Статья посвящена особенностям нормативно-правового регулирования различных видов деятельности по экологической защите северной среды на примере Ненецкого автономного округа. В ней рассмотрены проблемы и пути решения экологической безопасности данного региона Российской Федерации.
Ключевые слова: экологическая безопасность, антропогенная нагрузка, экосистема, экологический надзор, экологические проблемы
Уникальность экосистем северных территорий определяет их особое место в системе защиты национальных интересов в экологической сфере. Учитывая тот факт, что северные территории являются природной средой обитания коренных малочисленных народов с их традиционной системой природопользования, экологическое значение указанных территорий становится еще более очевидным.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [9] в статье 1 определяет экологическую безопасность как «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий».
Кроме того, порядок организации и осуществления регионального государственного экологического надзора в Ненецком автономном округе разработан в соответствии с Федеральными законами от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [2], от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [7], от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [8], Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395–1 «О недрах» [1] и регламентирует осуществление регионального государственного экологического надзора в Ненецком автономном округе уполномоченным органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа.
Под региональным государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченного органа исполнительной власти Ненецкого автономного округа, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований округа, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченного органа государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований округа, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно Постановления Администрация Ненецкого автономного округа от 18.06.2012 № 166-п «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора в Ненецком автономном округе» региональный государственный экологический надзор осуществляется Управлением природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа (далее — Управление) в части:
– регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
– регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;
– регионального государственного надзора в области обращения с отходами [13].
Региональный государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых, внеплановых проверок, которые производятся с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и соответствующих административных регламентов [10].
Предметом проверки является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Следует особенно отметить, что современная экологическая ситуация на территории Ненецкого автономного округа пока характеризуется относительно незначительным уровнем антропогенной нагрузки на экосистемы. Однако, антропогенная нагрузка неоднородна, как по регионам, так и по природным средам.
На природную среду оказывают влияние все без исключения виды человеческой деятельности. Вклад разных факторов воздействия в общую антропогенную нагрузку существенно различается. Наиболее значительное влияние на экологическую обстановку в Ненецком автономном округе оказывают пять групп факторов, которые можно представить в виде промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, ракетно-космической нагрузок и нагрузки населения [16, c. 28].
– Нагрузка населения. Территория НАО редко заселена. Численность постоянного населения составляет чуть менее 30 тыс. чел., что для такой огромной территории дает плотность заселения всего около 0,2 чел. на 1 км2.
Население распределено очень неравномерно. Населенные пункты в основном сосредоточены по берегам рек. Незначительное их число расположено на морском побережье.
– Промышленная нагрузка. В структуре промышленного производства НАО ведущее место принадлежит отраслям топливно-энергетического комплекса. На их долю приходится около 90 % всего объема промышленной продукции, что демонстрирует крайнюю моноспециализацию экономики округа. Показатели этих производств ежегодно увеличиваются.
– Сельскохозяйственная нагрузка. На территории НАО кроме сельскохозяйственных организаций, производством сельскохозяйственной продукции занимаются хозяйства населения и фермерские хозяйства. Основным направлением здесь является животноводство. НАО специализируется на оленеводстве, как менее затратной отрасли хозяйствования.
– Транспортная нагрузка. Территория НАО, несмотря на то, что находится в Европейской части России, не имеет автомобильного и железнодорожного сообщения с другими субъектами Российской Федерации, не отличается развитой транспортной инфраструктурой. Железные дороги в округе отсутствуют. Основной грузо- и пассажирооборот осуществляется автомобильным транспортом.
– Ракетно-космическая нагрузка. Значительное отрицательное воздействие на природные комплексы Малоземельской тундры оказывает космодром «Плесецк». В результате падения на землю частей ракетоносителя происходит механическое и химическое загрязнение почв: образуются воронки, разливается и возгорается ракетное топливо.
Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера при недропользовании на северных территориях Российской Федерации, отрицательно влияющих на экологическую безопасность, связана с наличием на этих территориях развитой горной промышленности и нефтегазопроводной системы, которые являются потенциально опасными. К тому же, эксплуатация технически сложных буровых установок, тяжелой строительной техники и использование потенциально опасных веществ также не может способствовать безопасности окружающей среды. При рассмотрении вопроса освоения минерально-сырьевых ресурсов северных территорий Российской Федерации, в частности Ненецкого автономного округа, и определении ее места в системе государственных приоритетов нужно уделять особое внимание рискам нанесения ущерба окружающей природной среде в результате деятельности хозяйствующих субъектов — недропользователей и обеспечению экологической безопасности [17, c. 61].
Тем не менее, несмотря на выше перечисленные проблемы, в настоящее время экологическая обстановка на территории округа остается относительно благополучной. Низкая плотность населения и неразвитость транспортной системы — одни из причин относительно низкой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Однако не стоит забывать, что экологические проблемы по глубине негативного воздействия на человечество и катастрофическими для всего живого последствиями, не могут быть сравнимы ни с какими другими проблемами [15, c. 12]. И поэтому стабилизация экологически безопасного развития НАО является одной из первоочередных задач Правительства Ненецкого автономного округа.
Проводимая в Ненецком автономном округе экологическая политика совместима с социальной политикой и способствует улучшению здоровья населения, созданию экологически благоприятных условий для проживания, развитию экологического сознания и образования, общественному участию в принятии решений, относящихся к окружающей среде.
Базовым законом в сфере обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [3], который предусматривает требования по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, распространяющихся, в том числе, и на пользователей недр.
Также правовое регулирование предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при пользовании недрами основывается на Федеральном законе от 21.12.1994
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [4], Федеральном законе от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [5], постановлении Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» [11], постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О Порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» [12].
В свою очередь Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [6] определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Таким образом, полномочия в сфере правового регулирования обеспечения экологической безопасности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в основном ограничены федеральным законодательством. Но несмотря на это, на такой северной территории Российской Федерации, как Ненецкий автономный округ, существует положительный опыт нормативного регулирования в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при пользовании недрами. Требования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе и при осуществлении деятельности по недропользованию, установлены в законодательстве округа. В частности, сюда относятся такие нормативные правовые акты, как Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 09.10.2014 № 381-п «Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов»» [14].
В силу ограниченности полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возможность полноценного регулирования отношений в данной сфере отсутствует, что является потенциально опасным для экологии территорий. Лишь учет природно-климатической специфики соответствующих территорий при правовом регулировании возможно полноценное обеспечение экологической безопасности при осуществлении деятельности по недропользованию.
Литература:
- Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395–1 «О недрах» (ред. от 13.07.2015).
- Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 13.07.2015).
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 30.12.2015).
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 30.12.2015).
- Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ред. от 02.07.2013).
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 13.07.2015).
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 29.12.2015).
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 29.12.2015).
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 28.11.2015).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О Порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
- Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 18.06.2012 № 166-п «Об утверждении порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора в Ненецком автономном округе».
- Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 09.10.2014 № 381-п «Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов»».
- Боголюбов С. А. Необходимость единой государственной экологической политики для России. Правовое обеспечение единой государственной экологической политики Российской Федерации: Материалы круглого стола (Москва, 11 апреля 2011 г.). — М.: Юстицинформ, 2011. — С. 12–13.
- Жаворонкова Н. Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Монография. –М.: Издательство Юриспруденция, 2014. — 168 с.
- Маковкина Л. Н. Правовое регулирование в системе экологической безопасности / Л. Н. Маковкина, Е. И. Сорокина // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 61–63.