Известно, что прогресс и развитие каждого государства или напротив, его упадок зависит от того, насколько в данном государстве развита сфера образования. В настоящее время для общества, а также для экономических, социальных и политических отношений, переживающих процесс обновления и либерализации, необходима действующая в соответствии с данными процессами система образования. Поэтому система образования является приоритетным направлением в сфере социального прогресса Республики Узбекистан.
Как правило состояние национальной экономики зависит от специалистов, работающих в ней, профессиональная подготовка которых в свою очередь зависит от развитости (уровня) системы образования. Сфера образования является одной из множеств инструментов достижения экономического роста.
Президентом нашей республики на основе концепции социально-экономического и приоритетного развития в условиях модернизации экономики и структурного преобразования уделяется огромное внимание дальнейшему усовершенствованию системы переподготовки и квалификации профессиональных кадров. Важнейшей целью реформ, проводимых в нашей республике – является формирование здорового и гармоничного, образованного, обладающего высокими духовно-моральными качествами поколения.
Также основной задачей на сегодняшний день является «адаптация системы образования к процессам обновления и строительства развитого демократического и правового государства, осуществляемых в нашем обществе». Под понятием адаптации системы образования к новым условиям понимается самостоятельное мышление учащегося, изучение своих прав и обязанностей в процессе обучения.
По настоящему развитое демократическое, правовое государство формируется только на основе жизнедеятельности в соответствии с законом. Национальная модель подготовки кадров, разработанная нашим Президентом, имеет ряд своеобразных особенностей. Данная модель предусматривает цель подготовки кадров, обеспечивающих современный прогресс Узбекистана в соответствии с международными стандартами.
Государственная политика Узбекистана в сфере подготовки кадров направлена на единую систему подготовки конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров для производства и народного хозяйства. Социально-экономическая суть усовершенствования системы образования проявляется с одной стороны в создании фундамента для повышения интеллектуального потенциала населения и в развитии экономики, достижения экономического прогресса с другой стороны.
В условиях сильной глобальной конкуренции, для решения имеющихся экономических проблем требуется полное и эффективное использование интеллектуального потенциала населения. Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является поощрение таланта и стремления к знаниям; гармонизация в системе образования государственного и общественного управления.
Знание как продукт сферы образования имеет своеобразные качества. В частности, оно является драгоценным социальным богатством; оно не ограничено и восполняется при использовании; не привязано к определенному месту; зависит от времени; быстро распространяется и устаревает (стареет); не имея возможности объективной оценки до получения знаний и т.д.
На сегодняшний день образование становится важным условием внедрения новых технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности, повышения конкурентоспособности и уровня жизни населения. Сущность осуществляемых в нашей республике работ в образовательно-воспитательной сфере состоит из достижения намеченных благородных целей, создания достойной жизни, формирования надежного фундамента на пути духовного развития молодого поколения и народа.
При осуществлении социальной политики система образования имеет важное значение по трем основным причинам:
- образование является одним из основных факторов при пользовании правом участия в строительстве демократического общества и соблюдения людьми закона;
- образование обеспечивает экономический рост и дает людям необходимые навыки для внесения в экономику своей материальной доли;
- образование является важной частью социального богатства, которое выполняет фундаментальную задачу в воссоздании богатого мышления узбекского народа и его национального наследия.
Повышение интеллектуального потенциала населения с помощью системы образования является важным фактором, определяющим социально-экономическое развитие и благосостояние общества. Поэтому следует уделять особое внимание к формированию, развитию образования и навыков населения, повышению интеллектуального потенциала населения путем инвестирования в человеческий капитал. Так значит, что такое человеческий капитал?
В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт» [3].
Человеческий капитал – это не только совокупность знаний, навыков и способностей человека, потому что: во-первых, это резерв накопленных знаний, способностей и опыта. Во-вторых, это такой резерв, который используется человеком для социальной переработки в той или иной среде и дает возможность роста эффективности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование такого резерва приведет при высокой эффективной деятельности к повышению заработной платы (прибыли) рабочих. А в-четвертых, увеличение прибыли поощряет и заинтересует человека, а также служит причиной накопления новых знаний и навыков и их эффективного использования в будущем.
Инвестиции в человеческий капитал – это сумма добровольных мер, путей и решений, примененных для повышения эффективности труда.
Ученые экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
расходы на образование. Они включают в себя общую и специальную подготовку, официальное и неофициальное образование и подготовку рабочих мест;
расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные:
К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей).
Ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, определенная часть накопленных затрат на здравоохранение и распределение рабочей силы.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Сторонники концепции управления человеческим капиталом уверены, что, измеряя широкое влияние, которое сотрудники оказывают на финансовые показатели организации, компании могут выбирать, управлять, оценивать и развивать возможности своих сотрудников так, чтобы преобразовать их человеческие качества в финансовые показатели компании. Такой подход обосновывает проблему поиска для себя способов количественной оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал на уровне организации.
Простая модель принятия решений по инвестициям в образование или модель получения индивидуальной выгоды из инвестиций предусматривает не увеличение и не уменьшение пользы человека в образовательном процессе. Потому что образование – является объектом для инвестиций, оно не является возможностью для потребителя, а поток прибыли, связанный с разными условиями образования известен всем.
В микроэкономических исследованиях центральной проблемой является оценка экономической эффективности образования. Сторонники человеческого капитала считают, что экономические выгоды от образования по форме своей будут разнообразными, в результате трудности вычисления численного измерения бесплатного образования и посредственных прибылей экономисты обратили свое внимание на его непосредственную денежную прибыль, поэтому и появилась необходимость определения влияния образования на рост заработной платы.
Месячную заработную плату сотрудника, имеющего определенный уровень подготовки можно представить, как состоящий из двух основных частей. Первая часть – это заработная плата, полученная без какого-либо уровня образования, вторая часть – прибыль, получаемая в результате инвестиций в образование:
Yn = X0 + RCn,
где, Yn – заработки человека, имеющего n - ный лет образования;
Хо – заработки человека, не имеющего образование;
Сn – объем инвестиций в течение n - ного лет обучения, т.е. накопленный человеческий капитал;
R – текущая норма прибыли (отдачи) инвестиций в образование;
Классики теории человеческого капитала – Л. Туроу, С. Фишер, Т. Шульц, Г. Беккер [4]– по существу рост человеческого капитала связывали с ростом капитала в сферу образования, а эффективность накопления и использования человеческого капитала сводили к эффективности инвестиций в образование.
Рассматривая эффективность человеческого капитала через эффективность образования, последнюю экономисты-классики количественно определяли как сопоставление затрат (издержек) на образование и результатов (выгод) от него, приведенных к одному моменту времени. В структуру затрат на образование они включают прямые затраты обучающегося (его родителей) на получение образования; прямые затраты государства на образование; расходы, которые учитываются в виде «потерянных заработков» и которые несет обучающийся при получении более высоких ступеней образования; условные расходы государства, которые учитываются в виде налогов на потерянные заработки обучающихся.
За время учебы человек теряет заработную плату, которую бы он получал работая, но «приобретает» дополнительную часть заработной платы, которую он получит в будущем в виде повышенного дохода, то есть во время учебы его потерянные заработки аннулируются будущими доходами, точнее частью превышения дохода от образования. Важно, чтобы эта суммированная за ряд лет часть дохода была больше совокупных затрат на оплату труда, направленного на получение образования и прямых инвестиционных вложений в образование.
Здесь видна двойственная сущность заработной платы, с одной стороны, она является затратами (потерянные заработки, инвестиции в образование), с другой стороны, заработная плата – это доходы будущего.
Экономические результаты образования могут быть самыми разнообразными по форме. Выгоды образования бывают натуральными и денежными, прямыми и косвенными. Как правило, человек, имеющий более высокое образование, получает более высокую заработную плату, имеет большую возможность устроиться на престижную работу, лучше адаптируется к изменениям, вызванным научно-технической революцией.
В результате общего и специального образования работник становится владельцем двух видов способностей: простого труда и человеческого капитала, каждый из которых приносит свой предельный доход, в сумме дающий общую величину получаемой работником заработной платы. Рост заработной платы от повышения образования не связан с простым трудом, а является результатом инвестирования. Заработная плата работника должна быть очищена от влияния простого труда. Это достигается путем вычета из заработной платы той доли, которая приходится на простой труд, то есть труд, выполняемый без необходимого минимума образования.
В рамках теории человеческого капитала заработная плата рассматривается в виде некой слоистой структуры, в которой каждому слою соответствует определенный уровень образования. Величина заработков конкретного слоя, соответствующего данному конкретному уровню образования и представляет собой денежный доход от него.
Например, экономический эффект от высшего образования будет равен разнице в пожизненных заработках двух лиц: закончившего университет и получившего среднее образование. Экономическую отдачу от инвестиций в образование в университете можно рассматривать как дополнительный доход в течение жизни, который будет получать выпускник университета по сравнению с выпускником средней школы. Эту разницу в доходах, получаемых в течение всей жизни, можно определить и сравнить с затратами на образование и вычислить размер дохода от инвестиций на образование в университете.
Более высокая образовательная подготовка дает больше выгоды и большую эффективность. Действует следующая закономерность: доходы сотрудника повышаются по мере роста уровня его образования и возраста, но до определенного предела – 55–60 лет (время выхода на пенсию). После этого возраста доходы работников всех образовательных уровней резко снижаются.
Если рентабельность инвестиций в экономике образования становится слишком низкой, то это угрожает всей экономике, потому что общество, лишая себя человеческого капитала, тем самым лишает себя будущего. И, наоборот, экономика, в которой создаются условия, при которых норма прибыли рентабельности высока, автоматически встает на инновационный путь развития.
Приведенные выше положения позволяют сделать следующие обобщения:
- инвестиции в человеческий капитал оправданы, если они обладают достаточно высоким уровнем окупаемости и рентабельности;
- благодаря инвестициям формируется человеческий капитал, в этом состоит его сходство с физическим капиталом;
- в формировании человеческого капитала участвуют различные факторы: природные ресурсы, физический капитал и др., важнейшим фактором признается человеческое время, которое позволяет приобрести и накопить новые запасы активов человеческого капитала; доходность инвестиций в человеческий капитан прямо зависит от предстоящего срока его службы. Этим объясняется, почему его формирование выгодно осуществлять в начальный период жизни человека, потому что по мере накопления человеческого капитала его доходность может возрастать (как это характерно для физического капитала);
- потерянные заработки представляют собой основную часть инвестиций в человеческий капитал, которые учитываются наряду с прямыми издержками на образование; сопоставление выгод и издержек образования (с учетом фактора времени) позволяют оценить его экономическую эффективность; передача человеческого капитала может осуществляться неформально, в процессе совместной деятельности его носителей.
В заключении можно сказать, что, поскольку уровень развитости человеческого капитала является главным фактором экономического развития нашей страны, его формирование и развитие с учетом его осуществления именно на основе системы образования, то нам следует уделить особое внимание на повышение эффективности системы образования и усиление его влияния на развитие экономики.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан «Об Образовании» Сборник нормативных документов МВССО республики Узбекистан. – Ташкент: Шарк, 2001. 1 т. Б. 3-8.
- Национальная Программа Подготовки Кадров Республики Узбекистан Сборник нормативных документов МВССО республики Узбекистан. – Ташкент: Шарк 2001. Т.– 1. Б.9-23.
- Абалкин Л.И.Экономическая энциклопедия. Москва.1999 г. С.275.
- Беккер Гэри. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал// США: Экономика, политика и деология. – 1993. – с.11-12.
- Гулямов С.С. Образование в Узбекистане, день сегодняшний – М.:2001. – 120 с.
- Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в переходной экономике: эффективность формирование, оценки и использование. СПб.:Наука, 1999, С.44.
- Дранчук Л.С. Образование и развитие человеческого капитала в России. М.:2009 г.
- Дукер П.Ф.Задачи менеджмента в XXI веке: пер.с англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс» 2004 г. С.181-182.
- Мазин А.Л. Экономика труда. М.: ЮНИТИ, 2008г. с.172-176.