Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.
Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Лев Николаевич Толстой
Актуальность: Семья выполняет важные государственные, общественные, семейные и личностные функции. Развитие личности ребёнка, его социализация происходит в общении, во взаимодействии с родителями. Семья как социальный институт играет важную роль в социализации детей.
Ключевые слова: Семья, личность, социализация, послесемейная, ребенок.
Семья является первой общественной ступенью в жизни человека.Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни. В силу изменяющихся условий, семьи характеризуются различными типами и структурами. Семья выполняет важные государственные, общественные, семейные и личностные функции. В современных условиях возрастает социальная роль семьи. Семья как социальный институт играет важную роль в социализации детей. В развитии личности ребёнка современная семья испытывает на себе воздействие как позитивных, так и негативных процессов происходящих в обществе.
Развитие личности ребёнка, его социализация происходит в общении, во взаимодействии с родителями. Стили общения, варианты родительского поведения являются условиями формирования ребёнка и они разные в различных семьях. Большую группу семей составляют неблагополучные семьи. Это семьи с низким социальным статусом. На ребёнка оказывают негативное влияние такие факторы как педагогическая некомпетентность семьи, асоциальные отношения в ней, семьи с алкогольной зависимостью, конфликтные семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие.
Первую послесемейную, общественную ступень в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образовательное учреждение. Проблема социальной работы с детьми из неблагополучных семей, поскольку их число растет, на сегодняшний день является актуальной. В семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной. Главное в деятельности ДОУ состоит в оказании помощи детям из неблагополучных семей.
Для повышения эффективности социальной работы важным является совершенствование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Специалист по социальной работе, воспитатели, методисты и педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы работы по социализации, добиваются обеспечения разнообразного социального взаимодействия на ребёнка в дошкольном учреждении. Важным направлением работы является помощь неблагополучным семьям в социализации личности ребёнка. В своей деятельности они исходят из того, что семья играет главную роль в этом процессе, духовном развитии детей, в здоровье. В современных условиях семья переживает трудности своего развития. Около 70 % семей составляют неблагополучные семьи. Это сказывается на его здоровье и социализации.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей, социализации в современном обществе. Изучение социально-психологического развития ребёнка позволило рассмотреть эмоции не только как предпосылку, но и как результат социализации личности ребёнка. Эксперимент показал, что детям, воспитывающимся в неблагополучных семьях, нужна помощь социального психолога.
Дошкольное образовательное учреждение — первый внесемейный социальный институт, первое учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От совместной работы родителей, педагогов, методистов и специалиста социальной работы зависит дальнейшее развитие ребёнка, а от уровня культуры родителей зависит результат социализации детей. Исследование показало необходимость и работы с неблагополучной семьёй, и выявление таких семей.
Социальная работа с неблагополучной семьей включает социальную диагностику, социальную терапию и социальную профилактику. Эффективными формами работы с неблагополучной семьёй являются индивидуальная работа, патронаж, консультационные беседы, тренинги, социальный мониторинг.
Проведение исследований позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальной социально-профилактической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми и разработать рекомендации по ее реализации.
Для того чтобы процесс социализации ребёнка проходил успешно, необходимы специальные социальные программы. Главный смысл социальной профилактики заключается в создании условий для своевременной помощи детям.
Целесообразно вести профилактическую социальную работу с детьми из неблагополучных семей на этапе дошкольного возраста по трём направлениям: работа с родителями, работа с детьми, совместная работа с детьми и их родителями.
Работа с родителями включает объединение усилий специалистов ДОУ и родителей в процессе социализации детей. Принципиальные условия заключаются в создании особой формы общения между родителями и воспитателем.
Важнейшим результатом такой работы с родителями должна стать их активная позиция в социализации ребёнка.
Социальная работа с детьми проведённая по специальной программе, которая содержит несколько блоков, каждый из которых решает задачи социализации детей старшего дошкольного возраста дала положительный результат и используется в практической деятельности.
Метод совместной социальной работы с ребёнком и родителями, который проводился с использованием игр «Архитектор и строитель», «Воспоминание» и др. позволил сформировать понимание семьёй своего единства, взаимозависимости, необходимости общения с ребёнком как с личностью наделенной способностями, возможностями с присущими ей недостатками и повысить эффективность социализации детей.
Исследование показало, что наиболее эффективной в практике социализации ребёнка является работа с родителями и детьми одновременно.
Таким образом, социализация дошкольника носит комплексный характер и включает социально-экономическую, социально-бытовую, социально-правовую, медико-социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-информационную, социально-организационную и другие составляющие. Деятельность ДОУ по социализации детей заключается в формировании направлений социальной работы с детьми, с семьей и совместной работе и с детьми и семьей, с учетом того, что в системе ДОУ целью социальной работы является социализация ребёнка, а в неблагополучной семье возникает необходимость учета социализации и самой семьи.
Литература:
- Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации. — М., 2001.
- Антология социальной работы в России. / Под. ред. М. В. Фирсова — М., 1994–1995.
- Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. — М., 2004.
- Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
- Гуров В. Н. Социальная работа с семьёй. — М., 2002.
- Дармодехин С. В. Семья и государство. — М., 2001.
- Дети группы риска: социальная, психолого-педагогическая помощь. — М., 2000.
- Дети социального риска и их воспитание./ Под ред. Л. М. Шпициной — СПб., 2003.
- Дивицына Н. Ф., Миронова Л. К. Социальная работа в вопросах и ответах. — М., 2006.
- Дубровина И. В., Фадеева З. Г., Губарева Т. Г. Стили родительского поведения. — М., 1998.