бумажном носителе. В соответствии с данными положениями был разработан типовой договор обмена документами в электронном виде в системе электронного документооборота Федерального казначейства, учитывающий все требования, при выполнении которых электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью, признается равнозначным бумажному документу, заверенному собственноручной подписью. Важно отметить, что внедрение и использование системы электронного документооборота для клиентов Федерального казначейства является абсолютно бесплатным.
Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере электронного документооборота, обусловливает вывод, что их объем недостаточен для определения четких и однозначных правил и условий архивного хранения электронных документов и иной информации в электронном виде.
Таким образом, исходя из сказанного, целесообразно поднимать и изучать проблемы правового регулирования функционирования электронного документооборота и рассматривать применение нормативно-правовых актов в этой области на практике для эффективного, ответственного и прозрачного управления публичными финансами.
Литература:
- Карандина Е. А. Федеральное казначейство в системе государственного финансового контроля: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Саратов:, 2007. — 22 с.
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4908; 2015. № 2. Ст. 491.
- Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4773; 2013. № 48. Ст. 6259.
- Терехина А. В. Курс на повышение эффективности // Бюджетный учет. — 2015. — № 2(122). — С. 4–8.
- Попов А. Ю., Гусельников А. М. Регламентация деятельности органов Федерального казначейства с использованием прикладного программного обеспечения // Бюджет.ru. URL: http://bujet.ru/article/23923.php (дата обращения: 03.10.2016).
- Ларцева Л. Электронный документооборот // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. —2014. —№ 1. —С. 39–45.
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036; 2014. № 11. Ст. 1098.
[1] Утратил силу с 1 июля 2013 года.