Направления развития системы страхования вкладов
Значение системы страхования вкладов оценивается неоднозначно, поскольку данная система с одной стороны создает условия для стабильности кредитной системы в целом, а с другой стороны и ослабляет ее за счет возможности покрытия банками убытков высокорисковых операций [3, с.8].
Каждое государство, самостоятельно решая вопрос о соответствующей условиям развития его банковской системы, все же должно руководствоваться определенными принципами, обеспечивающими эффективное развитие системы.
К числу основных принципов можно отнести [8, c. 84–88]:
– необходимость законодательного закрепления системы страхования вкладов и обеспечение гласной реализации правовых, финансовых и организационных аспектов ее функционирования (предусмотренные в кодифицированном типе систем);
– обязательное участие банков в системе страхования вкладов, обеспечивающее максимальный охват объектов защиты и равные возможности участия банков в конкурентной борьбе;
– установление порядка формирования средств системы за счет отчислений банков, с учетом риска проводимых ими операций;
К числу дополнительных принципов следует отнести:
– обоснование максимального объема выплаты средств на одного вкладчика с учетом интересов всех участников системы страхования, а также определение перечня видов вкладов, подлежащих компенсации, с учетом особенностей и потребностей национальной экономики. Данные условия могут быть скорректированы с учетом сложившейся в национальной экономике ситуации;
– корректировку способов формирования страхового фонда, что также связано с возможным изменением условий экономического развития.
Отмеченные выше принципы формирования системы страхования вкладов были в основном учтены при разработке российского законодательства, но, как показывает практика, не все из них были реализованы в полной мере.
Система страхования вкладов создается для достижения следующих целей:
– укрепление доверия вкладчиков к кредитным организациям;
– повышение стабильности банковской системы.
Уверенность населения в том, что независимо от конъюнктуры рынка или финансового состояния отдельной кредитной организации существует гарантированная возможность вернуть свои сбережения, повышает доверие к банкам и как следствие снижает вероятность изъятия депозитов из банка.
– усиление конкуренции в банковском секторе. Функционирование системы страхования вкладов уравнивает возможности привлечения средств физических лиц у крупных банков с государственным участием, традиционно пользующихся лояльностью граждан, и малых кредитных организаций [].
Основными направлениями развития российской системы страхования вкладов в России представляются следующие: совершенствование ее правовой базы; преобразование механизма формирования средств страховых фондов.
Российская система страхования вкладов начала функционировать с принятия Государственной Думой 28 ноября 2003 г. Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [1]. На основании этого закона в 2004 г. была создана Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».
Современное состояние системы страхования вкладов характеризуется следующими моментами.
В России в отличие от большинства развитых стран объектом страхования вкладов являются только вклады физических лиц (в рублях и в иностранной валюте) и накопленные по ним проценты. Держатели депозитных счетов — юридические лица не включены в систему. По широте охвата объекта защиты российская система страхования относится к группе системы страхования вкладов, которая гарантирует вкладчикам ограниченное покрытие [4, c. 2].
За время существования российской системы страхования величина возмещения по вкладам изменялась четыре раза, и за весь период выросла в 14 раз — со 100 тыс. руб. до 1 млн 400 тыс. руб. Последнее увеличение произошло в декабре 2014 г. в ответ на сложное положение в российском банковском секторе [4, c. 2].
По форме собственности российская система страхования является государственной. При организации таких систем всю ответственность за деятельность банков принимает на себя государство [4, c. 5].
В период функционирования российской системы страхования вкладов объемы средств, направляемых в фонд страхования вкладов выросли с 4,62 до 205,8 млрд руб. Согласно отчетам Агентства по страхованию вкладов, в течение 2013 г. величина фонда сократилась до 168,1 млрд руб., а в 2015 г. размер взносов составил 79,9 млрд руб., что на 88,2 млрд руб. меньше того же показателя за 2014 г. [2] Значительное снижение объемов средств фонда в данный период, безусловно, связано с выплатами по обязательствам банков, являвшихся участниками системы страхования, у которых были отозваны лицензии.
По степени участия государства в финансовом обеспечении страховых выплат в рамках российской системы не предполагается никаких дополнительных государственных гарантий, кроме тех, что уже установлены.
Следующей характеристикой системы страхования вкладов является механизм привлечения средств в систему. Российская система страхования вкладов формируется по типу ex-ante. Данный механизм предполагает формирование страхового фонда за счет взносов кредитных организаций, перечисляемых ими на постоянной основе. Такой порядок привлечения средств позволяет равномерно распределять издержки возможного банкротства кредитных организаций между всеми участниками системы страхования вкладов.
Таким образом, российская система страхования вкладов является молодой структурой, имеющей целью как стабилизацию банковского сектора и экономики в целом, так и защиту интересов отдельных групп вкладчиков.
В действующей в настоящее время российской системы страхования вкладов можно выделить следующие основные элементы:
– механизм обеспечения защиты вкладчиков введен законодательно;
– участие в системе обязательно для всех банков, имеющих право работать с частными вкладчиками;
– установлен и регулярно пересматривается размер предельных выплат, защищающий частных вкладчиков, которые наименее просвещенные в области финансов;
– четко обозначены вклады, по которым производятся выплаты;
– система финансируется за счет взносов участников, при этом предусмотрена помощь государства бюджетными средствами;
– четко прописаны полномочия АСВ и этих полномочий хватает для выполнения возложенных на Агентство функций [7, с.7].
Обозначим основные проблемы российской системы страхования вкладов, требующие своего решения.
В первую очередь, к недостаткам российской ССВ можно отнести, существующие ограничения размера государственной гарантии. Так сумма страхового возмещения должна находится в прямой пропорциональной зависимости от сберегательной активности граждан, то есть она должна расти при росте данной активности, что не присуще российской системе страхования вкладов.
Еще одним существенным недостатком, действующей системы страхования вкладов в России, является несовершенство порядка определения размера страховых взносов банков-участников ССВ. Финансовой основой российской ССВ, является специальный Фонд страхования вкладов, одним из источников, формирования которого являются регулярные денежные взносы. При этом при определении размера страховых взносов используется метод плоской шкалы, в соответствии с которой все банки платят одинаковую ставку 0,1 % от размера вкладов [7, с.4].
Существующую систему взносов трудно признать справедливой, так как она не принимает во внимание уровень рисков каждого отдельного банка для всей системы страхования вкладов. Дело в том, что средняя сумма вклада в большинстве банков, попавших в выборку, превосходит размер гарантированной суммы. В результате они вынуждены делать отчисления в Фонд страхования вкладов и с той части суммы, которая не застрахована системой. Это означает, что фонд обязательного страхования формируется главным образом за счет взносов банков с высокой средней суммой вкладов [8, с. 84–88].
Следующая немаловажная проблема — это узкий круг объектов страховой защиты. Расширить его следует путем наделения юридических лиц правом страхования своих вкладов.
Недостаточная информированность населения о базовых принципах и параметрах системы страхования вкладов — еще один важный недостаток в работе ССВ [3, с.17]. Несмотря на рост реальных денежных доходов населения в последние годы и введение системы госгарантий по вкладам, сберегательные установки россиян не претерпели значительных изменений. Причина здесь кроется в том, что просто не все знают о ее существовании [6, с. 12–25].
Важно также учитывать проблему морального риска, возникающую в результате использования механизма страхования.
Возникновение морального риска связано с возможностью оппортунистического поведения агента (в данном случае банка) по отношению к принципалу (т. е. вкладчику), в результате чего принципал может понести убытки вследствие действий агента. Усиление морального риска тесно связано с ослаблением рыночной дисциплины. Эффективная рыночная дисциплина подразумевает, что вкладчик, контролируя финансовое состояние кредитной организации, будет требовать более высокую процентную ставку по депозитам (по сути, премию за риск) или вообще отзовет депозит из банка, проводящего чрезмерно рискованную политику. В первом случае функционирует ценовой механизм рыночной дисциплины, а во втором — количественный. Кроме того, рыночная дисциплина влияет на кредитные организации и через механизм структурных сдвигов, который изменяет структуру ресурсной базы банка при снижении его устойчивости. Так, при долгосрочном инвестировании средств вкладчики предпочтут более надежные банки, а краткосрочные вклады и депозиты до востребования могут быть размещены и в менее надежных кредитных организациях. В условиях асимметрии информации и функционирования систем страхования депозитов может наблюдаться ослабление внимания вкладчиков к финансовому состоянию кредитных организаций, так как возврат средств им гарантирован. Поэтому основные усилия регуляторов направлены на поддержание рыночной дисциплины и сохранение на рынке достаточного числа агентов, имеющих возможность и стимул контролировать поведение банков. С этой целью устанавливаются специальные правила и условия страхования вкладов.
Итак, развитие системы в настоящее экономически нестабильное время приобретает всю большую актуальность в силу следующих недостатков данной системы:
– ограниченность государственных гарантий в сфере страхования вкладов;
– недостаточная информированность населения о базовых принципах и параметрах системы страхования вкладов;
– ограниченный круг объектов страховой защиты;
– несовершенство порядка определения размера страховых взносов банков-участников системы страхования вкладов.
В качестве основных направлений развития российской системы страхования вкладов можно отметить следующие:
1. Расширение круга объектов страховой защиты за счет вкладов юридических лиц, по крайней мере, малого бизнеса.
2. Расширение круга субъектов страховой защиты за счет юридических лиц.
3. Совершенствование надзора за деятельностью банков — участников системы страхования вкладов. Необходимо ужесточить требования к банкам, входящим в ССВ. Банки с наличием проблем не должны допускаться к рынку частных вкладов.
4. Изменение методики расчета взносов банков в фонд страхования. По мере роста объема депозитов и, особенно, в случае расширения числа страхуемых депозитов за счет депозитов предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц, поскольку это позволит не увеличивать многократно для банков, имеющих значительную клиентскую базу в этом сегменте рынка, величину фактически уплачиваемых ими взносов в систему страхования вкладов. Кроме того, это будет способствовать процессам концентрации банковского сектора Российской Федерации.
5. Увеличение страховой суммы. Увеличение максимальной суммы страхового возмещения позволит существенно увеличить приток средств частных клиентов в кредитные организации и, как следствие, в экономику страны.
6. Более активное распространение информации о системе страхования вкладов. Распространением информации среди широких масс населения в первую очередь должно заниматься Агентство по страхованию вкладов, используя при этом общедоступные СМИ, такие как телевидение, общероссийские газеты, радио. При этом банки будут выполнять свою часть работы, информируя вкладчиков в соответствия с рекомендациями Агентства.
Очевидно, что указанные меры помогут решить насущные, давно назревшие проблемы развития системы страхования вкладов в России.
Литература:
- Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ. 29.12.2003, № 52 (часть I), ст. 5029.
- Агентство по страхованию вкладов http://www.asv. org.ru/ //. URL: (дата обращения: 19.10.2016).
- Завода Е. А. Финансово-правовые аспекты страхования банковских вкладов в Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2009.
- Горелая Н. В. Система страхования вкладов и ее влияние на риски, принимаемые российскими банками // Деньги и кредит. — 2015. — № 5.
- Копеин В. В., Шестакова Ю. Н. Проблема российского рынка страхования автотранспортных средств и оценка перспектив его развития // Инновации и инвестиции. — 2014. — № 7.
- Мельников А. Г. Дифференцированные взносы в фонд страхования вкладов // Деньги и кредит. — 2012. — № 12.
- Полетаева Л. Г. Система страхования вкладов в России: направления развития // Экономика и социум. — 2015. — № 6(19).
- Полетаева Л. Г., Гордеева И. А. Исследование системы страхования вкладов в Российской Федерации как элемента системы обеспечения стабильности банковского сектора // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 5 (ч.1).