В этой статье раскрыта роль и значение модернизации в социальной сфере экономики. Также, приведены авторские определения к таким понятиям как модернизация, социальная сфера и социальная модернизация. Изучены теоретические аспекты социальной модернизации и анализирована модернизация социальной сферы экономики Узбекистана.
Ключевые слова: модернизация, экономическая модернизация, социальная сфера, социальная модернизация, формационная модернизация, цивилизационная модернизация, самомодернизация, инвестиции.
Модернизация — усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизированное общество имеет комплекс взаимосвязанных черт, которые часто рассматриваются как отдельные процессы экономической, политической, социальной и культурной модернизации.
Экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную (экономическую) силу и развития рационального управления производством. Ее составляющими являются: замена силы человека или животного неодушевленными источниками энергии, такими как пар, электричество или атомная энергия, используемые в производстве, распределении, транспорте и коммуникации; отделение экономической деятельности от традиционалистского окружения; прогрессирующая замена орудий труда машинами и сложными технологиями; рост в количественном и качественном отношении вторичного (промышленность и торговля) и третичного (обслуживание) секторов экономики при одновременном сокращении первичного (добыча); возрастающая специализация экономических ролей и кластеров экономической деятельности — производства, потребления и распределения; обеспечение самоподдержки в росте экономики — как минимум, обеспечение роста, достаточного для одновременного регулярного расширения производства и потребления; растущая индустриализация.
Модернизация стала фактором создания экономических форм и институтов, способствующих развитию и доминированию товарно-денежных отношений в производстве, потреблении и принуждении к труду, что привело к развитию капитализма. Это, в свою очередь, повлекло развитие и распространение рыночных отношений, формирование и развитие национальных и транснациональных рынков. Использование достижений науки в бизнесе способствовало научно-технической революции и превращению науки в одну из важных производственных сил. Экономическая модернизация также предполагает постоянное совершенствование методов управления экономикой и производственных технологий, что способствовало появлению рациональной бюрократии, менеджмента и экономической науки.
Политическая модернизация предполагает создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений. Ее составляющие: приближение к дифференцированной политической структуре с высокой специализацией политических ролей и институтов; эволюция политической системы в направлении создания с усилением роли государства; современного суверенного государства; расширение сферы действия и усиление роли законодательного поля, объединяющее государство и граждан; рост численности граждан (лиц с политическими и гражданскими правами), расширение привлечения к политической жизни социальных групп и индивидов; возникновения и роста политической бюрократии, превращение рациональной деперсонифицированной бюрократической организации в доминирующую систему управления и контроля; ослабление традиционных элит и их легитимности, усиление модернизаторских элит.
Социальная модернизация предполагает формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникло и развивалось на основе рыночных отношений, правовой системы, регулирующей отношения собственников, и демократической системы, возможно, не достаточно совершенной. Демократия в таком социуме необходима для того, чтобы было возможно быстро вносить изменения в правила игры в меняющейся обстановке и следить за их выполнением. Cоставляющими cоциальной модернизации является создание общества с открытой стратификационной системой и высокой мобильностью; ролевой характер взаимодействия (ожидания и поведение людей обусловлены их общественным статусом и социальными функциями); формальная система регулирования отношений (на основе письменного права, законов, положений, договоров); сложная система социального управления (отделения института управления, социальных органов управления и самоуправления); секуляризация (вступления светских признаков); выделение различных социальных институтов.
Социальная модернизация способствовала появлению ранее модерных и современных наций, массового и гражданского общества и социального государства. Культурная модернизация предполагает формирование высокодифференцированной и в то же время унифицированной культуры, базирующейся на комплексной парадигме прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и чувств, а также на развитии индивидуализма.
В последние годы развития стран мира все больше и больше стало зависеть от модернизации стратегических отраслей экономики и внедрений инновационных технологий в различные сферы. В этом преимущества и политика модернизации экономики развитых стран отличается от внушительных масштабов инвестиции в социальную сферу. Так, как социальная сфера обеспечивает экономику будущей отдачей инвестиций, это немаловажный фактор влияющей стратегическому развитию страны в целом.
Социальная сфера — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь). Социальная сфера играет огромную роль в развитии населения страны по уровню интеллекта и в целом обеспечивает здоровый образ жизни в стране.
Модернизация социальной сферы требует немалую сумму инвестиций. В частности в нашей стране по модернизации социальной экономики тоже уделяется особое внимание. «Самого серьезного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны. В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всех инвестиций — это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции» [1, с.63].
Модернизация общества, прежде всего, предполагает его индустриализацию. Исторически возникновение современного общества тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, соответствующие понятию современности, могут быть соотнесены с теми переменами, которые два столетия назад вызвали к жизни общество индустриального типа. Это позволяет предполагать, что термин «индустриальное общество» имеет не только экономическое и технологическое значение, но и значение стиля жизни, характеризующего глубинные экономические, социальные, политические и культурные перемены. Общества становятся современными именно в процессе всесторонней индустриальной трансформации. Основными чертами современного общества считаются: ориентация на инновации, светский характер социальной жизни, поступательное (нециклическое) развитие, демократическая система власти, массовое образование и т. д.
Важным источником и процессом социальных изменений в обществах выступает социальная модернизация. Существуют несколько определений модернизации. Группа западных социологов (Мур, Айзенштадт и др.) рассматривают модернизацию как процесс формирования двух типов социальных систем (западноевропейской и североамериканской). Уточняя эту точку зрения, Нейл Смелзерс перечисляет шесть областей общественной жизни, которые входят в совершенствующиеся социальные системы: экономика, политика, образование, религия, стратификация, семья. Здесь модернизация понимается в широком смысле слова — как эволюционное изменение общества [2, с.581].
В свете такого понимания социальная модернизация затрагивает общественные системы, формации, цивилизации. Она может происходить как в результате собственного ответа на внутренние противоречия, так и в результате заимствования уже открытых другими народами ответов в форме социальных институтов. В первом случае ее называют самомодернизацией, а во втором — догоняющей модернизацией. Модернизация всегда есть результат социальной гибридизации, социальной прививки современности к имеющимся общественным структурам.
Для понимания модернизации общественных систем, формаций и цивилизаций важно определить современное. Если речь идет о самомодернизации, то имеют в виду критерии общественного прогресса: технологический уровень; уровень, качество и справедливость жизни людей; эффективность труда; разнообразие и массовость товаров; эффективность политической системы; господствующие смыслы жизни и т. д. В случае догоняющей модернизации за образец современности обычно берут западное общество.
Формационная модернизация — процесс замены прежней общественной деформации новой в результате совершенствования образующих ее общественных подсистем и отношений между ними. Она представляет собой глубокий и всесторонний конфликт между старым и новым, традиционным и современным. Общественно-формационная модернизация может происходить в форме социальной эволюции.
Цивилизационная модернизация включает в себя появление цивилизационного лидера, нового проекта, цивилизационного института, отвечающего, с одной стороны, внешним вызовам, а с другой стороны — характеру, ментальности, образу жизни народа. Она тоже представляет собой конфликт между старой и новой цивилизацией.
Способность к перманентнойсамомодернизации — признак экономического или смешанного общества. Политические страны занимаютсядогоняющей модернизацией, заимствуя у Запада новую технику и социальные институты.
По итогам прошедших лет в Узбекистане именно на развитие социальной сферы уделено особое внимание. Анализируя поступательное продвижение страны по пути демократических преобразований и устойчивого развития, мы имеем все основания заявить о том, что в истекшем году сделаны решительные шаги в осуществлении принципиально важных реформ, направленных на достижение нашей главной цели — выйти на уровень развитых демократических государств мира с сильной социально ориентированной экономикой, обеспечивающей достойный уровень и качество жизни наших людей [3].
Устойчиво высокие темпы роста экономики и сферы услуг создали необходимые условия для реализации важнейшей приоритетной задачи — обеспечения занятости населения, прежде всего трудоустройства выпускников профессиональных колледжей и высших учебных заведений.
В 2015 году создано свыше 980 тысяч рабочих мест, из них более 60 процентов — в сельской местности. Трудоустроено свыше 480 тысяч выпускников колледжей. Коммерческими банками им выданы льготные кредиты на организацию собственного бизнеса в объеме около 280 миллиардов сумов, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 году. Достигнутые в 2015 году устойчиво высокие темпы экономического развития создали прочную базу для дальнейшего роста доходов населения, повышения уровня и качества жизни наших людей. Заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии и стипендии были увеличены на 21,9 процента, а реальные совокупные доходы на душу населения повысились на 9,6 процента.
В нашей стране особое внимание уделяется снижению уровня социального расслоения общества. Соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения — так называемый «децильный коэффициент» — имеет устойчивую тенденцию к снижению и в 2015 году составило 7,7 по сравнению с 8,5 в 2010 году.
Сложившийся международный показатель, характеризующий расслоение по доходам, — индекс Джини в 2015 году составил 0,280 против 0,390 в 2000 году и по своему уровню значительно ниже, чем во многих экономически развитых и развивающихся странах мира.
В центре нашего внимания в истекшем году были вопросы дальнейшего реформирования и совершенствования системы образования. Ежегодные расходы на образование в Узбекистане составляют порядка 10–12 процентов к ВВП, что почти в 2 раза превышает соответствующие рекомендации ЮНЕСКО (6–7 процентов) по размерам инвестиций в образование, необходимых для обеспечения устойчивого развития страны.
В 2015 году были осуществлены работы по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы 384 объектов в сфере образования на общую сумму 423 миллиарда сумов, в том числе построено по типовым проектам 29 новых общеобразовательных школ, реконструировано 219 школ и капитально отремонтировано 136 школ.В сфере высшего образования внедрена принципиально новая, усовершенствованная система регулярной переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов. В 15 базовых вузах организованы курсы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров вузов, на которых уже прошли переподготовку около 2,7 тысячи преподавателей.
Особое внимание в нашей стране уделяется развитию физической культуры и спорта, являющихся важным и эффективным фактором укрепления здоровья населения. В 2015 году в рамках реализации адресной программы строительства и реконструкции детских спортивных сооружений за счет средств Фонда развития детского спорта сданы в эксплуатацию 35 типовых спортивных объектов, 12 плавательных бассейнов, 174 школьных спортивных зала на общую сумму более 225 миллиардов сумов. В 2015 году спортсменами Узбекистана на чемпионатах мира, Азии и других международных турнирах завоевано свыше 860 медалей, из них 311 золотых, 274 серебряных и 276 бронзовых. Особенно успешно наши спортсмены выступают в таких видах спорта, как легкая атлетика, художественная гимнастика, бокс, борьба, дзюдо, тэквандо, конный спорт.
В основных параметрах Фонда развития материально-технической базы высших учебных заведений на 2016 год доходы предусмотрены в объеме 355,6 млрд. сумов, которые будут сформированы за счет средств Государственного бюджета и благотворительных средств попечителей (спонсоров), что полностью обеспечит финансирование строительства, реконструкции, капитального ремонта и оснащения учебно-лабораторных корпусов, спортивных сооружений и мест проживания студентов вузов в соответствии с Программой модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011–2016 годы, одобренной Постановлением Президента Республики Узбекистан от 20 мая 2011 года № ПП-1533.
Модернизация социальной сферы в Узбекистане осуществляется точно определенными мерами и год за годом дает результаты своего применение в различных отраслях социальной экономики. В целом в будущем надо развивать именно трудоемкие отрасли социальной сферы поэтапно уделяя внимание роли иностранных инвестиции.
Литература:
1. Каримов И. А. «Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса» — Ташкент, «Узбекистан», 2016.
2. Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики. — М.: 2005.
3. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. http://www.press-service.uz