Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-досуговые программы, межвузовские программы, досуг, молодежный досуг, студенческая молодежь, социокультурное проектирование
В начале разговора о степени научной разработанности вопроса социокультурного проектирования в организации досуга студенческой молодежи, хотелось бы резюмировать основной понятийный аппарат данной темы научных исследований.
Опираясь на опыт многих исследователей и приводя к общему знаменателю многочисленные понятия досуга, и опираясь на основные положения социально-культурной деятельности, мы предприняли попытку формулировки определения досуга.
Досуг для индивида фактически является нерегламентируемым компонентом социально-культурной сферы, таким образом понятие досуг можно сформулировать следующим образом. Досуг есть сегмент социально-культурной сферы, организованный по индивидуальной траектории и своему усмотрению, каждым членом социума, в соответствии с вкусами, и предпочтениями, а также возрастными особенностями каждого индивида в свое свободное от основной деятельности время [4].
Изучением сферы досуга и основополагающего понятийного аппарата данной темы занимались такие ученые, как: Дремина М. А., Харитонова Н. В., Исаева И. Ю., Намруева Л. В.,М. А. Ариарский, С. В. Брусова, А. И. Вишняка, Г. В. Ганьшиной, Е. И. Григорьевой, А. Демченко, И. Н. Ерошенкова, Т. Г. Киселевой, Е. М. Клюско, Ю. Д. Красильникова, Э. А. Петровой, В. И. Тарасенко.
К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Студенческая молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной [1].
Сегодня студенческая молодежь стремится к массовому, организованному досугу, следует отметить, что практика подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий пользующихся особой популярностью у молодежи показывает, что успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности [1].
Особенности молодежного досуга.
Общение играет важнейшую роль в досуге молодежи. Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью студенческой молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:
‒ необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;
‒ источник творческого преобразования индивида в личность;
‒ форму передачи знаний и социального опыта;
‒ исходный пункт самосознания личности;
‒ регулятор поведения людей в обществе;
‒ самостоятельный вид деятельности;
Примечательной особенностью досуговой деятельности студенческой молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:
‒ в эмоциональном контакте, сопереживании;
‒ в информации;
‒ в объединении усилий для совместных действий.
Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
‒ по содержанию (познавательные, развлекательные);
‒ по времени (кратковременные, периодические, систематические);
‒ по характеру (пассивные, активные);
‒ по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция [3].
Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности [2].
Основные особенности культурного досуга студенческой молодежи — высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.
Тема молодежного досуга рассмотрена в работах таких ученых, как: Г. В. Ганьшина, А. В. Луначарский, А. С. Лурье, Ю.П., А. Н. Малышева, М. Рехельс, В. Смышляев, Д. В. Тихомиров, Г. Л. Тульчинский, И. М. Туманов, Е. Уварова, И. Шаров, И. Г. Шароев, С. А. Шмаков, Н. Н. Ярошенко
Обратимся к термину «проектирование» он происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед. Это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.
Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. Выявление вариантов развития или изменения объекта дает возможность выбирать тактику и стратегию взаимодействия с этим объектом, управления объектом, выработки технологии воздействия на него, выбора путей планомерного внедрения нововведений. Осмысление указанных понятий, этапности их достижения и методов реализации и представляет собой суть проектирования [5].
Основы социокультурного проектирования разработали доктор культурологии, доктор педагогических наук А. П. Марков и доктор культурологии Г. М. Бирженюк. «Социально-культурное проектирование» — это, с одной стороны, специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
Основными видами проектирования являются:
‒ средовое проектирование (дизайн, архитектура);
‒ проектирование воспитательных и педагогических программ (социально-педагогических, адаптационных, реабилитационных и др.);
‒ проектирование культурно-досуговых услуг;
‒ сценарное проектирование (проектное обоснование различных мероприятий и акций, пресс-конференций, презентаций, дискуссий, диспутов, шоу-программ и т. д.);
‒ художественно-экспозиционное проектирование (в музейном деле проектирование новых культурных парадигм, моделей нового осмысления и отношения к предметам и явлениям прошлого, а по существу — проецирование прошлого и его трансляция посредством выставок, экспозиций в настоящее и будущее);
‒ организационное проектирование (функционально-содержательное обоснование моделей социально-культурных учреждений и институтов, разработка новых организационно-управленческих структур, различных общественных объединений).
Объектом социокультурного проектирования является сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга подсистемы: социум и культуру [6].
Разработкой научных исследований в области социкультурного проектирования, в той или иной степени, занимались такие ученые, как: Агапкина Т. А., Ананьев Б. Г., Афанасьев В. Ф., Григорьева A. A., Жирков Е. П., Кукушин В. С., Ломов Б. Ф., Некрасова М. А., Стефаненко Т. Г., Юдин Э.Г и др.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект пресс, 2013. — 303, 137
- Дидковская Я. В. Динамика профессионального самоопределения студентов [статья] //Социологические исследования. 2001. № 7. с. 132–135
- Дискин И. Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. — М.: Экономика, 2000. 107с.; 96
- Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности/ Учебник для студентов вузов культуры и искусств. — М.: Издательский Дом МГУКИ, 2010. — 480 с
- Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: учеб. пособ. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 416 с
- Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособ. — СПб: СПбГУП, 1998. — 364 с.5.