Обоснование перспективного направления развития сельского хозяйства региона, его специализации, уровня производства, межрегиональных связей представляет собой основную задачу прогноза развития сельского хозяйства на уровне республики.
Выбор перспективных направлений развития и повышения эффективности агропромышленного производства должно сочетаться с ростом конечных результатов, резким увеличением продуктов питания и улучшением качества производимой продукции. Основными предпосылками прогнозирования развития сельского хозяйства являются анализ уровня и узловых проблем социально-экономического и научно-технического развития, выявление основных причин, сдерживающих эффективное использование ресурсного потенциала и оценка возможностей эффективного его использования, определение направлений специализации структуры агропромышленного производства.
Анализ динамики сельскохозяйственных индикаторов за годы независимости свидетельствуют о том, что наряду с позитивными процессами по проведению Земельной реформы и реструктуризации хозяйств, диверсификация сельскохозяйственного производства, созданием рыночной инфраструктуры на селе усиливается проявление и негативных тенденций: сокращение объемов производства хлопка- сырца, продукции животноводства, увеличение кредиторской и дебиторской задолженности, ухудшение материально-технического снабжения сельского хозяйства, ухудшение водообеспеченности орошаемых земель. Объективные факторы и причины сложившейся ситуации делятся на две группы. Первые носят долговременный инерционный характер и вызваны снижением водообеспеченности, снижением естественного плодородия, износом основных производственных в т. ч. мелиоративных, обострением экологических проблем вызванных усыханием Аральского моря. Вторые, системные факторы вызваны вялостью процесса реформирования аграрного сектора; реальных институциональных преобразований, низкой эффективностью макроэкономической и финансовой политик. В сжившейся ситуации необходимо решения следующих задач:
— создавать условия для хозяйственного самоопределения, но допускать необходимое государственное регулирование (контроль деятельности предприятий, поддержка производства, протекционизм важнейших отраслей и пр.);
— противозатратный характер, строиться на принципах самоокупаемости и самофинансирование;
— заключить эффективные способы ведения хозяйства и адаптирующиеся к рыночной конъюнктуре;
— иметь социальную направленность и располагать комплексом внутренних возможностей, необходимых для мотивизации производительного труда и конкурентоспособного производства.
В связи с этим, обоснованы основные направления — углубления экономических реформ в аграрном секторе, включающих их адаптации к региональным условиям. В каждой области — различное качество и земельные наделы, неодинаковые демографические условия, группы культур, перерабатывающие мощности и экономические условия. И здесь важно, чтобы появление разнообразных типов хозяйств было подкреплено законодательно. Что откроет перед производителями широкий выбор типов хозяйств, а также более полную свободу в вопросах управления и контроля.
Таблица 1
Структуры валовой продукции сельского хозяйства(в%)
1991г. |
2014г. |
|||
растениеводства |
животноводства |
растениеводства |
животноводства |
|
Репуб.Узбекистан |
64,6 |
35,4 |
59,0 |
41,0 |
Рес.Каракалпакистан |
47,8 |
52,2 |
48,6 |
51,4 |
Андижанская обл. |
72,4 |
27,6 |
72,8 |
27,2 |
Бухарская |
60,1 |
29,9 |
56,5 |
43,5 |
Джзихакская |
52,4 |
47,6 |
47,9 |
52,1 |
Кашкадарьинская |
51,8 |
48,2 |
50,9 |
49,1 |
Навоинская |
53,2 |
46,8 |
46,7 |
53,3 |
Наманганская |
59,5 |
40,5 |
66,6 |
33,4 |
Самаркандская |
54,6 |
45,4 |
60,0 |
40,0 |
Сурхандарьинская |
58,9 |
41,1 |
59,7 |
40,3 |
Сырдарьинская |
52,1 |
47,9 |
63,5 |
36,5 |
Ташкентская |
61,2 |
38,8 |
60,4 |
39,6 |
Ферганская |
68,4 |
31,6 |
63,2 |
36,8 |
Хорезмская |
56,2 |
45,8 |
50,7 |
49,3 |
В уровне развития и эффективности сельскохозяйственного производства, сохраняется некоторая территориальная дифференциация (таблица 1) [1, с.87].По уровню и темпам развития сельскогохозяйства за 1991–2014 гг.регионы страны можно разделить на три группы:
в первой группе — Андижанская, Хорезмская, Бухарская, Самаркандская и Ферганская области. Здесь происходит относительно стабильное развитие сельского хозяйства. В этой группе необходимо особо выделить Андижанскую и Хорезмскую области, которые, но многим показателям развития сельского хозяйства значительно опережают других;
во вторую группу входят те регионы, в которых снизилось валовое производство и эффективность сельскохозяйственного 'производства по сравнению с 1991 г. К ним относятся Навоийская, Наманганская и Ташкентская области, В Сурхандарьинской области общий объем продукции сельского хозяйства сохраняется на уровне 1995 г.;
в третью группу — Республика Каракалпакстан, Сырдарьинская и Джизакская области. В этих регионах сельское хозяйство находится в критическом положении. За последние годы резко упала эффективность использования агроресурсного потенциала. В большинстве хозяйств в регионах, вошедших в третью группу, снизилась рентабельность сельскохозяйственного производства [2, с.131].
В сложившейся ситуации возможны два сценария развития дальнейших событий. Первый из них — инерционный, предполагает неизменность текущей стратегии сельскохозяйственной политики (включая обеспечение зерновой независимости) и сохранение тенденций в динамике важнейших сельскохозяйственных кооперативов и фермерских хозяйств. Сохраняющаяся политика импортозамещения приведет к сокращению экспортной выручки от хлопка, в связи с сокращением посевных площадей под хлопчатником, приведет к сокращению производства продукции животноводства, в связи с сокращением посевных площадей под кормовыми. Сохраняющаяся политика государственного заказа и ценового регулирования на основные виды сельскохозяйственных культур приведет к снижению доходов сельхозпроизводителей. Сохранение этой тенденции на более длительный период приведет к застою в создании децентрализованного рынка и дестабилизации финансовой ситуации. Как следствие этого процесса будет расти импорт продуктов питания и сельскохозяйственных МТР, что скажется на быстром росте платежного баланса.
Второй сценарий — мобилизационный, направленный на формирование экспортоориентированного аграрного сектора предполагает либерализацию и сокращение государственного регулирования экономикой. Это выражается в частичном уменьшении государственного заказа, либерализацию цен, реальную приватизацию перерабатывающих предприятий, развития конкурентных рынков и частное предпринимательство в аграрном секторе, создание класса собственников на селе. Для решения этих задач государство должно предпринять меры по реформированию финансового сектора и сельскохозяйственных банков, преодоление кризиса неплатежей, сокращение вмешательства государственных организаций в систему маркетинга, поддержка производителей выпускающих экспортоориентированную продукцию.
На первом этапе (до 2006 года) правительство проводит политику на увеличение экспортоориентированную продукцию сырьевого характера с одновременным финансированием проектов по строительству перерабатывающих предприятий для производства продуктов питания и другой сельхозпродукции по которым Узбекистан имеет сравнительные преимущества.
На втором этапе приоритетными становятся производство сельхозпродуктов с максимальной добавленной стоимостью, с использованием новейших достижений техники и технологий. К особым приоритетам следует отнести производство экологически чистых продуктов питания, набирающие популярность во всем мире. Развитие, поддерживающих аграрный сектор, отраслей машиностроения. В дальнейшем, по мере укрепления основ рынка и развития частного сектора, все большую роль будут играть технологии на стыке сельскохозяйственного и промышленного производства требующих значительные интеллектуальные ресурсы и производящие особо ценную уникальную продукцию, использующиеся в фармацевтике, парфюмерии, пищевой промышленности и т. д.
При этом предлагается совершенствование структуры производства на внутрирегиональном уровне, так хлопководческая зона будет иметь тенденции к резкому сокращению в Ташкентской области. В целях решения задачи обеспечения г. Ташкента и других промышленных центров региона малотранспортабельными продуктами питания.
Совершенствования структуры в старой густонаселенной зоне в областях Ферганской долины предполагает рациональное использование природно-климатического потенциала региона позволяющими специализировать хозяйства на развитие наиболее интенсивных и трудоемких культур: круглогодовое производство овощей, винограда, фруктов и продуктов их переработки.
Учитывая недостаточную сумму эффективных температур и ухудшения природно-климатической обстановки в результате усыхания Аральского моря нецелесообразно сохранение посевов хлопчатника в северной части Республики Каракалпакистан — Кунградская, Чимбайская, Кегейлийском и других районах. В данной зоне более эффективным будет развитие интенсивного скотоводства, семенного люцерноводства, лакричного экстракта имеющих, как внутренние, так и экспортное значение.
Таким образом, соответствие структуры производимой продукции меняющимся потребностям как по ее назначению (структуре, производству, качеству, количеству и срокам), так и по экономическим, социальным и экологическим последствиям производства и использования. Для ее достижения модель организационно — экономических отношений должна удовлетворять решению следующих задач:
- перспективности производимой продукции с точки зрения ее соответствия изменяющимся потребностям;
- конкурентоспособности продукции по сравнению с аналогичными образцами других поставщиков;
- выявлению тенденции развития отраслей — потребителей продукции и сырья;
- определению жизненных циклов продукции;
- развитию потенциальных возможностей хозяйств для обеспечения производственного разнообразия и его технологических характеристик;
- определению экологических и социальных характеристик продукции;
- установлению критериев эффективности сельскохозяйственного производства в условиях усиления ресурсных ограничений.
Литература:
- Статический ежегодник регионов Узбекистана. Статистический сборник 243 с. Раздел Сельское хозяйство, 87 с.
- Эгамбердиев Ф. Т. Эффективность совершенствования отраслевой и территориальной структуры агропромышленного производства. Наука Образование Техника № 1, 2. 2003. Международный научный журнал. Ош, 2003. С. 129–131.