Суверенная Республика Узбекистан ныне уверенно вступила на качественно новый уровень экономического, общественного и государственного развития. Успешно формировалась рыночная экономика на основе осуществления коренных экономических, социальных и правовых реформ, которые обеспечили экономический рост и повышение благосостояния населения. Для экономического роста необходимо обеспечить эффективное использование наличных богатых минерально-сырьевых ресурсов, научно технического и трудового потенциала страны. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своей книге «Узбекистан на пороге ХХI века: угрозы безопасности, условия и гарантия прогресса» указывает, что «Подлинным богатством и достоянием Узбекистана является его трудолюбивый, отзывчивый и гостеприимный народ. Являясь высшей ценностью общества, народ сам в себе несёт огромную ценность, мощный потенциал, реализация которого служит сильнейшим фактором развития и прогресса нашего общества. Человеческий потенциал наиболее активный, наиболее созидательный фактор, обеспечивающий динамичное продвижение страны по пути реформ и коренных преобразований [1].
Формирование рыночных отношений, коренные структурные преобразования и модернизации в экономике, новая техника и технология, развитие рыночной инфраструктуры вызывают к жизни новые формы организации и стимулирования труда, требуют ещё больше качественного обновления трудового потенциала республики. В действительности полное и эффективное использование трудового потенциала как органической части экономического потенциала страны служит важным фактором экономического роста. Одновременно в процессе модернизации, экономике необходимо обеспечить эффективную занятость населения, в дальнейшем сохранить сбалансированность спроса и предложения на рынке труда, добиваться улучшения качественной подготовки рабочей силы и на этой основе существенно повысить эффективность использования всего трудового потенциала.
Трудовой потенциал включает в себя физические силы, умственные способности, образование, профессиональную подготовленность всего трудоспособного населения страны. Иначе говоря, в состав трудового потенциала Узбекистана включаются трудоспособные женщины в возрасте от 16 до 55, мужчины от 16 до 60 лет, а также работающие женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Трудовой потенциал проявляется как единый процесс использования трудовых ресурсов и рабочей силы и может рассматриваться как единый трудовой процесс, отражающий и уровень техновооружённости и производительности труда. Рабочая сила — это совокупность физических и умственных способностей человека, характеризующая его способность трудится, это та часть трудовых ресурсов, которая используется в сфере экономической деятельности. Трудовой потенциал – это, прежде всего, те количественно и качественно определенные ресурсы живого труда, которыми располагает общество. Вместе с тем трудовой потенциал выступает конкретной формой движения совокупной рабочей силы, трудовых ресурсов относительно производственного потенциала.
Воспроизводство трудового потенциала проявляется как воспроизводство совокупного работника, социально-экономических и материально-вещественных условий реализации его способностей к труду, как воспроизводства системы взаимосвязей между ними по поводу реализации трудового потенциала.
Существенная дифференциация уровня рождаемости миграционной подвижности населения по регионам страны в решающей степени определяет различия в половозрастной структуре населения в целом и его трудоспособной части в частности. Эти последние различия в свою очередь влияют на формирование региональной структуры занятости населения и социально-демографическую структуру трудового потенциала общества.
Несмотря на снижение рождаемости, население мира продолжит расти — с 6,9 млрд человек в 2010 году до 9,3 млрд в 2050 году [6]. Рост народонаселения будет концентрироваться в менее развитых регионах, в то время как население более развитых регионов останется стабильным. Ожидается, что в будущем население будет увеличиваться почти исключительно в городах.
Практически во всех развитых странах рождаемость ниже 2,1 ребенка на каждую женщину, что необходимо для поддержания численности населения на существующем уровне. В 2050 году на каждые четыре человека трудоспособного возраста будет приходиться по шесть иждивенцев [6]. Старение населения и потенциальный риск дефицита рабочей силы, профессиональных квалификаций и навыков, скорее всего, увеличат спрос на труд мигрантов в ключевых отраслях экономики, таких как здравоохранение и сектор услуг по уходу. Ввиду прогнозируемого роста населения мира до 9 млрд человек к 2050 году и удвоения или утроения размеров мировой экономики дефицит ресурсов будет все острее влиять на структуру производства и занятости [6]. К концу 2013 года 202 млн человек во всем мире не имели работы. В глобальных масштабах молодые люди по-прежнему почти втрое чаще оказываются безработными, чем взрослое население. В Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе этот разрыв составляет почти шесть раз. После пиковых значений 2009–10 годов общемировой уровень молодежной безработицы снизился до12,9 %, но затем вновь возрос до 13,1 % в 2013 году. Не ожидается существенного изменения этой тенденции в период вплоть до 2018 года, когда, по прогнозам, этот уровень достигнет 13,2 % [6]. Поэтому потребуется создать более 600 млн рабочих мест во всем мире [6], чтобы удовлетворить потребности сегодняшних безработных и новичков на рынке труда.Республика Узбекистан достаточно высокими темпами роста населения трудовых ресурсов и другими демографическими процессами существенно отличается не только от Центральноазиатских стран, но и от стран СНГ.
Среди демографических тенденций Узбекистана необходимо отметить заметное увелеичение численности трудоспособного населения. Сложившаяся демографическая ситуация, обусловленная возрастающей долей трудоспособного населения и в его составе молодёжи, вызывает дополнительный прессинг на сферу занятости. Трудовые ресурсы Узбекистана увеличиваются в среднем на 350 тыс. человек в год, сохраняется достаточно высокий удельный весь трудовых ресурсов в общий численности населения равный 58,9 % [3]. К 2001 году в Узбекистане число проживающих было 24,5 млн человек а в 2015 году достигло 31022,5 тысяч человек. Одной из особенностей населения Узбекистана является высокая доля молодежи. 2015 году 61,4 % населения составляли лица трудоспособного возраста, а доля лиц моложе трудоспособного возраста составляет 29,9 %, доля лиц старше трудоспособного возраста 8,7 % [3]. Большая доля детей и молодёжи в общей численности населения страны включает Узбекистан в разряд молодых государств.. Если в 2010 году число родившихся составляло 634,8 тысяч, в 2014 году составляло 718, 0 тысяч человек. В 2014 году экономически активное население составляло 13505,4, из них женщины 6149,6 тыс., мужчины 7355,8 тыс. человек. Занятые в государственном секторе составляли в 2010 году 20,7 %, а в 2014 году 18,1 %, если в 2010 году занятые в негосударственном секторе составляли 79,3 %, то в 2014 году достигли 81,9 %. В Узбекистане 2014 году численность трудовых ресурсов составляла 18048,0 тысяч человек.
В тоже время страны с развитой экономикой переживают процесс старения населения. Старением населения демографы называют увеличение относительной доли лиц пожилого возраста. Население страны считается постаревшим или стареющим когда эта доля превышает 7–8 % общей его численности. В большинстве экономически развитых странах Запада к категории пожилых принято относить людей в возрасте 65 лет и старше. На возрастной тип населения страны влияет и численность молодежи. При трех–четырехкратном превышении доли детей и молодёжи до 20 лет над людьми старших поколений, даже если их несколько больше чем 8 % старение нации не грозит. Вызывает озабоченность спад рождаемости и соответственно снижений численности молодёжи в развитых странах. Доля лиц пожилого возраста растет в Узбекистане благодаря увеличивающейся продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни в республике Узбекистан за период реформ выросла с 69,3 лет в начале 90-х годов до 75,6 к концу 2015 годов [1].В условиях рыночной организации производства на первый план выдвигаются качественные характеристики трудового потенциала, которые можно представить как,
f(a)c = a (a1, a2, a3, a4, a5, a6,...,an)Здесь,a1 — уровень общего образования и специальной подготовленности работника
a2 — уровень здоровья и физического развития
a3 — уровень техновооруженности труда
a4 — уровень производительности труда
a5 — уровень профессиональной подготовленности
a6 — миграция кадров
Качественный состав трудового потенциала во многом предопределяется уровнем общей и специальной образованности населения.
Низкий образовательный уровень в странах с низкими доходами замедляет темпы роста производительности и сужает возможности для диверсификации экономики.В развивающихся странах проблема, скорее всего, в другом — в недостаточном уровне образования или квалификации населения. Например, 82 % молодых людей в Малави, 56 % в Камбодже и 55 % в Тобаго заняты в профессиях, требующих более высокого уровня знаний, чем те, которыми они обладают [6].
Квалифицированные работники уходят к конкурентам, действующим в других географических районах, отраслях или странах. Так, свыше 70 % граждан с высшим образованием из Гаити, Ямайки, Тринидада и Тобаго живут за границей. Поэтому очень важно привлекать кадры, улучшая условия труда, повышая привлекательность рабочих мест и предлагая действенные способы переподготовки и профессионального роста.
Сверхквалифицированность может вести и к дефициту профессиональных квалификаций и навыков в определенных отраслях, где необходимы специальности с низким уровнем квалификации и посредническим характером профессиональных навыков. Эта тенденция характерна не только для развитых стран, но и — в последнее время — для развивающихся стран; ожидается, что она продолжится и что к 2020 году только в развивающихся странах будет ощущаться нехватка 45 млн работников, квалифицированных для работы в трудоемкой обрабатывающей промышленности и сфере услуг [6]. Кроме того, несмотря на то, что предложение высокообразованных людей может быть чрезмерным, потребности в конкретных профессиональных навыках, необходимых в наукоемких и инновационных сегментах экономики, остаются неудовлетворенными: во всем мире отмечается дефицит инженеров, ученых и врачей.
Создание и развитие новой техники и технологии может приносить ожидаемый эффект только в условиях достаточности образования, высококвалифицированных кадров специалистов, профессионалов, качественного обновления трудового потенциала в целом. В республике для улучшениикачества трудового потенциала принята Закон«Об образовании» и «Национальная программа по подготовке кадров» на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан в августе 1997 года.
Основные пути эффективного использования трудовым потенциалом:
а) занятость и экономическая политика, нацеленная на повышение совокупного спроса; б) образование и профессиональная подготовка; в) политика на рынке труда; г) предпринимательство и д) трудовые права.
Главным и важнейшим направлением эффективного использования трудового потенциала страны обеспечении высокого уровня занятости трудоспособного населения путем создания новых рабочих мест не только в производственных отраслях, но и в сфере услуг, включая рыночную инфраструктуру.
В условиях модернизации экономики для эффективного использования трудовым потенциалом необходимо создать новых рабочих мест.
При этом необходимо учитывать национальную и демографическую особенности страны в частности образ жизни местного населения, многодетность семей и т.д.
С целью создания новых рабочих мест в Узбекистане правительство проводит политику поддержки малого бизнеса и частного предпринимательство.
Для обеспечения занятости населения в Узбекистане в 2014 году создано около 1 миллиона рабочих мест, из них 60 процентов — в сельской местности [2]. В 2015 году создано свыше 980 тысяч рабочих мест, из них более 60 процентов — в сельской местности [3].
В 2014 году трудоустроено свыше 600 тысяч выпускников образовательных учреждений, а в 2015 году трудоустроено свыше 480 тысяч выпускников колледжей [3]. Коммерческими банками им выданы льготные кредиты на организацию собственного бизнеса в объеме около 280 миллиардов сумов, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 году [2].
Частный сектор является основным механизмом создания рабочих мест и источником почти девяти из каждых десяти рабочих мест в мире, при этом практически не наблюдается различий между регионами или уровнем развития стран.
Достигнутые в 2015 году устойчиво высокие темпы экономического развития создали прочную базу для дальнейшего роста доходов населения, повышения уровня и качества жизни людей в Узбекистане. Выпускникам колледжей, решившим заняться собственным бизнесом, в 2014 году выделено около 200 миллиардов сумов льготных микрокредитов,, а 2015 году им выданы 280 млрд. сумов [3].
В 2014 году в республике были свыше 4 тысяч предприятий, созданных с участием иностранного капитала из более чем 90 стран.
Создание рабочих мест одна из важнейших целей политики в мире в решении проблемы занятости молодежи. Одна из важнейших целей политики в мире создание рабочих мест и решение проблемы занятости населения.В результате принятых мер по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства в 2014 году создано свыше 20 тысяч новых субъектов малого бизнеса без учета фермерских и дехканских хозяйств, а их общее количество составило свыше 195 тысяч, что в 2 раза больше по сравнению с 2000 годом [2].
В 2014 году в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства было создано более 480 тысяч новых рабочих мест. В настоящее время в этой сфере экономики трудится более 76,5 процента всего занятого населения (в 2000 году 49,7 процента) [2].
Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте возросла с 31 процента в 2000 году до 56,7 процента в 2015 году, а в производстве промышленной продукции — с 12,9 до 31,1 процента.
В этой сфере трудится более 77 процентов всего занятого населения [3].
В Узбекистане всяческой поддержки заслуживают меры по улучшению деловой среды и созданию еще более благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Широкое распространение получает внедрение принципа «одно окно» при регистрации собственности, выделении земельных участков, получении лицензий на занятие отдельными видами деятельности, выдаче разрешений на строительство, подключении к сетям электроснабжения. Значительно упрощен механизм предоставления субъектами малого бизнеса статистической и налоговой отчетности. В настоящее время до 98 процентов субъектов предпринимательства сдают налоговую и статистическую отчетность, оформляют таможенные декларации в бесконтактной форме — в электронном виде. Важным решением в системе мер по стимулированию развития малого бизнеса в трудоемких отраслях промышленности, таких как легкая, пищевая и производство строительных материалов, стало увеличение предельной численности работников со 100 до 200 человек.
Коммерческими банками в 2014 году выделено субъектам малого бизнеса и частного предпринимательствакредитов на сумму свыше 9 триллионов сумов, или в 1,3 раза больше, чем в предыдущем году, в том числе микрокредитов — в размере около 2 триллионов сумов, с ростом на 39 процентов. За последние пять лет объем кредитования малого бизнеса увеличился почти в 5 раз [2].
Важнейшим фактором эффективного использования трудовым потенциалом является сфера услуг. Как показывает мировой опыт, именно эта сфера сегодня занимает доминирующее положение в формировании ВВП, обеспечении занятости населения, роста благосостояния людей. По итогам 2014 года объемы оказанных рыночных услуг возросли на 15,7 процента. В Узбекистане 2015 году её доля в ВВП достигла 54,5 %, против 49 процентов в 2010 году. В этой сфере в настоящее время трудится свыше 50 процентов занятых в экономике [3]. На эту сферу приходится более трети ежегодно создаваемых новых рабочих мест, прежде всего для молодых специалистов, заканчивающих профессиональные колледжи. Все большую популярность среди населения получают современные высокотехнологичные виды услуг, такие, как услуги мобильной связи, высокоскоростного интернета. В этой отрасли действуют 80,4 тысячи субъектов малого бизнеса, что составляет более 80 процентов от общей численности предприятий сферы услуг [2].
Для повышения качества трудового потенциала необходимо:
- расширять сеть социологических центров по профессиональной ориентации молодежи ещё больше улучшать деятельность социологов, психологов на предприятиях, фирмах;
- в дальнейшем продолжать обновлять систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в соответствии с требованиями рыночной экономики;
- продолжать деятельность региональных центров по переподготовке безработных их обучению новым профессиям с учетом спроса на рабочую силу в данном регионе;
- продолжать материальную и финансовую поддержку в виде льготных кредитов желающих приобрести новые профессии новой специальности.
Повышение сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов является задачей определяющей направления научной и практической деятельности по совершенствованию инвестиционной и структурной политики повышению эффективности использования трудового потенциала.
В целях обеспечения рационального и эффективного использования трудового потенциала в условиях модернизации экономики представляется целесообразным:
- ещё больше развивать базовые отрасли и производства использующие местные природные и сырьевые ресурсы;
- всемерно стимулировать развитие личного домашнего и подсобного хозяйства населения путем расширения земельной площади, предоставления кредитов, оказания услуг, особенно в хранении и транспортировке сельхозпродуктов мяса, молока и т. д.
Для повышения занятости, доходов и качества жизни людей надо продолжить системную работу по обеспечению динамичного развития сферы услуг и сервиса.
— Продолжить диверсификации производства и создании новых высокотехнологичных производств и рабочих мест.
— Продолжать внедрение современных технологий более глубокой переработки исходного сырья и полуфабрикатов, строительстве для этого новых комплексов и производств в таких отраслях, как нефтегазовая, нефтехимическая и химическая, легкая и электротехническая, а также производстве востребованных на мировом, региональном и внутреннем рынках готовых товаров, текстильной, кожевенно-обувной, пищевой, фармацевтической промышленности, бытовой химии, электронной и электробытовой техники, строительных и отделочных материалов.
— Увеличение инвестиций в инфраструктуру обеспечивает уникальную возможность для создания рабочих мест.
Литература:
- И.Каримов. Узбекистан на пороге ХХI века: угрозы безопасности, условия и гарантия прогресса. Т. «Узбекистан», 1997.
- И.Каримов. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путём осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации диверсификации — наша приоритетная задача. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. 17.01.2015.
3. Доклад Ислама Каримова об итогах социально-экономического развития Узбекистана в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы страны на 2016 год.
- Статистический ежегодник регионов Узбекистана. Т., 2015.
- Труд и занятость в Узбекистане. Т. 2015.
- Политика в сфере занятости в целях устойчивого восстановления и развития. Международнаяконференциятруда. 2014.. www.ilo.org/publns. http:/www.ilo.org/wemsp 5 groups/public/- — - ed_norm/- — - relconf documents meetingdocument wems_204976. pdf
- Толаметова З. А. Пути развития рынка труда в условиях модернизации экономике Т., “Иктисодиёт”. 2014.