Роль семьи как социального института в социализации детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 27.10.2016

Статья просмотрена: 2387 раз

Библиографическое описание:

Федотова, Н. И. Роль семьи как социального института в социализации детей / Н. И. Федотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 939-941. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34591/ (дата обращения: 16.11.2024).



Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.

Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Лев Николаевич Толстой

Актуальность: Семья выполняет важные государственные, общественные, семейные и личностные функции. Развитие личности ребёнка, его социализация происходит в общении, во взаимодействии с родителями. Семья как социальный институт играет важную роль в социализации детей.

Ключевые слова: Семья, личность, социализация, послесемейная, ребенок.

Семья является первой общественной ступенью в жизни человека.Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни. В силу изменяющихся условий, семьи характеризуются различными типами и структурами. Семья выполняет важные государственные, общественные, семейные и личностные функции. В современных условиях возрастает социальная роль семьи. Семья как социальный институт играет важную роль в социализации детей. В развитии личности ребёнка современная семья испытывает на себе воздействие как позитивных, так и негативных процессов происходящих в обществе.

Развитие личности ребёнка, его социализация происходит в общении, во взаимодействии с родителями. Стили общения, варианты родительского поведения являются условиями формирования ребёнка и они разные в различных семьях. Большую группу семей составляют неблагополучные семьи. Это семьи с низким социальным статусом. На ребёнка оказывают негативное влияние такие факторы как педагогическая некомпетентность семьи, асоциальные отношения в ней, семьи с алкогольной зависимостью, конфликтные семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие.

Первую послесемейную, общественную ступень в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образовательное учреждение. Проблема социальной работы с детьми из неблагополучных семей, поскольку их число растет, на сегодняшний день является актуальной. В семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной. Главное в деятельности ДОУ состоит в оказании помощи детям из неблагополучных семей.

Для повышения эффективности социальной работы важным является совершенствование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Специалист по социальной работе, воспитатели, методисты и педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы работы по социализации, добиваются обеспечения разнообразного социального взаимодействия на ребёнка в дошкольном учреждении. Важным направлением работы является помощь неблагополучным семьям в социализации личности ребёнка. В своей деятельности они исходят из того, что семья играет главную роль в этом процессе, духовном развитии детей, в здоровье. В современных условиях семья переживает трудности своего развития. Около 70 % семей составляют неблагополучные семьи. Это сказывается на его здоровье и социализации.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей, социализации в современном обществе. Изучение социально-психологического развития ребёнка позволило рассмотреть эмоции не только как предпосылку, но и как результат социализации личности ребёнка. Эксперимент показал, что детям, воспитывающимся в неблагополучных семьях, нужна помощь социального психолога.

Дошкольное образовательное учреждение — первый внесемейный социальный институт, первое учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От совместной работы родителей, педагогов, методистов и специалиста социальной работы зависит дальнейшее развитие ребёнка, а от уровня культуры родителей зависит результат социализации детей. Исследование показало необходимость и работы с неблагополучной семьёй, и выявление таких семей.

Социальная работа с неблагополучной семьей включает социальную диагностику, социальную терапию и социальную профилактику. Эффективными формами работы с неблагополучной семьёй являются индивидуальная работа, патронаж, консультационные беседы, тренинги, социальный мониторинг.

Проведение исследований позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальной социально-профилактической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми и разработать рекомендации по ее реализации.

Для того чтобы процесс социализации ребёнка проходил успешно, необходимы специальные социальные программы. Главный смысл социальной профилактики заключается в создании условий для своевременной помощи детям.

Целесообразно вести профилактическую социальную работу с детьми из неблагополучных семей на этапе дошкольного возраста по трём направлениям: работа с родителями, работа с детьми, совместная работа с детьми и их родителями.

Работа с родителями включает объединение усилий специалистов ДОУ и родителей в процессе социализации детей. Принципиальные условия заключаются в создании особой формы общения между родителями и воспитателем.

Важнейшим результатом такой работы с родителями должна стать их активная позиция в социализации ребёнка.

Социальная работа с детьми проведённая по специальной программе, которая содержит несколько блоков, каждый из которых решает задачи социализации детей старшего дошкольного возраста дала положительный результат и используется в практической деятельности.

Метод совместной социальной работы с ребёнком и родителями, который проводился с использованием игр «Архитектор и строитель», «Воспоминание» и др. позволил сформировать понимание семьёй своего единства, взаимозависимости, необходимости общения с ребёнком как с личностью наделенной способностями, возможностями с присущими ей недостатками и повысить эффективность социализации детей.

Исследование показало, что наиболее эффективной в практике социализации ребёнка является работа с родителями и детьми одновременно.

Таким образом, социализация дошкольника носит комплексный характер и включает социально-экономическую, социально-бытовую, социально-правовую, медико-социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-информационную, социально-организационную и другие составляющие. Деятельность ДОУ по социализации детей заключается в формировании направлений социальной работы с детьми, с семьей и совместной работе и с детьми и семьей, с учетом того, что в системе ДОУ целью социальной работы является социализация ребёнка, а в неблагополучной семье возникает необходимость учета социализации и самой семьи.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации. — М., 2001.
  2. Антология социальной работы в России. / Под. ред. М. В. Фирсова — М., 1994–1995.
  3. Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. — М., 2004.
  4. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001.
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
  6. Гуров В. Н. Социальная работа с семьёй. — М., 2002.
  7. Дармодехин С. В. Семья и государство. — М., 2001.
  8. Дети группы риска: социальная, психолого-педагогическая помощь. — М., 2000.
  9. Дети социального риска и их воспитание./ Под ред. Л. М. Шпициной — СПб., 2003.
  10. Дивицына Н. Ф., Миронова Л. К. Социальная работа в вопросах и ответах. — М., 2006.
  11. Дубровина И. В., Фадеева З. Г., Губарева Т. Г. Стили родительского поведения. — М., 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, социальная работа, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, неблагополучная семья, родитель, социализация детей, жизненный опыт, общественная ступень, совместная работа.


Задать вопрос