Среди социально-экономических проблем в настоящее время особенно актуальными являются вопросы об оплате труда наёмных работников. Повышение уровня реальной заработной платы является основным рычагом и важнейшим социальным индикатором изменения ситуации, критерием успеха дальнейших экономических преобразований в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации. В связи с этим вопросы государственного регулирования заработной платы представляют особый интерес.
В настоящее время в нашей стране живой труд остается крайне недооцененным. На взгляд автора, именно на решение этой проблемы должны быть направлены действия государственных структур в сфере регулирования труда и его оплаты.
Государство в условиях реформирования рыночной экономики и свободного предпринимательства не может устанавливать размеры заработной платы работников. Однако в его власти находится достаточно действенный инструмент регулирования цены труда — минимальный размер оплаты труда.
Цель проводимого исследования — выявление соотношения минимального размера оплаты труда (МРОТ) в исследуемом регионе с размером прожиточного минимума; соотношение денежных расходов населения с МРОТ, сравнение роста (уменьшения) индекса потребительских цен в регионе с повышением уровня МРОТ.
Объект исследования — минимальный размер оплаты труда, среднемесячная начисленная заработная плата, размер прожиточного минимума населения.
Базой исследования является данные показателей статистической отчетности, опубликованной на официальном сайте территориального органа государственной статистики в Забайкальском крае и других регионах Российской Федерации.
Также используются нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы оплаты труда (кодексы, федеральные законы, постановления, распоряжения), научные статьи по рассматриваемой тематике, учебные издания.
Для достижения поставленной цели исследования сформулированы задачи и пункты исследования:
- Проведение исследования в теоретическом аспекте, в частности, раскрытие понятий «заработная плата», «минимальный размер оплаты труда», «прожиточный минимум населения».
- Проведение анализа и сопоставление достигнутых показателей в исследуемом регионе и других регионах Российской Федерации.
- Прогнозирование величины минимального размера оплаты труда.
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) [3].
Минимальный размер оплаты труда — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения пособий по временной нетрудоспособности.
Прожиточный минимум населения — стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционированияорганизмачеловекаи сохранения его здоровьянаборапищевых продуктов, а также минимального наборанепродовольственных товарови минимального наборауслуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурныхпотребностейличности.
Объем прожиточного минимума содержит два элемента — физиологический и социальный.Физиологический минимум — это стоимостное выражение материальныхценностей, жизненно необходимых для существования человека.Социальную часть — определенный набор духовных ценностей, соответствующий минимально приемлемому уровню жизни.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета [3].
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
‒ организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
‒ организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
‒ другими работодателями — за счет собственных средств [3].
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи сростомпотребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами [3].
Мониторинг установленного размера минимального размера оплаты труда населения Забайкальского края в динамике представлен в таблице 1.
Таблица 1
Мониторинг установленного размера минимального размера оплаты труда населения Забайкальского края
Наименование показателя |
01.01.2013г. |
01.01.2014г. |
1.01.2015г. |
1.01.2016г. |
1.07.2016г. |
Минимальный размер оплаты труда, руб. |
5205,0 |
5554,0 |
5965,0 |
6204,0 |
7500,0 |
Прирост величины минимального размера оплаты труда, % |
- |
106,7 |
107,4 |
104,0 |
120,8 |
Абсолютное отклонение величины минимального размера оплаты труда, руб. |
- |
349,0 |
411,0 |
239,0 |
1296,0 |
По данным представленным в таблице 1 можно сказать, что в динамике величина минимального размера оплаты труда увеличивается незначительно. Прирост данного показателя за рассматриваемый период (2013–2016 г.г.) колеблется в значениях 106,7–104 %, наибольшее значение наблюдается в 2016 г.- прирост составляет 120,8 %.
Если рассматривать увеличение минимального размера оплаты труда в абсолютном значении, то максимальная величина также наблюдается в 2016 г.-1296 руб.
В процессе проведения исследования необходимым условием считается сравнение минимального размера оплаты труда с величиной прожиточного минимума населения. Для сравнения представляются значения данных показателей в динамике и по ряду регионов РФ. Данные показатели представлены в табл. 2.
Таблица 2
Величина прожиточного минимума на душу населения, руб./мес.
Период |
Забайкальский край |
Республика Бурятия |
Иркутская область |
Красноярский край |
Новосибирская область |
1 квартал 2014 г. |
7999.13 |
7685,0 |
8016,0 |
8478,0 |
8316,0 |
2 квартал 2014 г. |
8300.49 |
8091,0 |
8342,0 |
9111,0 |
8804,0 |
3 квартал 2014 г. |
8360.72 |
8063,0 |
8295,0 |
9172,0 |
8636,0 |
4 квартал 2014 г. |
8636.41 |
8263,0 |
8629,0 |
9186,0 |
8945,0 |
1 квартал 2015 г. |
10049.90 |
9571,0 |
9939,0 |
10675,0 |
10626,0 |
2 квартал 2015 г. |
10376.23 |
9776,0 |
10105,0 |
11076,0 |
10682,0 |
3 квартал 2015 г. |
10333.02 |
9417,0 |
9881,0 |
10845,0 |
10273,0 |
4 квартал 2015 г. |
10162.40 |
9259,0 |
9814,0 |
10598,0 |
10117,0 |
1 квартал 2016 г. |
10465.16 |
9628,0 |
10081,0 |
10954,0 |
10482,0 |
2 квартал 2016 г. |
10775,98 |
- |
10146,0 |
11111,0 |
10614,0 |
Прожиточный минимум предназначается для оценки уровня жизни населения, формирования бюджета, расчета необходимой социальной помощи малоимущим жителям данного субъекта РФ.
Он рассчитывается на основании потребительской корзины и уровня цен на товары и услуги, а также расходов по обязательным сборам и платежам. Устанавливается ежеквартально нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Данные предоставляются в расчете на душу населения.
По данным, представленным в таблице 2, можно отметить, что величина прожиточного минимума является величиной непостоянной и может различаться по субъектам РФ.
Проводя сравнение с данными таблицы 1, можно сказать, что величина минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума значительно отличаются, что несомненно отрицательны фактором сказывается на уровне жизни населения.
В абсолютном значении данные показатели отличаются на 2500–3000 руб., что говорит о снижении пользованием человека (его первичных и вторичных потребностях; оплате товаров и услуг; духовном и нравственном просвещении).
Важнейшим значением в оплате труда персонала является прогнозирование его величины, так минимальный размер оплаты труда условно имеет следующие значения в прогнозном варианте:
- 01.01.2017 г. — 8823 руб.;
- 01.01.2018 г. — 11067 руб.
- 01.01.2019 г. — 13608 руб.
Необходимым условием в прогнозировании и планировании величины прожиточного минимума населения является определение соотношения роста потребительских цен на товары, работы, услуги в рассматриваемом базисном периоде.
Главным условием в социальной политике государства является доведение величины минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.
Одна из основных проблем состоит в том, что МРОТ в России значительно ниже прожиточного минимума в стране.
Минимальный размер оплаты труда перестал выполнять свои экономические и социальные функции — создание основы для всей системы распределения заработной платы и защиты уязвимых категорий трудящихся от крайне низких размеров оплаты труда.
По мнению автора, в настоящее время соотношение минимальной заработной платы и минимального прожиточного уровня не укладывается ни в какие экономические и правовые рамки. Даже если допустить, что минимальный размер оплаты труда будет равен величине прожиточного минимума в стране, то это не сможет решить проблему бедности в России.
Данный вывод основывается на следующем:
‒ прожиточный минимум не учитывает полного набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных материальных и культурных потребностей, а также постоянно возрастающих затрат на содержание жилья, медицинское обслуживание, общее и профессиональное образование, социальные нужды и т. д.;
‒ весьма низкая оплата труда у большинства работающих, особенно в бюджетной сфере;
‒ размер минимальной заработной платы, как и прожиточного минимума, не учитывает, что работник должен содержать не только самого себя, но и семью.
В заключении следует сказать, что установление достойного уровня минимальной заработной платы является эффективным инструментом в борьбе с бедностью, ведет к сокращению неравенства в оплате труда, увеличению совокупного спроса.
Одновременно требуются мероприятия по сдерживанию роста цен.
Очевидно, что индексы цен растут и по причинам, никак не связанным с доходами населения.
Главной целью государственной политики цен является недопущение того, чтобы повышение МРОТ было лишь номинальным, должна расти реальная покупательная способность населения.
Однако при общей низкой оплате труда в стране гарантирование более высокого ее минимального уровня, а также обеспечение повышения трудовых доходов большинства населения несет большой позитивный потенциал:
- Мотивация людей к занятости вообще и к более усердному труду в частности.
- Стимулирование потребления путем увеличения денежной массы в руках бедных слоев населения.
- Бизнес может тратить меньше на обучение своих сотрудников из-за сокращения текучести кадров.
- Сокращение социальных расходов государства из-за увеличения доходов беднейших слоев населения.
Литература:
- Закон Забайкальского края от 09.04.2014 г № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края».
- План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013–2018 годы от 12.09.2013г. /Сайт министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rosmintrud.ru/2018/.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).
- Федченко А. А. Концептуальные основы заработной платы / А. А. Федченко // Вестник Воронежского государственного университета. — 2013. — № 1. — С. 119–125.
- Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 03.12.2012 г. № 232-ФЗ.