В данной статье раскрывается понятие педагогических способностей, условия формирования педагогических способностей. Также приводится опыт использования деловых игр для формирования педагогических способностей будущего учителя начальных классов.
Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности, конструктивные способности, деловая игра
Одним из компонентов педагогического мастерства являются способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований.
Разработка технологических подходов к организации обучения принадлежит Н. Н. Азизходжаевой, Ю. К. Бабанскому, В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридман, А. М. Матюшкину, М. И. Махмутову и многим другим психологам и дидактам. Наиболее значимые аспекты формирования педагогических способностей у будущих учителей начальной школы нашли отражение в фундаментальных исследованиях ученых-методистов начального образования В. Бондаря, Н. Глузман, П. Гусака, Л. Коваль, Е. Комар, С. Мартыненко, И. Пальшковой, Л. Петуховой, А. Савченко, С. Скворцовой и других.
Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, они развиваются в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их. Способности — понятие динамическое, их формирование происходит в процессе организованной деятельности. От психологических способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесс овладения знаниями, умениями и навыками.
Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно педагог овладевает способами и приемами педагогической деятельности.
На формирование способностей влияет ряд условий:
‒ теоретический и практический опыт;
‒ физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщениям к различным видам деятельности;
‒ наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.
Только постоянно совершенствуясь в той или иной области, например, музыке, рисовании, математике можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.
Теоретические способности предполагают склонность человека к абстрактно — теоретическим размышлениям. Практические способности предполагают склонность человека к конкретным, практическим действиям. Часто они сочетаются друг с другом. Одна и та же способность может быть разной по степени развития.
Высокий уровень развития способностей, обеспечивающий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности определяется как талант. Гениальность — высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями, а своеобразным для каждого человека сочетанием способностей, характеризующим его как личность.
Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться различными путями. Недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение деятельности.
Принимая во внимание многоплановость деятельности педагога в начальной школе, следует указать несколько блоков, которые соотносятся с субъектами и направлениями профессиональной деятельности в начальных классах. Среди них выделим профессиональные умения образовательного, воспитательного взаимодействия с младшими школьниками, просветительско-консультационного взаимодействия с родителями учащихся, общественностью, профессионально-методического взаимодействия с коллегами, администрацией школы.
Рис. Виды педагогической деятельности
Выделяют конструктивные, организаторские, коммуникативные компоненты педагогической деятельности. Педагог должен обладать соответствующими способностями.
Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно–воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность.
Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.
Общительность, коммуникабельность — это не только потребность в общении, но и чувство удовлетворения от самого процесса общения, сохраняющее работоспособность. Коммуникабельность помогает развитию перцептивных способностей, таких как профессиональная зоркость и наблюдательность.
Способность наблюдать — сложное качество. Она проявляется не только в умении видеть, слышать, но и в наличие интереса к тому, на что направлено наше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации.
Кроме того, наряду с выделенными способностями, в литературе выделяют такие способности учителя начальных классов, как
‒ способность к творчеству, или креативные способности,
‒ рефлексивно-аналитические способности, т. е. способность педагога анализировать и оценивать свою деятельность, определять положительные и отрицательные стороны своей деятельности, делать выводы и учитывать их при дальнейшей организации собственной деятельности;
‒ экспрессивно-речевые способности, т. е. способность ясно, четко, последовательно, логично излагать учебный материал, собственные мысли, рассуждения,
‒ эмоциональная устойчивость, предполагающая владение педагогом собственными эмоциями, переключение и настрой на работу,
‒ дидактические способности, т. е. способности к организации учебно-воспитательного процесса.
Эффективной формой формирования педагогических способностей будущих учителей начальных классов являются деловые учебные игры. Как известно, деловая учебная игра представляет собой организацию совместной деятельности обучаемых, в ходе которой воссоздается предметное и социальное содержание их будущей профессиональной деятельности. На занятиях со студентами мы моделируем различные педагогические ситуации, которые могут происходить в начальной школе, и рассматриваем различные решения проблем.
Педагогическая эффективность деловой учебной игры в значительной мере определяется качеством ее подготовки, результатом которой является разработка сценария игры. Деловая учебная игра должна быть направлена на решение системы педагогических задач практической подготовки учащихся. К таким задачам прежде всего относится: формирование практических умений и навыков применительно к условиям реальной профессиональной деятельности; формирование мыслительных способностей, обеспечивающих анализ практических ситуаций и разработку адекватных им способов действий; формирование способностей, позволяющих активно участвовать в коллективной деятельности.
Содержание и структура игры должны быть подобраны и построены таким образом, чтобы соответствующие умения и способности формировались у каждого ее участника на протяжении всего процесса игры. Педагогические задачи игры должны быть четко отражены в ее сценарии.
Таким образом, одной из составляющих профессионального мастерства, наряду с профессиональными знаниями и умениями, являются способности педагога, которые необходимо развивать в процессе всей педагогической деятельности. Педагог учится всю жизнь и постоянно повышать профессиональный уровень — это первостепенная задача учителя.
Литература:
- Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство: учебное пособие для магистров. — Ташкент, 2005. — 192 с.
- Андриади И. Л. Основы педагогического мастерства. — М., 1999. — 160 с.
- Анисимова Л. С. Система педагогических задач в формировании профессиональных компетентностей учителя начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 8. — С. 311–315. — URL: http://e-koncept.ru/2015/65063.htm.
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1988.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989.
- Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2002. — 576 с.