Авиационная часть как система управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.11.2016

Статья просмотрена: 4225 раз

Библиографическое описание:

Тухватуллин, Д. Д. Авиационная часть как система управления / Д. Д. Тухватуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 507-510. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34605/ (дата обращения: 16.11.2024).



Авиационная часть — отдельное авиационное подразделение, отдельный авиационный отряд, отдельная авиационная эскадрилья, авиационная база, центр показа авиационной техники, испытательный центр, учебный авиационный центр, летных испытаний станции военного представительства или авиаремонтного завода, объединенный авиационный отряд, организация авиационных видов спорта.

Рассмотрим особенности составляющих элементов авиационных частей и подразделений системы управления, которая должна обеспечить функционирование.

Органом управления части являются должностные лица с различными функциями, права и определенные официальные отношения, имеющие свои собственные методы и средства для выполнения возложенных на них задач.

Структура управления основана на личной ответственности исполнителей, назначенных для выполнения той или иной работы с возможностью изменять порядок в определенных условиях эксплуатации, при изменении боевых действий и обеспечивать кратчайший путь для информации.

Авиационный полк является основной тактической и административно-хозяйственной частью. Авиационный полк выполняет боевые задачи в составе соединения или самостоятельно. Каждому полку присваивается номер и вручается Боевое знамя. В состав авиационного полка входит инженерно-авиационная служба и несколько авиационных эскадрилий. Для выполнения задач авиационному полку оперативно подчинены части обеспечения (часть связи и радиотехнического обеспечения, авиационно-техническая часть и другие части).

Авиационная эскадрилья является тактическим и огневым подразделением и состоит из нескольких (2–3) звеньев (отрядов). Одна авиационная эскадрилья может базироваться на отдельном аэродроме.

Авиационное звено (отряд) является наименьшим тактическим и огневым подразделением. Звено состоит из 3–4 самолетов. Авиационный экипаж самолета состоит из командира экипажа, других лиц летного состава, инженерно-технического и обслуживающего персонала, осуществляющих подготовку и эксплуатацию самолета. Состав экипажа определяется в зависимости от рода авиации и выполняемых задач.

Командир авиационного полка управляет боевыми подразделениями и частями обеспечения через штаб и своих заместителей по летной, воспитательной работе, инженерно-авиационной службе, начальников служб (штурмана, начальника воздушно-огневой подготовки, начальника химической службы, начальника парашютно-десантной службы и др.). В повседневной деятельности в мирное время штаб также занимается руководством, обучением, воспитанием подчиненных подразделений и служб.

Элементы управления имеют командные штабы и службы.

Каждый элемент управления имеет специфический, чисто присущий ему характер и выполняет четко определенный набор задач.

Система управления авиационными частями и соединениями включает в себя: органы управления; пункты управления; связь и РТО; АСУ.

Деятельность органов управления направленна на обеспечение качества подготовки, выполнения боевых задач с максимальной эффективностью и минимальными затратами энергии и ресурсов.

Каждый элемент управления имеет четкую миссию и выполняет четко определенный набор задач.

Штаб — главный руководящий орган, он предназначен для решения всех вопросов управления авиационной части. Начальник штаба полка первый заместитель командира. Он должен всегда быть в курсе ситуации и быть готовым доложить командиру обстановку, вытекающие из неё выводы и рекомендации, а также знать отданные командиром указания, организовать и контролировать их исполнение. Начальник штаба имеет право от имени командира отдавать приказы и распоряжения. Он несет ответственность за организацию и поддержание непрерывного контроля, слаженную работу персонала и служб полка, а также штабов обеспечивающих частей.

Управление авиационными подразделениями осуществляется с помощью контрольных точек системы:

– командные пункты (КП);

– запасные командные пункты (ЗКП);

– тыловые пункты управления (ТПУ);

– вспомогательные пункты управления (ВПУ).

КП является главным центром управления, из которого командиры, осуществляют руководство авиацией при подготовке и в ходе военных действий. На КП размещены: командир, основная часть персонала, руководители службы, представители обеспечения и взаимодействующих частей.

Элементами командных пунктов являются передовые и воздушные пункты управления, а в истребительных дивизиях, кроме того, и пункты наведения.

Передовые пункты управления(ППУ) создаются на короткий период времени для возможности управлять подчиненными командирами подразделений в некоторых областях, при выходе к зоне боевых действий. На ППУ обычно работают оперативная группа штаба и назначенные командиром должностные лица.

Воздушные пункты управления(ВзПУ) предназначены для обеспечения стабильности управления подразделением. ВзПУ может нести боевое дежурство непрерывно или в соответствии с графиком, выработанным на земле или в воздухе.

Пункты наведения истребительной авиации(ПН ИА) развернуты на командных пунктах зенитно-ракетных или радиотехнических частей ПВО

ЗКП являются постоянными пунктами управления и предназначены для повышения стабильности, надежности и непрерывности управления.

На ЗКП всегда находится часть боевого состава руководящего органа во главе с заместителем командира или заместителя начальника штаба.

ТПУпредназначены для руководства тылом и частями технического обеспечения. На ТПУ расположены элементы управления тылом и командный пункт экстренной помощи.

ВПУ создаются в течение определенного периода времени в военно-транспортной авиации для контроля военно-воздушных сил, при выполнении десантирования и воздушных перевозок.

Контрольные точки могут быть стационарными и мобильными.

Стационарные контрольные точки в основном находятся в защищенных оборудованных убежищах, подземных бункерах и других подобных объектах.

Перемещение контрольных точек, оборудуются на КШМ, а также самолетах и вертолетах.

Система связи и радио обеспечивают материальную базу командования и управления. Для управления авиационными частями используются: радиорелейные, тропосферные, космические, проводные, мобильные и другие коммуникации. С помощью этих средств осуществляется телефонная, телеграфная, факсимильная связи для передачи данных.

Авиационные средства радиосвязи в сочетании наземного и бортового оборудования объединяются для различных целей, а также радиорелейные, тропосферные станции и телевизионные устройства.

Мобильные инструменты включают в себя: автомобили, бронетехнику, самолеты, вертолеты и другие средства, которые командир может использовать для поездки (полета) до подчиненных подразделений, а также доставлять боевые документы.

Сигнальные средства связи, используемые для уведомления, опознавания, целеуказаний и взаимодействия. К ним относятся: маркерная станция, приводная станция, маяки, сигнальные ракеты, дымовые шашки, трассирующие снаряды, светомаяки.

Основа для систем связи должна быть основана на требованиях к коммуникации и принципах организации связи и РТО.

Принципы систем связи и РТО — основные положения, определяющие системный подход к решению проблем построения систем связи и РТО в различных командованиях ВКС.

Основные организационные принципы построения систем связи и РТО заключаются в следующем:

– максимальное соответствие систем связи и РТО задачам, стоящим перед частями, соединениями, объединениями, и их боевым возможностям;

– создание в мирное время базовых систем связи и РТО, способных обеспечить потребности управления войсками при внезапном нападении противника;

– сопряжение систем (подсистем) связи и РTO различного предназначения;

– единство системы связи и РТО каждого звена управления;

– комплексное применение различных средств связи и РTO;

– централизация управления связью и РTO при развертывании и эксплуатации систем связи и РTO.

Максимальные соответствия системы связи и РТО. Задачи, стоящие перед частями, соединениями определяются их боевыми возможностями. Системы связи и РТО развертываются на основе решения командира, указаний вышестоящего штаба, инструкции начальника штаба, с принятием во внимание наличие и состояние сил и средств систем связи и РТО.

Достижение целей системами, линиями связи стоящих перед частями, соединениями достигаются за счет решения командира и принятием во внимание наличие и состояние сил и средства связи и РТО.

При этом учитывается необходимость совершенствования готовности к эксплуатации системы связи и РТО в целом или ее подсистем, возможным влиянием на системы связи и РТО противником, а также физических и географических особенностей театра боевых действий на котором будут выполнять свои функции данные системы.

Создание систем связи в мирное время необходимо для обеспечения высокой боевой готовности частей, соединений, объедений. Для этой цели используются линии и каналы связи фиксированной базовой сети Вооруженных Сил и сети общего пользования, средства стационарных опорных узлов связи, средств связи и РТО других видов Вооруженных Сил, министерств и ведомств развертываются стационарные узлы связи и РTO пунктов управления частей, соединений, объединений, стационарные средства, комплексы и системы радиолокационного и радиосветотехнического обеспечения.

Сопряжение систем связи различного назначения проводит серию организационных и технических мер, направленных на обеспечение их сотрудничества на различных этапах.

Выделяют следующие этапы:

– Разработка систем, комплексов и средств связи и РТО;

– Планирование коммуникации и РTO для следующего боя;

– развертывания (наращивания) функционирования и свертывания систем, комплексов, средств связи и РТО.

Единство системы связи и РТО уровне каждого звена управления заключается в объединении сил и средств связи и РТО под единым руководством, с тем чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности войск определенного уровня управления.

Комплексное использование различных средств коммуникации и в составе РТО и центров связи, радиолокационных станций, радионавигационных пунктов, для решения проблем программного и радиосветотехнического обеспечения. Роль и значение определяются их техническими возможностями, конкретной оперативной и тактической ситуацией.

Централизация управления связью и РТО во время развертывания и эксплуатации включает в себя личную ответственность начальника связи и РТО авиационного подразделения, начальника отделения связи.

Основные составные элементы системы связи и РТО обеспечивают функцию кондиционирования всех рассматриваемых систем, таким образом, разделение данных систем на отдельные является условным.

Система связи является частью системы связи и РТО и представляет собой совокупность взаимосвязанных и согласованных задач, по месту, времени и действиям:

– узлы связи; центры коммутации;

– Радиоцентры и спутниковой связи;

– Линии для различных целей; сети мобильной связи, курьером, почтовые услуги.

Система связи обеспечивает переговоры, передачу, прием и сообщений (боевых документов), а также обмен данными в автоматизированных системах управления. Основу системы связи базируется на узлах связи.

Узел связи — система сотовой связи, которая представляет собой организационно-техническое объединение сил и средств связи, управления и автоматизации РТО развернутые в точке управления или точке распространения каналов для обмена информацией в процессе командования и управления.

По предназначению различают: узлы связи пунктов управления, опорные узлы связи, гарнизонные и вспомогательные узлы связи, узлы контроля безопасности связи, а также узлы фельдъегерско-почтовой связи.

Он обеспечивает командиру, должностным лицам, сотрудникам доступа к ресурсам системы связи для управления и контроля, общения с начальством, подчиненными и взаимодействием командиров, а также внутренней связи на пункте управления.

К узлам связи пунктов управления относятся узлы связи штабов, командных пунктов, запасных командных пунктов, тыловых, передовых и вспомогательных пунктов управления.

В зависимости от построения системы связи и РТО узлы связи пунктов управления могут выполнять роль опорных и гарнизонных узлов связи.

Опорный узел связи (ОУС) — элемент начальной сети связи, создается для образования типовых каналов связи и групповых цифровых потоков, их коммутации и передачи на узлы связи пунктов управления и другие узлы связи.

Вспомогательный узел связи (ВУС) создан для поддержания связи с частями и подразделениями, действующими на значительном расстоянии (в отдельных районах) при отсутствии необходимых средств для установления прямой связи с непосредственным начальником.

Узел контроля безопасности создается для контроля должностных лиц, персонала по центрам управления дежурной смены в связи с требованиями по безопасности связи и информации, правила скрытого командования и управления и радиомаскировки использованием связи и РТО, а также для своевременного выявления нарушений.

В данной статье при рассмотрении свойств организации было определено, что формальные организации состоят из нескольких уровней, что определяется вертикальным разделением труда и некоторого числа подразделений, должностных лиц, выполняющих обязанности в различных функциональных областях, что обусловлено горизонтальным разделением труда. Необходимость создания ПУ является основной составляющей управления авиационной части.

Также для слаженной работы всех элементов необходима материальная база, которой являются система связи и РТО, АСУ.

Для обеспечения управления авиацией применяются также автоматизированные системы управления:

1) Автоматизированные системы управления войсками — предназначены для обеспечения мероприятий по управлению, проводимых командиром и штабом.

2) Автоматизированные системы управления боевыми средствами– предназначены для управления одиночными самолетами, подразделениями и частями в воздухе, а также для управления вооружением.

3) Специальные автоматизированные систем– это системы метеообеспечения, разведки, автоматизации процесса пилотирования летательного аппарата, решения задач навигации, управления силовой установкой, средствами радиоэлектронной борьбы.

При помощи данных систем организуется высокая боеготовность и мобильность войск.

Автоматизированные системы управления применяются для:

– сбора, обработки и выдачи данных о своих войсках и противнике, сокращения времени на подготовку этих данных;

– проведения в короткие сроки оперативно-тактических расчетов;

– своевременного и надежного доведения до подчиненных сигналов боевого управления и получения подтверждений об их исполнении;

– быстрого доведения боевых задач до войск и контроля за их выполнением,

– надежного наведения самолетов на наземные (морские) и воздушные цели, обеспечения безопасности воздушного движения;

– оформления, размножения и передачи боевых и отчетно-информационных документов.

Таким образом, структура авиационной части — логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенной в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей военной организации и отражает наиболее существенные взаимоотношения между различным элементами и подсистемами, входящими в её состав.

Литература:

  1. Михалков В. В. Управление подразделениями в время: учебно-методическое , 1998. № 14. — С.46–55.
  2. Безуглов А. А. Российской Федерации А. А. А. А. Конституционное России: учебник для вузов (полный Безуглов., С. А. Солдатов.—М.,2001.—Т.1.—С.137–370.
  3. Усов А. К. Управление мирное время: пособие для курсантов / А. К. ред. Н. М. Селивончик. — БНТУ, 2011. — 370 с
  4. Общевоинские уставы Российской Федерации — Эксмо, 2016. — 560 с.
Основные термины (генерируются автоматически): система связи, средство связи, автоматизированная система управления, часть, авиационная часть, узел связи, узел связи пунктов управления, управление, элемент управления, авиационный полок.


Задать вопрос