В данной статье будут изложены аспекты и особенности таможенной логистики, проблемы и трудности её развития в условиях экономической системы РФ и ЕАЭС, вопросы развития и совершенствования таможенной и логистической инфраструктур.
Ключевые слова: таможенная логистика, евразийская экономическая интеграция, таможенная территория, логистические цепи, логистические операции
Таможенная логистика — это относительно новое направление логистики, которое соединяет в себе две различные, но взаимосвязанные сферы деятельности: таможенную и логистическую. Логистика в таможенном деле должна обеспечивать согласованность материальных (товарных), информационных и финансовых потоков, а также оптимальную технологию перемещения товаров через таможенную границу для ускорения этого процесса и обработку стандартных логистических требований по отношению к таможенным режимам (то есть относительно таможенных органов) и к участникам внешнеэкономической деятельности. Цель таможенной деятельности заключается в обеспечении безопасности государства в условиях глобализации мирового хозяйства, а логистической — в определении принципов интегрированного управления внешнеторговым процессом в мировой торговле.
Логистическая функция таможенного дела охватывает следующие объекты:
1) Логистизация процесса таможенной переработки грузов, которая предусматривает анализ таможенно-логистических потоков, что включает в себя интеграцию товарных, финансовых и информационных потоков, связанных с пересечением таможенной границы и взысканием соответствующих таможенных сборов и платежей. Основой таможенно-логистических потоков служат внешнеторговые потоки, которые включают входные (то есть импортные) и выходные (экспортные) виды потоков.
2) Деятельность логистических операторов и таможенная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности. Функции транспортно-логистических организаций касательно таможенного дела состоят в том, что их деятельность связана с пересечением таможенной границы и выполнением экспортно-импортных операций. Отсюда можно сделать вывод, что такая деятельность требует не только знания таможенного законодательства, но и строгого соблюдения таможенных требований и непосредственного взаимодействия с таможенными органами. Помимо этого, крупные транспортно-логистические организации имеют в своей структуре таможенные посты, склады временного хранения и таможенные склады, а также могут выполнять функции таможенного перевозчика и таможенного представителя.
Логистика является важным компонентом экономики, и уровень ее развития зачастую оказывает немалое внимание на состояние конкурентоспособности государства и привлечение инвестиций.
Если говорить о ЕАЭС, то его масштабы таковы, что без достаточно высокого уровня развития логистического сектора каждое действие правительства государства — члена ЕАЭС или частного предпринимателя будет обходиться чрезвычайно дорого. Развитие транспортных путей в нужном объеме должно строиться при обязательном партнерстве государства и частного сектора, потому что без этого практически невозможна реализация крупных транспортных инвестиционных проектов. [9]
Так как в логистических решениях принимают участие изготовители и поставщики товаров, транспортные структуры, потребители и государство, то и ключевые проблемы, которые возникают при осуществлении внешнеэкономической деятельности, индивидуальны.
Таблица 1
Ключевые проблемы логистики
Участники логистических процессов |
Частный сектор |
Государственный сектор |
Поставщик |
Управление запасами, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, планирование производства, размещение предприятия |
Укомплектованность штата, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, предлагаемые услуги, размещение заказов |
Транспортное агентство |
Маршрутизация перевозок, уровень обслуживания, цены, тип парка. |
Маршрутизация перевозок, уровень обслуживания, цены, тип парка. |
Правительство |
Налогообложение, цены на продукцию и тарифы естественных монополий, стабильность финансовой системы, функционирование и развитие государственной инфраструктуры, правовое регулирование хозяйственных отношений. |
Бюджетное финансирование, система формирования государственных заказов, контроль за их выполнением и регулирование. |
Так, по мнению исполнительного директора АНО Русской интермодальной логистической ассоциации Лисина А. и коммерческого директора «Форфард-Транс НН» Емельянова М. одной из серьезных сложностей, с которыми сталкиваются транспортные компании чаще всего в нынешних условиях рынка, является снижение платежеспособности клиентов. Причем проблему неуплаты задолженности можно условно разделить на два вида: простая отсрочка расчетов и грубое мошенничество. Проблема отсрочки платежа в условиях кризиса проявляется в полной мере. Заказчики, отодвигая сроки оплаты за транспортно-экспедиционные услуги, ставят экспедиторов в сложное положение. Банки же предлагают запредельные ставки на краткосрочные кредиты, что для малого и среднего бизнеса губительно. Проблема мошенничества стоит так же остро. От него страдают главным образом малые компании — перевозчики, которые из-за своего слабого юридического опыта или от дефицита клиентов берутся за оформление грузов, за перевозку которого клиент не собирался платить. [6]
Эксперты в области логистики Наливайко Д. С. и Адриевских С. С. среди основных проблем, возникающих на пути развития логистики, выделяют следующие:
– неэффективное использование маршрутов доставки продукции от изготовителя до потребителя;
– слабая инфраструктура транспорта;
– малое количество грузовых терминалов и их слабая техническая оснащенность;
– отсутствие современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам, в том числе высокая степень физического и морального износа транспорта;
– нерациональное использование собственного и наемного транспорта;
– большие временные потери от простоя транспортных средств в ожидании погрузки — разгрузки. [5]
А проф. Сергеев В. И. считает, что логистика в России развивается крайне медленно и среди барьеров, которые тормозят ее развитие, можно выделить следующие:
– недостаток инвестиций;
– отсталая, морально и физически изношенная инфраструктура;
– недостаточная квалификация персонала;
– недостаточный уровень нормативно-правовой базы;
– отсутствие достоверной статистической отчетности. [7]
Как уже понятно, существует огромное количество мнений о проблемах развития таможенной логистики в России и ЕАЭС, но все точки зрения экспертов сходятся в одном — логистика в России, а значит и в ЕАЭС, требует срочной модернизации.
Корень всех проблем логистики находится в проблеме подготовки кадров данного направления. Если говорить о высшем образовании, то логистика, как специальность, начала развиваться с 2000 г. Хоть и прошло 11 лет со дня первого выпуска дипломированных специалистов по логистике, потребность в них в бизнесе до сих пор высока. На настоящий момент в России всеми высшими учебными заведениями, которые имеют лицензию по логистике, выпущено около 2000 специалистов. Если задуматься о масштабах РФ, а также о масштабах ЕАЭС, этого очень мало. Особенно остро проблема встала после перехода российского образования с 2009 г. на систему бакалавр — магистр, потому что как специальность «логист» была упразднена и стала профилем в менеджменте.
Если говорить об инфраструктуре, то она существует еще со времен СССР. Однако прошедшее время наложило свой отпечаток и на содержание, и на устаревание данной инфраструктуры вследствие отсутствия инвестиций. Все это унаследовала сначала РФ, а затем и ЕАЭС.
Согласно статистике последних нескольких лет потоки внешней торговли ЕАЭС и Китая увеличиваются год от года. Предположительно к 2020 г. доля транзитных перевозок железнодорожным транспортом увеличится в 10 раз. В этих условиях просто необходимо задуматься нетолько о реконструкции, но и о создании новых объектов инфраструктуры, а также о создании единого логистического пространства ЕАЭС. Препятствием для интеграции транспортно-логистических систем государств — членов ЕАЭС является сохраняющаяся по требованию РФ разрешительная система международных перевозок по территории ЕАЭС, которая сильно ограничивает возможности автоперевозчиков Беларуси и Казахстана. Сдерживают транзитные возможности ЕАЭС бюрократическаянесогласованность по сопровождению грузов, а также длительность таможенного оформления грузов на границе и в силу этого длинные очереди.
В соответствии с проектом Таможенного кодекса ЕАЭС таможенная инфраструктура — это совокупность мест перемещения товаров через таможенную границу, складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также административных зданий и помещений, технических средств таможенного и иных видов контроля, инженерных, информационных, телекоммуникационных систем и средств их обеспечения, объектов социального назначения, предназначенных для обеспечения деятельности таможенных органов и учреждений государств — членов ЕАЭС. Так как нагрузка на все перечисленные объекты на сегодняшний день распределена неравномерно, то первостепенной целью государств — членов ЕАЭС становится деятельность по гармонизации таможенной инфраструктуры ЕАЭС, оптимизации оснащения и поддержания работоспособности элементов инфраструктуры, выработке согласованной политики применения элементов таможенной и логистической инфраструктуры, повышении эффективности таможенного контроля при одновременном снижении временных затрат участников внешнеэкономической деятельности. [8]
Если говорить о РФ, то уже есть несколько предложений по совершенствованию таможенной и логистической инфраструктуры. Еще в апреле 2014 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате РФ прошла II Евроазиатская конференция «Логистика в России: кооперация и технологии развития». Основной целью проведения Конференции было выявление потенциала логистики как нового ресурса для роста российской экономики. Результатом работы конференции стала выработка ряда действий, которые должны способствовать реализации развития логистики:
1) Разработка комплексной программы развития логистики — «Управление интегрированной логистикой» на период до 2020 г.
2) Рекомендация переложить ответственность за решение вопросов регулирования рынка логистических услуг и развития логистики с Правительства России на Министерство экономического развития и Министерство транспорта.
3) Развитие нормативно-правовой базы логистической деятельности участников рынка, в частности, доработка и принятие федеральных законов«Об основах государственно-частного партнерства в РФ» и «О прямых и смешанных перевозках». А также завершить переход Федеральной таможенной службы на полный электронный документооборот и автоматизации таможенных процедур. [9]
Стоит отметить, что предложенные идеи развития не были оставлены Правительством незамеченными. Так, Распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 1032-р был внесен ряд изменений в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 г., среди которых можно назвать несколько особо важных:
– формирование и ведение транспортно-экономического баланса страны и планирование развития транспортной инфраструктуры на его основе;
– развитие крупных транспортных узлов, логистических товарораспределительных центров, сухих портов и терминалов на основных направлениях перевозок и на стыках между видами транспорта и обеспечение их единой технологической совместимости;
– создание рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг;
– совершенствование процедур допуска к коммерческой транспортной деятельности;
– создание интеллектуальных транспортных систем с использованием глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и современных инфотелекоммуникационных технологий, информационных стандартов и унифицированных перевозочных документов (обеспечивающих реализацию высокоэффективных товаротранспортных логистических технологий);
– создание конкурентоспособных транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов в целях поставок;
– интеграция в международное транспортное пространство;
– повышение безопасности движения, полётов и судоходства;
– модернизация транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, направленная на снижение их негативного воздействия на окружающую среду и многие другие. [3]
Стоит отметить, что и Федеральная таможенная служба внесла свой вклад в развитие логистики России. Так, с 1 апреля 2016 г. в качестве эксперимента в некоторых портах действует пилотный проект по упрощению таможенных процедур в некоторых портах РФ. Суть эксперимента состоит в сокращении по времени процедуры таможенного контроля за счет уменьшения количества документов, предоставляемых в таможенные органы, до трех наименований: коносамент, сертификат происхождения и инвойс. Если эксперимент даст положительные результаты, то с начала 2017 г. действие проекта будет расширено еще на несколько портов. [4]
Литература:
- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) (Заключена в Женеве 14 ноября 1975 г.)
- Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред.1.10.2016).- М.: Проспект, 2016.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р (ред. от 11.06.2014 г.) «О транспортной стратегии РФ».
- В 2017 г. пилотный проект по упрощению таможенных процедур в портах РФ будет расширен [Электронный ресурс] / TKS.RU — все о таможне. Таможня для всех — российский таможенный портал; — Режим доступа: http://www.tks.ru, свободный. (Дата обращения 30.04.2016)
- Наливайко Д. С. и Адриевских С. С. Основные проблемы транспортной логистики в России и за рубежом. [Электронный ресурс] / Д. С. Наливайко и С. С. Адриевских // Арсенал бизнес решений; — Режим доступа: http://arbir.ru, свободный. (Дата обращения 28.04.2016)
- Основные тенденции российского рынка логистики [Электронный ресурс] / Информационный портал по логистике, транспорту и таможне; — Режим доступа: http://www.logistic.ru, свободный. (Дата обращения 28.04.2016)
- Сергеев В. И. Проблемы и задачи логистики в России, мнение эксперта. [Электронный ресурс] / В. И. Сергеев Информационно-аналитическое сетевое издание ПРОВЭД; — Режим доступа: http://провэд.рф, свободный. (Дата обращения 28.04.2016)
- Стародубцева Е. Б. Проблемы и перспективы развития инфраструктуры ЕАЭС [Электронный режим] / Е. Б. Стародубцева // Научно-информационный журнал. Экономические науки; — Режим доступа: http://ecsn.ru, свободный. (Дата обращения 28.04.2016)
- Уткин Г. Российской логистике поставлена твердая «двойка». [Электронный ресурс] / Г. Уткин // Информационно-аналитическое сетевое издание ПРОВЭД; — Режим доступа: http://провэд.рф, свободный. (Дата обращения 28.04.2016)