В статье освещены этапы становления и развития биржевой деятельности в Узбекистане.
Ключевые слова: экономика, биржи, банки, ценные бумаги, брокерские конторы.
Начало биржевой деятельности в Узбекистане, как известно, связано с образованием в марте 1991 г. Универсальной товарно-фондовой биржи «Тaшкент» в виде акционерного общества открытого типа. В июле 1992 г. Верховный совет Республики Узбекистан принял Закон «О биржах и биржевой деятельности» [1]. Этим законом были определены основные положения о бирже, биржевом товаре и биржевой деятельности. За счет преобразования Узбекской универсальной товарно-фондовой биржи «Тaшкент» были созданы товарно-сырьевая (УзРТСБ) и фондовая биржи с соответствующей передачей им функций и прав, а также переходом на работу основных специалистов, накопивших определенный опыт биржевой деятельности.
Наряду с законодательно-правовой базой определилась и основная специализация этих бирж, разделение сфер экономики, с которыми связана каждая из них. ОАО УзРТСБ было учреждено в виде открытого акционерного общества, зарегистрировано в Министерстве юстиции республики 8 апреля 1994 г. и на сегодня является ведущей товарно-сырьевой биржей республики. Важными для функционирования и дальнейшего развития биржевого сектора экономики явились решения руководства страны по вопросам развития биржевой торговли: 27 апреля 2001 года. Был издан Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию оптовой и биржевой торговли» [2]. Указ выявил ряд недостатков в существующей системе оптовой и биржевой торговли и определил основные направления ее совершенствования. В соответствии с Указом УзРТСБ была выведена из состава бывшего Госснаба республики и стала самостоятельной организацией. Принятое в развитие Указа Президента Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 мая 2001 г. № 198 «О совершенствовании системы организации оптовой и биржевой торговли» [3], определило, в частности, конкретные мероприятия по дальнейшему развитию биржевой торговли в Узбекистане. Важнейшим из них стало внедрение на УзРТСБ единой электронной системы биржевых торгов. В это же время акционеры большинства крупнейших региональных бирж приняли решение о вхождении созданных ими организаций в состав УзРТСБ. УзРТСБ стала первенцем электронной коммерции в Узбекистане. 29 августа 2001 г. Олий Мажлис Республики Узбекистан принял изменения и дополнения в Закон «О биржах и биржевой деятельности». Это создало принципиально новую правовую среду, в которой функционирует биржевой сектор экономики. В течение 2004 г. на УзРТСБ была внедрена новая электронная торговая система, обеспечивающая проведение десятков тысяч торговых операций в секунду. В настоящее время УзРТСБ является крупнейшей товарной биржей республики, на которую приходится свыше 90 % биржевого рынка и около 40 % оптового товарооборота республики [4].
Республиканская фондовая биржа «Тaшкент» была образована 8 апреля 1994 г. в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства» от 21 января 1994 г. № 745, с оборотом по операциям с ценными бумагами 30 млн. сумов, на бирже были аккредитованы 13 брокерских контор [5]. Деятельность РФБ тесно связана с проводимыми в республике реформами и политикой создания акционерных обществ открытого типа на базе приватизируемых государственных предприятий. Количество брокерских контор составило 83 и объем зарегистрированных сделок превысил 1,3 млрд. сумов и открылись первые филиалы в Самарканде, Андижане и Бухаре и т. д. РФБ «Тaшкент» вступила в члены Федерации евроазиатских фондовых бирж (Стамбул). В период с 1996 по 1999 годы продолжали существенно увеличиваться ежегодные объемы торгов, которые в 1999 году составили 3,8 млрд. сумов, включая сделки за СКВ на сумму 1,4 млн. долларов США. За сравнительно короткий период своего развития была внедрена Единая электронная система торгов, позволяющая торговать пять раз в неделю со всеми 12 филиалами в режиме реального времени; приняты биржевые стандарты, соответствующие мировым; внедрена процедура листинга. РФБ «Тaшкент» избрана членом Исполнительного комитета Федерации евроазиатских фондовых бирж и начала работу Специализированная площадка по продаже акций иностранным инвесторам за СКВ, подписав соглашения о сотрудничестве и обмене информацией со Стамбульской (июнь) и Франкфуртской (сентябрь) 1999г. фондовыми биржами. Налажены контакты и обмен информацией со многими биржами развивающихся фондовых рынков, тем самым продолжив активную работу в Федерации евроазиатских фондовых бирж. К 2000г. биржевой оборот по операциям с ценными бумагами за год составил более 5,3 млрд. сумов, в том числе за СКВ — 249,9 тыс. долларов США. С этого же года на бирже рассчитывается Сводный фондовый индекс Тасикс (Tasix), который отражает состояние биржевого фондового рынка и регулярно публикуется в средствах массовой информации [6]. Кроме того, вступает в действие электронная торговая система, позволяющая торговать акциями по методу непрерывного двойного аукциона. Работа ее основывается на современной WEB-технологии и способствует организации ликвидного и прозрачного биржевого рынка ценных бумаг республики. В 2004 году в деятельности РФБ «Тaшкент» произошло самое значимое событие — подписание Меморандума о сотрудничестве между ММВБ, Фондовой биржей ММВБ и РФБ «Тaшкент» с целью формирования интегрированного биржевого пространства с использованием передовых технологий биржевой торговли. Стороны договорились о согласовании действий, направленных на взаимный допуск финансовых инструментов своих государств к обращению на торговых площадках друг друга. На основании решения общего собрания акционеров РФБ «Ташкент» о внесении изменений в Устав биржи, в соответствии с которым предусматривается увеличение Уставного фонда и его доведение до 1 миллиарда сум. Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление № 160 от 28 июля 2008 года, в котором было рекомендовано коммерческим банкам принимать участие в увеличении уставного фонда биржи путем покупки дополнительно выпущенных акций. Кроме этого, данным постановлением также предусмотрено доведение государственной доли в уставном фонде биржи до 26 процентов путем приобретения Госкомимуществом Республики Узбекистан дополнительно выпущенных акций. В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011–2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей» от 26.11. 2010 г. был разработан новый индекс РФБ «Тaшкент» под названием «TCI Composite». Данный индекс определяется на основе цен сделок с акциями акционерных обществ, включенных в официальный биржевой листинг РФБ «Тaшкент», и является агрегатным (объединяющим) индексом, характеризующим изменение общего состояния фондового рынка Республики Узбекистан. В 2012 году было утверждено Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-1727 «О мерах по дальнейшему развитию фондового рынка» [7]. В рамках реализации данного Постановления при содействии Корейской фондовой биржи (KRX) начата работа по внедрению Единого программно-технического комплекса, обеспечивающего проведение операций на фондовом рынке по самым передовым технологиям. Основной целью работы по внедрению программы является расширение направления взаимодействия во всех сферах деятельности фондовых рынков двух стран, обеспечение доступа к современным информационным технологиям для создания модернизированной инфраструктуры фондового рынка в Узбекистане, что существенно облегчит поиск потенциальных партнеров для представителей бизнеса посредством IPO в он-лайн режиме и многое др. На сегодня Республиканская фондовая биржа «Тошкент» — имеет более 100 брокерских контор во всех регионах республики, самое современное оборудование и программное обеспечение, способное подключать своих клиентов к торгам из любого офиса [3]. Исходя из постановления Президента Республики Узбекистан от 21.12.2015г. № ПП-2454 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвесторов в акционерные общества», внесены изменения и дополнения в Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» [4]. Так, согласно дополнению в статью 10 Закона, АО создается с участием иностранных инвесторов, доля которых должна составлять не менее 15 % от уставного капитала АО, за исключением случаев, установленных решениями Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан. Также, внесены поправки в связи с принятием в новой редакции Закона «О рынке ценных бумаг» (от 03.06.2015г. № ЗРУ-387), которым упразднен депозитарий как отдельный вид деятельности на рынке ценных бумаг с передачей функций инвестиционным посредникам [5]. В целях совершенствования рынка ценных бумаг разработана новая редакция статьи 48Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» по долгам Центрального депозитария ценных бумаг и профессионального участника рынка ценных бумаг, не может быть обращено взыскание на денежные средства их клиентов, находящиеся на счете, открытом Центральным депозитарием и профессиональным участником в кредитной организации. По долгам Центрального депозитария и профессионального участника не может быть обращено взыскание на ценные бумаги их клиентов, находящиеся на лицевых счетах в системе ведения соответствующего реестра и счетах депо, открытых Центральным депозитарием и профессиональным участником. В Законе «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» также уточнены особенности ареста ценных бумаг (ст.53), сдачи на ответственное хранение ценных бумаг и иных ценностей (ст.54 и 55). Кроме того, исходя из льгот и преференций для акционерных обществ, предоставленных постановлением Президента Республики Узбекистан от 21.12.2015 г. № ПП-2454, статьи 329 и 330 Налогового кодекса дополнены нормами, которыми АО с иностранными инвестициями – по искам о нарушении их прав и законных интересов освобождены от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции и в хозяйственных судах. Также, по АО с долей иностранного участника не менее 15 % внесено уточнение в ст.377 НК, которой установлен порядок применения льгот по налогам на прибыль юр. лиц, налога на имущество юр. лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, ЕНП, обязательных отчислений в РДФ, предусмотренным в ст. 376 НК.
В целом, в Единый государственный реестр выпусков эмиссионных ценных бумаг по состоянию на 1 июля 2016 года внесены записи о регистрации всего (действующих и аннулированных) 15 715 выпусков акций с общим объемом эмиссии 48 843,9 млрд. сумов [6]. При этом за отчетный период внесены записи по зарегистрированным 119 выпускам акций с совокупным объемом эмиссии 13,95 трлн. сумов. Общий объем действующих выпусков акций по номинальной стоимости составляет 29,76 трлн. сумов, что на 16,86 трлн.сумов (2,3 раза) больше чем по состоянию аналогичного периода прошлого года. В плане структуры выпуска акций по объемам эмиссии можно применить следующее:
- первичные выпуски — 1 044,8 млрд. сумов;
- дополнительные выпуски — 12 087,6 млрд. сумов, из них:
- открытая подписка — 267,2 млрд. сумов;
- закрытая подписка — 11 820,3 млрд. сумов.
- новые выпуски — 816,7 млрд. сумов, в том числе:
- в связи с осуществлением дробления — 178,9 млрд. сумов;
- в связи с увеличением номинала — 637,7 млрд. сумов.
Второй квартал 2016 года отмечается регистрацией выпуска акций АО «Узбекэнерго» на 7,41 трлн. сумов, НХК «Узбекнефтегаз» на 3,23 трлн. сумов, АК «Узкурилишматериаллари» на 1,0 трлн. сумов и другие [7]. Такой рост объемов и количества выпусков акций связан по мнению аналитиков, в основном с постановлением Президента Республики Узбекистан от 21.12.2015г. № ПП-2454, согласно которому в уставных капиталах АО доля иностранного инвестора должна составлять не менее 15 %. Также, значительный объем эмиссии осуществлен во исполнение постановления Кабинета Министров от 09.10.2015г. № 289, в котором предусмотрена передача государственных активов в уставный капитал органов хозяйственного управления. (Для справки: Согласно внесенному 25.04.2016г. изменению в статью 18 Закона РУз. «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» увеличение уставного капитала АО теперь осуществляется исключительно путем выпуска и размещения дополнительных акций.).
Литература:
- www.Lex.uz
- Нормативно-правовая база//UZEX.UZ
- www.uzse.uz
- www.norma.uz
- http://www.csm.gov.uz/