Представлена краткая характеристика явления одновременности в гипотаксическом периоде.
Ключевые слова: одновременность, полная одновременность, частичная одновременность, разновременность, прикрепленность, повышение, понижение
Временные отношения в гипотаксическом периоде указывают, как правило, на соотношения во времени между процессами, действиями, явлениями, состояниями, названными в повышении и понижении. Такие соотношения разнообразны и не всегда просты в установлении их оттенков.
Основными средствами выражения соотношений между частями в таких периодах являются:
а) видовременные соотношения глаголов-сказуемых;
б) союзы и союзные слова;
в) корреляты;
г) смысловые связи членов повышения с понижением как структурно-организующим центром периода.
Союзное подчинение членов периода представляет собой наиболее распространенный вид связи. Преобладающее число подчинительных союзов времени способно точно выражать оттенки временных значений. Вместе с тем в качестве показателя временных соотношений между восходящей и нисходящей частями периода значительную роль играют и соотносительные словосочетания типа в ту пору, в то время, в те дни, в самый этот час, в этот прекрасный вечер, объединяемые общим понятием «время проятженности»
Союзы, соотносительные словосочетания различны по своему составу и принимают неодинаковое участие в организации гипотаксического периода. Одни из них указывают на начало или конец действий и событий, другие — на длительность, предел; третьи отличаются сложностью и точностью значения: выражая временные соотношения между частями периодического единства, они придают признаку времени дополнительные оттенки значения. В случае прикрепленности членов периода к сочетаниям типа в тот век, в то время, в те годы гипотаксические периоды времени наряду с точным временным значением приобретают атрибутивный оттенок.
Гипотаксические периоды с временными отношениями обладают широкими возможностями для выражения соотношения действий, процессов, признаков, которые протекают одновременно, полностью совпадая во временных границах, или происходят разновременно. Для выражения этих и других видов соотношений в русском языке существуют определенные средства.
Общее временное соотнесение нескольких явлений в повышении и понижении обозначается стилистически нейтральным союзом когда, который, по нашим наблюдениям, по употребительности в прикреплении членов повышения и понижения занимает доминирующее положение среди других союзов. Конкретизация соотношений в этом виде гипотаксического периода достигается соответствием видо-временных форм глаголов и лексическим составом обеих частей. Полное временное совпадение явлений в обеих частях периода выражается употреблением глаголов несовершенного вида. Например, в следующем периоде обнаруживается длительное одновременное протекание действий, состояний: всё, о чем говорится в повышении и понижении, совпадает во времени на всём протяжении своего протекания: «Когда жалобно трепетали последние позолоченные морозцами листочки на старой вербе и тоскливо посвистывал внутри её дупла ветер, когда в эти же самые минуты где-то у самой развилки трёхобхватных ветвей тихонько дребезжала отставшая за лето полоска коры и между трепетом листьев и посвистом ветра тонюсенько вплетался скрип сучка на соседнем тополе, когда то сверху, то снизу, перебивая друг друга, сочились в сторону берега шорохи, шелесты и тихо падали вниз, к камышам,- мальчик завороженно наблюдал за вербой и старался понять, где и как возникали эти разнородные звуки и почему в них была какая-то своя гармония» (В. Вишняков. У родной околицы).
Союз когда полифункционален. Он формирует повышение в периодах с собственно временными, условными, условно-сопоставительными, условно-временными, уступительно-противительными отношениями между повышением и понижением.
В гипотаксических периодах с союзом когда члены повышения могут относиться не ко всему понижению в целом, а конкретизировать и уточнять одно из обстоятельств главной части, которое вынесено в повышение и образует с этим союзом гибридное сочетание с усиленным темпоральным значением. Особенно это прикрепление заметно при употреблении с наречиями времени или сочетаниями с временным значением: теперь, когда; тогда, когда; ныне, когда; сейчас, когда; в такой день, когда; в час, когда; в год, когда. В таких случаях когда заметно сохраняет своё наречное происхождение и функционально сближается с относительным словом. Союзу когда в понижении могут соответствовать слова-корреляты тогда, то.
Как было отмечено выше, действия, процессы, признаки, могут протекать или проявляться одновременно, полностью совпадая во временных границах, или происходят разновременно. Анализ периодов с отношениями одновременности показал, что прежде всего нужно выделить периоды с отношениями полной одновременности.
Периоды с отношениями полной одновременности преимущественно используются при описании и повествовании. Именно в этих типах монологической речи наиболее существенным оказывается выражение различных внешних связей и соответствий у нескольких параллельно протекающих действий: «Когда он (Наполеон) перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сражения, в которой два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрыто печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят,- страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватило его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его»
(Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
Для выражения одновременности действий в повышении и понижении используются с разной степенью частоты союзы когда, пока, покамест, между тем как, в то время как. При этом соблюдаются определенные соответствия вида и времени сказуемого. Наиболее характерно использование в членах периода глаголов несовершенного вида, но возможен и совершенный. Совпадение или несовпадение видов глагола большей частью зависит от смыслового значения между повышением и понижением, от временных взаимозависимостей между действиями, процессами. Совпадение времен глагола может быть подсказано значениями глагольного времени и стилистическим его использованием. Настоящее время обычно употребляется для выражения постоянности признака, действия. В таких случаях одновременность получает оттенок значения повторности, обычности действий. Примеры:
- До чтения ли, до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают; когдапочка на березах лопается; когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков; когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтоватого и белого цвета; когдаполезут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когдажаворонки с утра до вечера висят в воздухе, над самым двором рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когдабожьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет, когдаи луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал (Акс.).
- Когда предчувствием разлуки
Мне грустно голос ваш звучал,
Когда, смеясь, я ваши руки
В моих руках отогревал,
Когда дорога яркой далью
Меня манила из глуши,-
Я вашею тайной печалью
Гордился в глубине души (Я. Полонский. Утрата)
Выражение отношений полной одновременности обнаруживается в периоде, члены повышения которого связаны с понижением при помощи союза по мере того как, а содержанием всего единства являются действия, состояния, процессы, развивающиеся в обеих частях периода с одинаковой интенсивностью и зависящие одно от другого: «По мере того как всходило солнце и таял иней, по мере того как тяжелые серебряные капли, словно сережки, подвешенные к сосновым иглам, обрывались вниз, били по листьям кустарников, срывая с них тоже капли росы, по мере того как в кустарнике словно бы звонкие перестуки тонкого стекла, по мере того как в душе рождалась радость от света, тепла и голубизны неба,- непреодолимо возрастало желание обнять и взять в себя эти светлые, яркие, звучные приметы наступающей не по календарю весны» (А. Иванов)
По нашим наблюдениям, наряду с периодами с отношениями полной одновременности можно выделить и периоды с отношениями частичной одновременности. Такие периоды выражают такую связь между повышением и понижением, при которой одно или несколько недлительных действий совпадают с другим моментом другого или других длительных действий:
Когда не свищет вихрь в истерзанных снастях,
А вольно по ветру летает легкий флаг,
Когда над палубой нависнет пар недужный
И волны, пеною окаймлены жемчужиной,
Так дружно к берегу бегут,
А ты в тени Приморских яворов лежишь,-
Тогда взгляни- как пена легкая начинает приподниматься
И в формы стройные Киприды округляться (А. А. Фет. Когда не свищет вихрь...)
Для периодов с отношениями частичной одновременности преобладающим является использование глаголов несовершенного вида в повышении, а совершенного — в понижении. Хотя очень редко, но может быть и наоборот: недлительные действия указаны в повышении, а длительные — в понижении, В таких случаях совершенный вид глагола — в повышении, несовершенный- в понижении:
Когда охватит радость, Когда назреет,
А, может быть и грусть, Пляска лихая, как огонь,
Когда пошире песню Берет Россия в руки
Пора бы затянуть Тульскую гармонь (Ю. Щелоков. Отлично, Тула!).
При выделении гипотаксического периода с отношениями одновременности и его разновидностей мы стремились максимально учитывать, с одной стороны, грамматическую функцию членов периода, их структурное взаиморасположение и способы связи во всем повышении как последовательности из однотипных элементов, структурную соотнесенность повышения и понижения, а с другой — семантику отношения между повышением и понижением. Наши наблюдения показывают, что строение периода как композиционно-стилистического явления невозможно рассматривать в отрыве от содержания, ибо в языке нет формы без содержания, как не существует содержание без формы.
Литература:
- Улухужаев Н. З. Анафорические единства в русской монологической речи// Актуальные проблемы русской и узбекской филологии Наманган,2006
- Улухужаев Н. З. Гипотаксический период в русской монологической речи //Молодой ученый. Международный научный журнал. № 10 Казань, Россия 2016.
- Валгина Н. С. Современный русский язык,- Москва, 2006.