В статье проведен анализ функций, задач и целей деятельности Агентства по управлению ликвидностью и долгами Словацкой Республики (ARDAL).
Ключевые слова: государственный долг, ликвидность, казначейство, АРДАЛ, Министерства финансов Словацкой Республики, Национальный банк Словакии.
Выступая на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отметил: «Серьезный интерес международных структур, экспертов и специалистов вызывает тот факт, что за 2008–2010 годы, то есть в период, когда практически в большинстве стран мира имело место существенное падение темпов роста экономики и процессы стагнации производства, темпы ВВП в Узбекистане составили в 2008 году 9 процентов, в 2009 году — 8,1, в текущем 2010 году ожидается 8,5, а на 2011 год предусматривается 8,3 процента. В то время, когда серьезнейшую озабоченность, особенно в развитых странах, вызывает продолжающееся увеличение внешнего государственного долга, в Узбекистане внешний долг не превышает 10 процентов, а Государственный бюджет последние пять лет выполняется с профицитом. Подобный список внушительных достижений Узбекистана можно было бы продолжить» [1].
В целях качественного совершенствования методологии управления государственным внешним и внутренним долгом, и разработки обоснованных предложений по построению и обеспечению оптимальной структуры государственного внешнего и внутреннего долга, в том числе по государственным ценным бумагам (государственным краткосрочным облигациям, государственным среднесрочным казначейским обязательствам и др.), целесообразно научно исследовать взаимосвязь оптимальной структуры и умеренного объема государственного внутреннего и внутреннего долга Республики Узбекистан с важнейшими элементами укрепления экономического потенциала [2, с.58].
В вопросах обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга, а также повышении ликвидности очень важно изучение мирового опыта и творческого использования ее в своей практике. Одним из лучших примеров достойных изучения по данному направлению является деятельность Агентства по управлению ликвидностью и долгами при Министерстве финансов Словацкой Республики [3 ,с.128].
Начиная с 2000 года правительство Словацкой Республики начало осуществлять реформу государственных финансов. При этом уделялось особое внимание доходам и расходам бюджета, а также эффективному менеджменту государственных финансов. Государственный и общественный долг явился основным звеном управленческих реформ.
Министерство финансов Словацкой Республики вычислило все недостатки в системе управления государственным долгом и ликвидностью и риски, вытекающие из него. В контексте международного опыта и лучшей международной практикой, была принята концепция разделяющей стратегическо-концептуального управления от оперативного управления долгом и ликвидности. В то время как на стратегическо-концептуальное управление остается в компетенции Министерства Финансов Словацкой Республики, оперативное управление было передано вновь созданному Агентству по управлению ликвидностью и долгами(АРДАЛ — Agenturapreriadeniedlhua likvidity (ARDAL) словац., DebtandLiquidityManagementAgency (DaLMA) английск.). Законодательной базой при реформировании данной сферы государственных финансов являются следующие законы: Закон № 386/2002. О государственном долге и государственных гарантий, (он определил основные институциональные и политические рамки в сфере государственных финансов) и Закон № 291/2002. О Государственном казначействе. Агентство управления ликвидностью и долгами было создано на основании Закона о Государственном казначействе.
Реформа управления задолженности и ликвидности государственных средств способствует макроэкономической стабилизации, снижение напряженности в сфере государственных финансов и их последующего устойчивого развития.
Целью реформы управления долгом и ликвидностью является, в частности, переход к активному государственному и общественному управлению, рационализации расходов, связанных с финансированием государственного долга, минимизации рисков в отношении финансовых активов, обязательств, а также открытые рыночные позиции государства. Активное управление долгом также включает в себя превосходный контроль и с учетом ситуации на рынке, в отношении краткосрочного анализа развития рынка, демонстрируя профессионализм в области управления финансовыми рисками и поддержки государственных ценных бумаг на вторичном рынке. Переход к активному управлению долгом и ликвидностью принесли следующие положительные результаты для системы управления государственными финансами [4,с.3]:
- соответствие широких взглядов и целей правительства и с взглядами и целями Агентства управления ликвидностью и долгами;
- снижение и контроль возможных будущих рисков, устранение их последствий — сохранение будущих дополнительных расходов, связанных с долгом и ликвидностью в соответствии с лучшими международными практиками;
- снижение расходов, относящихся к обслуживанию государственного долга и усилению управления ликвидностью за счет отдельно взятого государства;
- обеспечение прозрачности государственного долга и процесса управления ликвидностью;
- гибкость в принятии решений, возможность оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия на финансовых рынках;
- ускорение интеграции ЕС в управлении государством и государственными финансами, а также единой интеграции финансового рынка ЕС;
- увеличение независимости от политического влияния в области управления долгом (политическое влияние может быть в форме усилий по сокращению расходов, связанных с обслуживанием долга в текущем бюджетном году за счет увеличения расходов и рисков в будущем).
Переход к активному управлению долгом и ликвидностью в полной мере соответствует тенденциям развития в развитых странах, в том числе стран еврозоны.
ARDAL является бюджетной организацией, управляющей доходами и расходами государственного бюджета. Вышестоящей организацией ARDAL является Министерство финансов Словацкой Республики. ARDAL является органом государственного управления и по совместительству торговцем ценными бумагами в соответствии с п. 54 Закона № 566/2001. О ценных бумагах и инвестиционных услугах.
Основными обязанностями ARDAL являются следующее:
- Сотрудничество с Министерством финансов Словацкой Республики в разработке государственной стратегии управление долгом;
- Организация и исполнение погашения государственного долга;
- Обеспечение Министерства финансов Словацкой Республики информацией о кредитных договорах и финансово-хозяйственных соглашений;
- Управление выпуска государственных ценных бумаг;
- Осуществление расчетов по государственным ценным бумагам;
- Осуществление расчетов государственных ценных бумаг по номинальной стоимости и с учетом прибыли;
- Обеспечение гарантий по взносам и ценным бумагам;
- Выполнение финансовых операций с инвестиционными инструментами, включая производные финансовые инструменты, связанные с операциями по управлению государственным долгом и рисками ликвидности на едином счете;
- Обеспечение погашения неоплаченных государственных долгов;
- Досрочное погашение государственного долга, если это указано в контрактной документации или в условиях выдачи;
- Выполнение финансовых операций на финансовом рынке в отношении свободной ликвидности на едином счете Казначейства Словакии, в соответствии с мандатом Казначейства Словакии;
- Обеспечение Министерство финансов Словацкой Республики данными о порядке учета и ведения бухгалтерского учета государственного долга;
- Обеспечение Казначейства Словакии данными, связывающее бухгалтерию и ведение учета финансовых операций;
- Организация сотрудничества Министерства финансов и Национального банка Словакии в сферах, относящихся к их деятельности установленных законом;
- Выполнение финансовых операций с инвестиционными инструментами, включая операции по производным финансовым инструментам на финансовом рынке, с тем чтобы связать через промежуточный разрыв между доходами и расходами государственного бюджета в финансовом году, а также для управления ликвидностью на едином счете.
Целью деятельности ARDAL является активное управление государственным долгом, прозрачное управление ликвидностью и финансирование государственных нужд, рационализации расходов, связанных с государственным долгом и ликвидностью. Цель также включает в себя минимизация рисков, связанных с управлением государственного долга и ликвидности, так что расходы по обслуживанию долга в среднесрочной перспективе и долгосрочную перспективу оптимальным образом за пределами степени риска, приемлемой для государства.
При организации ARDAL и Казначейства Словакии в качестве новых бюджетных организаций, стало необходимым пересмотр функциональных обязанностей Министерства финансов Словацкой Республики, ARDAL, Казначейства Словакии и Национального банка Словакии. В связи с этим был принят закон № 5572/2001 «О перераспределение деятельности и ответственности между ARDAL, Казначейства Словакии, Министерства финансов Словацкой Республики и Национального банка Словакии». Процедурные проблемы обусловлены тем, что характер деятельности ARDAL является коммерческой, в то время как с формально-юридической точки зрения ARDAL является бюджетной организацией.
Вследствие указанных причин и унификации терминологии со ссылкой на управления долгом и ликвидностью, а также со ссылкой на перераспределении деятельности, ARDAL были произведены законодательные изменения в следующих законах: Закон № 291/2002. «О Государственном казначействе», Закон № 386/2002. «О государственном долге и гарантий», Закон № 303/1995. «О бюджетных правилах», Закон № 566/2001. «О ценных бумагах», Закон № 530/1990. «Об облигациях» и других, касающихся законов, правил и директив, которые были необходимы, чтобы быть внесены изменения. Эти законодательные изменения являются неотъемлемой частью подготовки ARDAL к основной деятельности.
Анализ функций, задач и целей деятельности Агентства по управлению ликвидностью и долгами ARDAL дает возможность сделать вывод — эффективная коммерческая деятельность данной бюджетной организации в составе государственной структуре (Министерства финансов Словацкой Республики) повышает доверие к экономике Словацкой Республики, особенно в сфере обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга.
Литература:
- Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Газета «Народное слово» от 13 ноября 2010г. № 220 (5135).
- Сафаров Ш. Ю. О совершенствовании методологии управления и построении оптимальной структуры государственных заимствований Республики Узбекистан // Иктисод ва молия / Экономика и финансы, № 10, 2011. С. 58–64.
- Муминов Н. Г. Словакия Республикасининг Молия вазирлиги Қарз ва ликвидлилик менежменти агентлиги (АРДАЛ) фаолияти. «Давлат молиясини ислоҳ этишнинг долзарб муаммолари» мавзусидаги илмий-амалий конференцияси материаллари. Ўзбекистон Республикаси Молия вазирлиги Ўқув маркази. Тошкент, 18 июнь 2010 йил. Б.127–130.
- ARDAL. Správa o činnosti ARDAL 2003–2004. ARDAL Activity Report 2003–2004. Bratislava, 2005. 51 p.