The article deals with the peculiarities of legal regulation of stateless persons’ labour in the Russian Federation, types of work available for them, specific requirements for this category, specific categories of workers.
Keywords: stateless person, foreign citizen, stateless person's labour, labour laws, labour relations
Определение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства всегда являлось вопросом, вызывающим большое количество неясностей и споров. Принятие Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» внесло определенность в ряд связанных вопросов, но развитие международного сотрудничества, в том числе в сфере трудовой деятельности, усложняет регулирование отдельных аспектов нахождения на территории РФ указанных категорий лиц. Рассмотрим подробнее особенности правового регулирования труда апатридов в РФ.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет лицо без гражданства как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства [1]. В настоящее время не существует специального законодательства, регулирующего правовое положение лиц без гражданства, поэтому, согласно ч. 2 ст. 2 упомянутого ФЗ, понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. На сегодняшний день особое значение имеет определение содержания понятия «лица без гражданства», так как отсутствует его единообразная трактовка в законодательстве РФ и иных законодательных актах, регулирующих правовой статус данной категории.
Дополнительную проблему создает существование иных статусов вне пределов Российской Федерации. Так, лица, не получившие гражданство после распада СССР, именуются по-разному: например, в Латвии и Эстонии существует такая категория, как «неграждане». Нахождение таких лиц на территории нашего государства значительно усложняет определение их правового положения и положения иностранных граждан и лиц без гражданства в целом.
По общему правилу, часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации [2]. Таким образом, право на свободный труд и остальные трудовые права, закрепленные в ст. 37 Основного закона страны, относятся и к апатридам. На это указывает и использование слова «каждый» в тексте статьи, что говорит о принадлежности прав не только лицам, являющимся гражданами РФ. Следовательно, на них распространяется статья о запрещении дискриминации в сфере труда Трудового Кодекса РФ [3], которая устанавливает равные возможности для реализации своих трудовых прав. Все же имеются определенные особенности при осуществлении трудовой деятельности лицами без гражданства на территории России. Эти положения не являются дискриминационными, так как в ранее упомянутой статье не говорится о дискриминации по признаку гражданства, поэтому являются полностью допустимыми, тем более, что правовой статус специальных категорий лиц не может совпадать со статусом граждан соответствующего государства.
Итак, чтобы заключить трудовой договор с иностранным гражданином или лицом без гражданства, достигшим 18 лет, работодатель, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ, должен получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (если они прибыли в РФ в порядке, требующем получения визы). Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии, указанной в разрешении, и только в пределах субъекта РФ, на территории которого он получил соответствующее разрешение. Такие лица также могут выступать в качестве работодателя при наличии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Чтобы получить разрешение на работу, иностранный гражданин обязан встать на учет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и в налоговый орган по месту своего нахождения. Работодатель, привлекший и использующий для трудовой деятельности иностранного гражданина или лицо без гражданства, обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении и прекращении трудового договора с данным лицом.
Еще одной особенностью является расширенный перечень документов, необходимых для приема иностранного гражданина или апатрида на работу, установленный в статьях 327.2 и 327.3 Трудового кодекса РФ. Помимо сведений, указываемых в трудовом договоре гражданина РФ, в такой договор иностранного гражданина включается также информация о разрешении на работу или патенте, разрешении на временное проживание в РФ или виде на жительство, реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования или условия оказания медицинской помощи в случае его отсутствия.
Однако, даже при полном соблюдении процедуры заключения трудового договора с иностранным гражданином и при наличии всех необходимых документов такой гражданин не обретает всех трудовых прав, которыми обладают граждане РФ. Существует ряд ограничений, связанных с осуществлением государственной или муниципальной службы и отдельных видов работ. Статья 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» запрещает иностранному гражданину или лицу без гражданства:
1) находиться на государственной или муниципальной службе;
2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;
3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.
Данный перечень не является исчерпывающим.
В российском законодательстве регламентируется труд отдельных категорий иностранных работников. Так, статья 13.2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ регулирует особенности осуществления трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов. Она устанавливает минимальный размер заработной платы и некоторые ограничения, связанные с трудовой деятельностью таких работников. Основное отличие правового статуса высококвалифицированного специалиста от иного иностранного работника состоит в том, что срок, на который он получает разрешение на работу и вид на жительство, соответствует сроку, на который заключается трудовой договор. Такие специалисты активно работают в РФ.
Среди получивших патенты на трудовую деятельность 47 процентов — узбеки; 25 процентов — таджики; 12 — украинцы; 8 — молдаване и 4 процента — киргизы. Всего в этом году с 1 января по 8 мая в России выдано 514 тысяч патентов 4.
Если работодатель не соблюдает законодательство, возможно вынесение решения о запрете привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ в качестве высококвалифицированных специалистов (например, если по вине работодателя возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью).
Следующей такой категорией являются работники, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы. Статья 13.3 ФЗ «О правовом регулировании иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает возможность работодателей, чья деятельность подлежит обязательной государственной регистрации и (или) лицензированию, привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан на основании патента. В указанной статье расписан порядок и документы, необходимые для получения патента.
Еще одной особой категорией иностранных работников являются лица, обучающиеся по очной форме в Российской Федерации. Статья 13.4 упомянутого выше федерального закона устанавливает срок действия разрешения на работу, отличный от сроков действия разрешений других работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства. Этот срок не может превышать срок обучения данного иностранного гражданина по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию. Он может быть неоднократно продлен на год. Помимо документов, подаваемых иностранными гражданами при приеме на работу, необходимо предоставить справку об обучении и документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Следующая особенность правового регулирования труда иностранных граждан — отстранение от работы. Статус данной категории лиц создает дополнительные условия для отстранения таких работников от работы, что, безусловно, является ухудшением их положения. Однако, эти условия являются обоснованными. Согласно ст. 327.5 Трудового кодекса Российской Федерации, ими являются окончание срока разрешения на работу или патента, вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории РФ, договора (полиса) добровольного медицинского страхования или же приостановление действия либо окончание срока действия разрешения работодателя на привлечение и использование иностранных работников.
К особенностям прекращения трудового договора с иностранными гражданами или лицами без гражданства статья 327.6 Трудового кодекса РФ относит аннулирование или окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу или патента, вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории РФ, договора (полиса) добровольного медицинского страхования, приведение численности иностранных работников в соответствие с установленными российским законодательством ограничениями, а также невозможность временного перевода работника и невозможность предоставления ему прежней работы по окончании срока такого перевода. Если трудовой договор расторгнут по вине работодателя в связи с приостановлением или аннулированием его разрешения на привлечение иностранных работников, то он обязан выплатить работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
Говоря о социальных гарантиях рассматриваемой категории лиц, следует отметить, что на иностранцев полностью распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья, они защищены от привлечения к принудительному труду и сверхурочным работам, для них устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени, ежегодного основного оплачиваемого отпуска и т. д. В соответствии со ст. 5 федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», иностранные граждане и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [5]. Размер и сроки выплаты заработной платы иностранным работникам устанавливаются при заключении трудового договора по соглашению сторон. Как иностранцы, так и лица без гражданства занимают рабочие места, которые не пользуются популярностью у граждан РФ. Это, как правило, низкооплачиваемая работа.
Дешевая рабочая сила всегда была востребована на рынке труда, и очень часто ее использование проводилось с нарушением закона, отмечает Адриановская Т. Л. Использование труда иностранцев и лиц без гражданства в настоящее время лимитировано государством с целью контроля и урегулирования. Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ) считается противоправным, если имел место фактический допуск иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к труду без соответствующего разрешения 6, с.119.
Подводя итог, хочу сказать, что российское законодательство в сфере правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства подвергается изменениям и совершенствуется в соответствии с существующим в РФ положением, связанным с миграционными процессами и пребыванием рассматриваемой категории лиц на территории государства. Международные документы также способствуют наиболее полному правовому регулированию вопросов, касающихся данной сферы. Существует немало международных договоров, конвенций, соглашений между государствами, направленных на сокращение числа апатридов и закрепление их прав, но в настоящий момент они не ратифицированы РФ, что значительно тормозит решение этого вопроса. Л. В. Андриченко в своей статье «Конвенция «О статусе апатридов» и законодательство Российской Федерации в сфере правового статуса лиц без гражданства» говорит о том, что и международное регулирование данного вопроса требует дальнейшего развития для стимуляции совершенствования национальных законодательств [7]. Действительно, многие проблемы в этой сфере не получили своего освещения и в международных актах, в том числе единообразие в терминологии и определении содержания конкретных понятий. Таким образом, можно отметить развивающийся характер законодательных актов, принятых в сфере правового регулирования труда лиц без гражданства, но законодательство не является совершенным, так как затрагивает лишь некоторые особенности данного вопроса.
Литература:
- Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст.3032.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // СЗ. РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ.РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
- У ТПП Краснодарского края новый взгляд на трудовую миграцию // Союз «ТПП Краснодарского Края». URL: goo.gl/qbPMBG (дата обращения: 20.10.2016).
- Федеральный закон РФ от 24.06.1998 № 125-ФЗ (ред. от 03.06.2016) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Российская газета. 1998. 12 августа.
- Адриановская Т. Л. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16.
- Андриченко Л. В. Конвенция «О статусе апатридов» и законодательство Российской Федерации в сфере правового статуса лиц без гражданства // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. Октябрь Электронный ресурс URL: goo.gl/7OKrU5 (дата обращения: 21.10.2016).