Опыт управления ликвидностью и долгами в Словацкой Республике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Муминов, Н. Г. Опыт управления ликвидностью и долгами в Словацкой Республике / Н. Г. Муминов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21.1 (125.1). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34596/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье проведен анализ функций, задач и целей деятельности Агентства по управлению ликвидностью и долгами Словацкой Республики (ARDAL).

Ключевые слова: государственный долг, ликвидность, казначейство, АРДАЛ, Министерства финансов Словацкой Республики, Национальный банк Словакии.

Выступая на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отметил: «Серьезный интерес международных структур, экспертов и специалистов вызывает тот факт, что за 2008–2010 годы, то есть в период, когда практически в большинстве стран мира имело место существенное падение темпов роста экономики и процессы стагнации производства, темпы ВВП в Узбекистане составили в 2008 году 9 процентов, в 2009 году — 8,1, в текущем 2010 году ожидается 8,5, а на 2011 год предусматривается 8,3 процента. В то время, когда серьезнейшую озабоченность, особенно в развитых странах, вызывает продолжающееся увеличение внешнего государственного долга, в Узбекистане внешний долг не превышает 10 процентов, а Государственный бюджет последние пять лет выполняется с профицитом. Подобный список внушительных достижений Узбекистана можно было бы продолжить» [1].

В целях качественного совершенствования методологии управления государственным внешним и внутренним долгом, и разработки обоснованных предложений по построению и обеспечению оптимальной структуры государственного внешнего и внутреннего долга, в том числе по государственным ценным бумагам (государственным краткосрочным облигациям, государственным среднесрочным казначейским обязательствам и др.), целесообразно научно исследовать взаимосвязь оптимальной структуры и умеренного объема государственного внутреннего и внутреннего долга Республики Узбекистан с важнейшими элементами укрепления экономического потенциала [2, с.58].

В вопросах обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга, а также повышении ликвидности очень важно изучение мирового опыта и творческого использования ее в своей практике. Одним из лучших примеров достойных изучения по данному направлению является деятельность Агентства по управлению ликвидностью и долгами при Министерстве финансов Словацкой Республики [3 ,с.128].

Начиная с 2000 года правительство Словацкой Республики начало осуществлять реформу государственных финансов. При этом уделялось особое внимание доходам и расходам бюджета, а также эффективному менеджменту государственных финансов. Государственный и общественный долг явился основным звеном управленческих реформ.

Министерство финансов Словацкой Республики вычислило все недостатки в системе управления государственным долгом и ликвидностью и риски, вытекающие из него. В контексте международного опыта и лучшей международной практикой, была принята концепция разделяющей стратегическо-концептуального управления от оперативного управления долгом и ликвидности. В то время как на стратегическо-концептуальное управление остается в компетенции Министерства Финансов Словацкой Республики, оперативное управление было передано вновь созданному Агентству по управлению ликвидностью и долгами(АРДАЛ — Agenturapreriadeniedlhua likvidity (ARDAL) словац., DebtandLiquidityManagementAgency (DaLMA) английск.). Законодательной базой при реформировании данной сферы государственных финансов являются следующие законы: Закон № 386/2002. О государственном долге и государственных гарантий, (он определил основные институциональные и политические рамки в сфере государственных финансов) и Закон № 291/2002. О Государственном казначействе. Агентство управления ликвидностью и долгами было создано на основании Закона о Государственном казначействе.

Реформа управления задолженности и ликвидности государственных средств способствует макроэкономической стабилизации, снижение напряженности в сфере государственных финансов и их последующего устойчивого развития.

Целью реформы управления долгом и ликвидностью является, в частности, переход к активному государственному и общественному управлению, рационализации расходов, связанных с финансированием государственного долга, минимизации рисков в отношении финансовых активов, обязательств, а также открытые рыночные позиции государства. Активное управление долгом также включает в себя превосходный контроль и с учетом ситуации на рынке, в отношении краткосрочного анализа развития рынка, демонстрируя профессионализм в области управления финансовыми рисками и поддержки государственных ценных бумаг на вторичном рынке. Переход к активному управлению долгом и ликвидностью принесли следующие положительные результаты для системы управления государственными финансами [4,с.3]:

- соответствие широких взглядов и целей правительства и с взглядами и целями Агентства управления ликвидностью и долгами;

- снижение и контроль возможных будущих рисков, устранение их последствий — сохранение будущих дополнительных расходов, связанных с долгом и ликвидностью в соответствии с лучшими международными практиками;

- снижение расходов, относящихся к обслуживанию государственного долга и усилению управления ликвидностью за счет отдельно взятого государства;

- обеспечение прозрачности государственного долга и процесса управления ликвидностью;

- гибкость в принятии решений, возможность оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия на финансовых рынках;

- ускорение интеграции ЕС в управлении государством и государственными финансами, а также единой интеграции финансового рынка ЕС;

- увеличение независимости от политического влияния в области управления долгом (политическое влияние может быть в форме усилий по сокращению расходов, связанных с обслуживанием долга в текущем бюджетном году за счет увеличения расходов и рисков в будущем).

Переход к активному управлению долгом и ликвидностью в полной мере соответствует тенденциям развития в развитых странах, в том числе стран еврозоны.

ARDAL является бюджетной организацией, управляющей доходами и расходами государственного бюджета. Вышестоящей организацией ARDAL является Министерство финансов Словацкой Республики. ARDAL является органом государственного управления и по совместительству торговцем ценными бумагами в соответствии с п. 54 Закона № 566/2001. О ценных бумагах и инвестиционных услугах.

Основными обязанностями ARDAL являются следующее:

- Сотрудничество с Министерством финансов Словацкой Республики в разработке государственной стратегии управление долгом;

- Организация и исполнение погашения государственного долга;

- Обеспечение Министерства финансов Словацкой Республики информацией о кредитных договорах и финансово-хозяйственных соглашений;

- Управление выпуска государственных ценных бумаг;

- Осуществление расчетов по государственным ценным бумагам;

- Осуществление расчетов государственных ценных бумаг по номинальной стоимости и с учетом прибыли;

- Обеспечение гарантий по взносам и ценным бумагам;

- Выполнение финансовых операций с инвестиционными инструментами, включая производные финансовые инструменты, связанные с операциями по управлению государственным долгом и рисками ликвидности на едином счете;

- Обеспечение погашения неоплаченных государственных долгов;

- Досрочное погашение государственного долга, если это указано в контрактной документации или в условиях выдачи;

- Выполнение финансовых операций на финансовом рынке в отношении свободной ликвидности на едином счете Казначейства Словакии, в соответствии с мандатом Казначейства Словакии;

- Обеспечение Министерство финансов Словацкой Республики данными о порядке учета и ведения бухгалтерского учета государственного долга;

- Обеспечение Казначейства Словакии данными, связывающее бухгалтерию и ведение учета финансовых операций;

- Организация сотрудничества Министерства финансов и Национального банка Словакии в сферах, относящихся к их деятельности установленных законом;

- Выполнение финансовых операций с инвестиционными инструментами, включая операции по производным финансовым инструментам на финансовом рынке, с тем чтобы связать через промежуточный разрыв между доходами и расходами государственного бюджета в финансовом году, а также для управления ликвидностью на едином счете.

Целью деятельности ARDAL является активное управление государственным долгом, прозрачное управление ликвидностью и финансирование государственных нужд, рационализации расходов, связанных с государственным долгом и ликвидностью. Цель также включает в себя минимизация рисков, связанных с управлением государственного долга и ликвидности, так что расходы по обслуживанию долга в среднесрочной перспективе и долгосрочную перспективу оптимальным образом за пределами степени риска, приемлемой для государства.

При организации ARDAL и Казначейства Словакии в качестве новых бюджетных организаций, стало необходимым пересмотр функциональных обязанностей Министерства финансов Словацкой Республики, ARDAL, Казначейства Словакии и Национального банка Словакии. В связи с этим был принят закон № 5572/2001 «О перераспределение деятельности и ответственности между ARDAL, Казначейства Словакии, Министерства финансов Словацкой Республики и Национального банка Словакии». Процедурные проблемы обусловлены тем, что характер деятельности ARDAL является коммерческой, в то время как с формально-юридической точки зрения ARDAL является бюджетной организацией.

Вследствие указанных причин и унификации терминологии со ссылкой на управления долгом и ликвидностью, а также со ссылкой на перераспределении деятельности, ARDAL были произведены законодательные изменения в следующих законах: Закон № 291/2002. «О Государственном казначействе», Закон № 386/2002. «О государственном долге и гарантий», Закон № 303/1995. «О бюджетных правилах», Закон № 566/2001. «О ценных бумагах», Закон № 530/1990. «Об облигациях» и других, касающихся законов, правил и директив, которые были необходимы, чтобы быть внесены изменения. Эти законодательные изменения являются неотъемлемой частью подготовки ARDAL к основной деятельности.

Анализ функций, задач и целей деятельности Агентства по управлению ликвидностью и долгами ARDAL дает возможность сделать вывод — эффективная коммерческая деятельность данной бюджетной организации в составе государственной структуре (Министерства финансов Словацкой Республики) повышает доверие к экономике Словацкой Республики, особенно в сфере обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга.

Литература:

  1. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Газета «Народное слово» от 13 ноября 2010г. № 220 (5135).
  2. Сафаров Ш. Ю. О совершенствовании методологии управления и построении оптимальной структуры государственных заимствований Республики Узбекистан // Иктисод ва молия / Экономика и финансы, № 10, 2011. С. 58–64.
  3. Муминов Н. Г. Словакия Республикасининг Молия вазирлиги Қарз ва ликвидлилик менежменти агентлиги (АРДАЛ) фаолияти. «Давлат молиясини ислоҳ этишнинг долзарб муаммолари» мавзусидаги илмий-амалий конференцияси материаллари. Ўзбекистон Республикаси Молия вазирлиги Ўқув маркази. Тошкент, 18 июнь 2010 йил. Б.127–130.
  4. ARDAL. Správa o činnosti ARDAL 2003–2004. ARDAL Activity Report 2003–2004. Bratislava, 2005. 51 p.
Основные термины (генерируются автоматически): ARDAL, Словацкая Республика, долг, Министерство финансов, ликвидность, управление ликвидностью, активное управление, бюджетная организация, Государственное казначейство, государственный бюджет.


Ключевые слова

ликвидность, государственный долг, казначейство, АРДАЛ, Министерства финансов Словацкой Республики, Национальный банк Словакии

Похожие статьи

Анализ показателей развития банковского сектора Приднестровской Молдавской Республики

В статье проводится анализ тенденций текущего развития банковской системы Приднестровья в условиях кризисных явлений в республике.

Основные направления оптимизации инвестиционной деятельности финансово-кредитных учреждений Кыргызской Республики

В статье на основании проведенного анализа о текущем положении выявлены проблемы и предложены направления совершенствования управления банковским сектором Кыргызской Республики.

О необходимости совершенствования надзора за деятельностью банков со стороны Агентства по страхованию вкладов

В статье рассматривается роль, функции Агентства по страхованию вкладов, проведен анализ законодательства и предложены мероприятия по улучшению управления качеством государственной корпорации на примере Агентства.

Правовое положение органов, осуществляющих финансовую деятельность государства

В статье автор пытается определить важность органов, которые осуществляют финансовую деятельность.

История возникновения органов финансового контроля в современном Забайкалье

Статья отражает исторические этапы становления финансового контроля в Забайкальском крае. Органы государственного финансового контроля играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами в стране, их грамотном распределении ме...

Виды и формы государственного финансового контроля в бюджетной сфере

Статья посвящена изучению различных видов и форм государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Особое внимание уделяется роли государственных органов и их функций в обеспечении финансовой прозрачности и эффективности в управлении бюджетным...

Современное состояние системы банковского надзора в Республике Узбекистан

В данной статье рассматривается система банковского надзора и методы его осуществления в Республике Узбекистан. В статье дана авторская формулировка понятия «банковский надзор». Изучены нормативно-правовые акты в сфере банковского надзора.

Правовое регулирование финансового контроля государственных компаний (на примере государственной компании «Российские автомобильные дороги»)

Научная статья посвящена исследованию и анализу роли финансового контроля как инструмента воздействия государства на деятельность государственных компаний. Автор акцентирует свое внимание на рассмотрении положений, связанных с осуществлением финансов...

Структурный анализ банков второго уровня Казахстана

В статье рассматривается анализ финансовых показателей банков второго уровня в течение последних десяти лет в Республике Казахстан. Исследуется влияние сокращения количества банков второго уровня на банковский сектор в целом, а также изменения в осно...

Повышение эффективности государственного финансового контроля на современном этапе

Государственный финансовый контроль является важным элементом качественного управления финансовой безопасностью страны. В статье выявлена проблема закрепления системы государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации.

Похожие статьи

Анализ показателей развития банковского сектора Приднестровской Молдавской Республики

В статье проводится анализ тенденций текущего развития банковской системы Приднестровья в условиях кризисных явлений в республике.

Основные направления оптимизации инвестиционной деятельности финансово-кредитных учреждений Кыргызской Республики

В статье на основании проведенного анализа о текущем положении выявлены проблемы и предложены направления совершенствования управления банковским сектором Кыргызской Республики.

О необходимости совершенствования надзора за деятельностью банков со стороны Агентства по страхованию вкладов

В статье рассматривается роль, функции Агентства по страхованию вкладов, проведен анализ законодательства и предложены мероприятия по улучшению управления качеством государственной корпорации на примере Агентства.

Правовое положение органов, осуществляющих финансовую деятельность государства

В статье автор пытается определить важность органов, которые осуществляют финансовую деятельность.

История возникновения органов финансового контроля в современном Забайкалье

Статья отражает исторические этапы становления финансового контроля в Забайкальском крае. Органы государственного финансового контроля играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами в стране, их грамотном распределении ме...

Виды и формы государственного финансового контроля в бюджетной сфере

Статья посвящена изучению различных видов и форм государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Особое внимание уделяется роли государственных органов и их функций в обеспечении финансовой прозрачности и эффективности в управлении бюджетным...

Современное состояние системы банковского надзора в Республике Узбекистан

В данной статье рассматривается система банковского надзора и методы его осуществления в Республике Узбекистан. В статье дана авторская формулировка понятия «банковский надзор». Изучены нормативно-правовые акты в сфере банковского надзора.

Правовое регулирование финансового контроля государственных компаний (на примере государственной компании «Российские автомобильные дороги»)

Научная статья посвящена исследованию и анализу роли финансового контроля как инструмента воздействия государства на деятельность государственных компаний. Автор акцентирует свое внимание на рассмотрении положений, связанных с осуществлением финансов...

Структурный анализ банков второго уровня Казахстана

В статье рассматривается анализ финансовых показателей банков второго уровня в течение последних десяти лет в Республике Казахстан. Исследуется влияние сокращения количества банков второго уровня на банковский сектор в целом, а также изменения в осно...

Повышение эффективности государственного финансового контроля на современном этапе

Государственный финансовый контроль является важным элементом качественного управления финансовой безопасностью страны. В статье выявлена проблема закрепления системы государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации.

Задать вопрос