Особое место в ходе экономических преобразований в Узбекистане уделяется реформе собственности, всемерному содействию расширения частной собственности в экономике, развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. Согласно законодательству Республики Узбекистан допускается существование разнообразных форм собственности, способствующих эффективному функционированию экономики и росту народного благосостояния. Государственное регулирование малого и частного предпринимательства, эффективная система его поддержки имеют большое значение не только непосредственно для малых предприятий, но и для экономики страны в целом, так как малый бизнес обеспечивает условия для повышения жизненного уровня широких слоёв населения. Именно малые и частные предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, насыщение рынка потребительских товаров при ограниченных финансовых ресурсах.
Приоритетными направлениями государственного стимулирования малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане является создание малых предприятий в сельской местности, а также по производству конкурентоспособной продукции и услуг. В нашей республике особое внимание было уделено усилению поддержки и стимулированию ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, играющего все более значимую роль в обеспечении экономического роста, создании рабочих мест и решении проблем занятости, роста доходов и благосостояния населения.
Система государственной поддержки сектора малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане в целом уже сформирована и имеет комплексный и целостный характер. На данный момент в Узбекистане складывается благоприятная среда для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. В этой связи Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов отмечал, что «В более чем 40 нормативно-правовых актов внесены изменения и дополнения, связанные с упрощением и облегчением создания и осуществления деятельности субъектов предпринимательства. В частности, введен новый порядок, в соответствии с которым уголовное дело не возбуждается и лицо освобождается от ответственности, если оно впервые совершило преступление, предусмотренное в случае уклонения от уплаты налогов или других обязательных платежей, но полностью возместило нанесенный государству ущерб в течение 30 дней после обнаружения правонарушения. В решении вопросов укрепления гарантий и защиты законных прав частных собственников и предпринимателей первостепенное значение придается усилению роли судебных органов» [1].
В последние годы активно велась дальнейшая разработка системных мер и правового обеспечения улучшения деловой среды и создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Важнейшими направлениями стали распространение принципа «одно окно» при регистрации собственности, упрощение и ускорение выделения земельных участков, выдачи разрешений на строительство и подключение к сетям электроснабжения, создание Фонда в целях дальнейшего расширения экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства и другие.
Следует также отметить, что усилены меры административной ответственности за нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий правоохранительными и контролирующими органами, нарушение порядка оказания государственных услуг, незаконное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и операций по их банковским счетам, необоснованное истребование информации о наличии денежных средств на их счетах, принудительное привлечение предпринимателей к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств и другие. Наряду с этим законодательно внедрен механизм возмещения в полном объеме, включая упущенную выгоду, вреда, причиненного субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан или действии (бездействия) их должностных лиц. В отношении должностных лиц контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов, которые неоднократно нарушили законодательство в сфере защиты свободы предпринимательской деятельности, будут применяться меры уголовной ответственности. Соответствующие нормы уже внесены в Уголовный кодекс Республики Узбекистан.
Благодаря созданию благоприятного делового климата для бизнеса и предпринимательства в нашей республике из года в год увеличивается количества субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Количество действующих субъектов МП на 1000 человек населения увеличились с 6,1 в 2000 году до 16,8 в 2015 год.
За этот период численность занятых в малом предпринимательстве увеличились более в 2,3 раза, а их доля в общей численности занятых в экономике повысились с 49,7 % по 77,2 %. Исходя из этого повышается индикаторы развития предпринимательства (ИРМП) с 0,14 по 0,45 в 2015 году (табл. 1.).
Таблица 1
Индекс развития малого предпринимательства [2]
Показатели |
2000г. |
2007г. |
2010г. |
2015г. |
Индикатор доли добавленной стоимости малого предпринимательства в ВВП |
0,31 |
0,47 |
0,53 |
0,56 |
Индикатор доли занятых в малом предпринимательстве в общей занятости в экономике |
0,53 |
0,72 |
0,74 |
0,77 |
Индикатор доли предприятий малого предпринимательства в общем количестве предприятий в экономике |
0,85 |
0,90 |
0,82 |
0,99 |
Индекс развития предпринимательства (ИРМП) |
0,14 |
0,31 |
0,32 |
0,45 |
В этой связи Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в докладе на расширенном заседании Кабинета Министров посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год отмечал, что «Хотел бы отметить, что благодаря принимаемым мерам доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте возросла с 31 процента в 2000 году до 56,7 процента в настоящее время, или в 1,8 раза. В этой сфере сегодня производится треть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции. В ней трудится более 77 процентов всего занятого населения» [3].
Меры по активизации бизнеса способствовали созданию новых малых предприятий и микрофирм и, что особенно важно, новых рабочих мест. Благодаря внедрению электронных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства в 2015 году 42,8 тысячи субъектов предпринимательства зарегистрированы через сеть Интернет на Едином портале интерактивных государственных услуг, обеспечивающем доступ к 260 различным видам интерактивных услуг. Если в 2013–2014 годах предпринимателям и гражданам было оказано чуть более 102 тысяч услуг, то за 2015 год их количество превысило 420 тысяч. В настоящее время 100 % налоговая и статистическая отчетность сдается в электронном виде через сеть интернет. С 1 января 2016 года Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» начали функционировать во всех регионах республики, внедрен также абсолютно новый механизм подключения субъектов предпринимательства к инженерно-коммуникационным сетям, предусматривающий организаций полномочий по осуществлению всех процедур на условиях «под ключ» — начиная от получения технических условий до подключения к инженерно-коммуникационным сетям.
В 2015 году создано свыше 980 тысяч рабочих мест, из них более 60 процентов — в сельской местности. Трудоустроено свыше 480 тысяч выпускников колледжей. Коммерческими банками им выданы льготные кредиты на организацию собственного бизнеса в объеме около 280 миллиардов сум, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 году [4].
Удельный вес малого бизнеса и частного предпринимательства в объеме промышленности регионов превысил средне республиканский показатель и составил в Наманганской области 55,9 %, Самаркандской — 45,3 %, Джизакской — 42,9 %, Республике Каракалпакстан — 34,6 % и г. Ташкенте — 68,9 %. Удельный вес МП в общем объеме строительства в республике составил 71,5 %. Свыше 90,0 % строительных работ в Андижанской, Наманганской, Джизакской и Самаркандской областях приходилось на субъекты МП. Увеличилась доля выполненных строительных работ индивидуальными строительными бригадами в Ферганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Хорезмской областях.
Малый бизнес и частное предпринимательства большую роль играет в повышении доходов, уровня и качества жизни населения. Так, доля доходов от предпринимательской деятельности увеличилась до 52 процентов в 2015 году против 47,1 процента в 2010 году, что существенно превышает аналогичный показатель в странах СНГ.
В будущем для дальнейшего улучшения деловой среды следует осуществить следующие меры:
— еще раз критически пересмотреть систему льгот, предоставляемых субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства, в т. ч. экспортерам, на основе которых их совершенствовать;
— принять дополнительные меры по дальнейшему упрощению налоговых систем, сокращению их ставок, а также таможенных процедур, сокращению сроков их осуществлению и снижения тарифов на проведения внешнеторговых операций;
— необходимо шире внедрять электронную форму оформления всех документов и разрешительных процедур, связанных с предпринимательской деятельностью;
— укреплять взаимодействия государственных органов по регулированию предпринимательской деятельности с Торгово-промышленной палаты, Советов фермеров и других негосударственных и некоммерческих организации по обеспечению экономической безопасности субъектов предпринимательства от внешних и внутренних угроз.
Следует отметить, что, несмотря на развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в нашей республике, для них существуют риски и различные угрозы, поэтому актуальным становятся обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности. Логично предположить, что решение проблемы экономической безопасности, включая и законодательное обеспечение деятельности по обеспечению экономической безопасности, следует вести не только на уровне государства, региона, отрасли, а и на уровне хозяйствующих субъектов, т. е. на уровне предпринимательских субъектов. Защита интересов хозяйствующих субъектов, предприятий национальной экономики является существенным элементом как внутренней, так и внешней политики большинства правительств развитых стран мира.
Литература:
- Каримов И. А. Бош мақсадимиз — иқтисодиётимизда олиб бораётган ислоҳотларни ва таркибий ўзгаришларни кескин чуқурлаштириш, хусусий мулкчилик, кичик бизнес ва тадбиркорликка кенг йўл очиб беришдир: Мамлакатимизни 2015 йилда ижтимоий-иқтисодий ривожлантириш якунлари ва 2016 йилга мўлжалланган иқтисодий дастурнинг энг муҳим устувор йўналишларига бағишланган Вазирлар Маҳкамасининг кенгайтирилган мажлисидаги маъруза. — Т.: “Ўзбекистон”, 2016. Ўзбек ва рус тилларида. – С.57–58.
- Составлена по данным «Экономика Узбекистана: информационно-аналитический бюллетень за 2012 год” – Т., ЦЭИ, 2013. С.82.; Госкомстат Республики Узбекистан.
- Каримов И. А. Бош мақсадимиз — иқтисодиётимизда олиб бораётган ислоҳотларни ва таркибий ўзгаришларни кескин чуқурлаштириш, хусусий мулкчилик, кичик бизнес ва тадбиркорликка кенг йўл очиб беришдир: Мамлакатимизни 2015 йилда ижтимоий-иқтисодий ривожлантириш якунлари ва 2016 йилга мўлжалланган иқтисодий дастурнинг энг муҳим устувор йўналишларига бағишланган Вазирлар Маҳкамасининг кенгайтирилган мажлисидаги маъруза. — Т.: “Ўзбекистон”, 2016. Ўзбек ва рус тилларида. – С.61.
- Каримов И. А. Бош мақсадимиз — иқтисодиётимизда олиб бораётган ислоҳотларни ва таркибий ўзгаришларни кескин чуқурлаштириш, хусусий мулкчилик, кичик бизнес ва тадбиркорликка кенг йўл очиб беришдир: Мамлакатимизни 2015 йилда ижтимоий-иқтисодий ривожлантириш якунлари ва 2016 йилга мўлжалланган иқтисодий дастурнинг энг муҳим устувор йўналишларига бағишланган Вазирлар Маҳкамасининг кенгайтирилган мажлисидаги маъруза. — Т.: “Ўзбекистон”, 2016. Ўзбек ва рус тилларида. – С.60, 68.