В статье рассматриваются подходы к классификации факторов, влияющих на прибыль предприятия, дана собственная систематизация факторов анализа прибыли.
Ключевые слова:прибыль, факторы, влияющие на величину прибыли
Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. В связи с этим показатель прибыли является наиболее важным при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рыночные условия хозяйствования побуждают предприятия искать способы максимизации прибыли и повышения уровня рентабельности, формировать благоприятные условия для реализации знаний и умений работников предприятия.
На величину и динамику прибыли предприятия влияют различные факторы. Большинство авторов выделяет две группы факторов по отношению к предприятию: внешние и внутренние. Факторы внешней среды инициируются внешней средой функционирования предприятия, внутренние факторы создаются внутренней средой и возникают как следствие работы предприятия в целом или его персонала.
При этом авторы акцентируют внимание на различных видах внешних и внутренних факторов. Так, например, С. А. Тимофеева и П. Ю. Кибальчич к внешним факторам, влияющим на величину прибыли предприятия, относят: состояние рынка; цены и тарифы на топливо, энергию; нормы амортизации; систему налогообложения; нарушение дисциплины со стороны партнеров; благоприятные или неблагоприятные социальные и другие условия; объем и качество природных ресурсов. К внутренним факторам авторы относят: объем и качество проданной продукции; политику ценообразования предприятия; уровень себестоимости продукции; качество менеджмента; уровень образования и квалификации кадров; технический уровень производственных фондов; творческую инициативу; материальное положение и экономическую заинтересованность персонала [6].
С. А. Мироседи, Т. Г. Мироседи и Ю. С. Веремеева к внешним факторам относят социально-экономические условия, конъюнктуру рынка, уровень цен на производственные ресурсы, транспортные условия, уровень развития внешнеэкономических связей, природные условия. Внутренние факторы авторы подразделяют на основные (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции, цена и конкурентоспособность продукции, величина амортизационных отчислений) и неосновные (ценовые нарушения, нарушение условий труда, снижение качества, организационные нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям) [4].
О. В. Демчук, С. Г. Арефьева в числе внешних факторов выделяют факторы рыночной конъюнктуры (уровень конкурентоспособности продукции, изменение цен, уровень инфляции) и административно-правовые (политика государства в области налогообложения, субсидии государства), в числе внутренних — материально-технические (уровень экстенсивного и интенсивного использования производственных ресурсов), организационно-управленческие (уровень организации производства и труда), экономические (система экономического стимулирования на предприятии), социальные (условия труда) [1].
С. В. Еланцев также классифицирует факторы, влияющие на прибыль, на внешние и внутренние, при этом внутренние факторы подразделяет на производственные (характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов) и непроизводственные (связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда). В свою очередь, производственные факторы подразделяет на экстенсивные и интенсивные [2].
К. Мингалиев выделяет следующие группы факторов, влияющих на прибыль предприятия:
‒ образующие прибыль факторы (выручка от продажи продукции и активов, внереализационные доходы, безвозмездная финансовая помощь);
‒ взаимовлияющие факторы (себестоимость продукции, цены, тарифы, производительность труда, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, налоги и налоговые санкции, процентные ставки по кредитам);
‒ факторы распределения (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, платежи банкам на погашение кредитов и уплату процентов по ним);
‒ факторы использования (капитальные затраты, затраты на социальное развитие, дивиденды, материальная помощь) [3].
Г. Н. Чернышова факторы, влияющие на прибыль предприятия, подразделяет на факторы первого уровня (цена, себестоимость, ассортимент, объем продукции) и факторы второго уровня, влияющие на них (например, на величину цены продукции влияют такие факторы, как предпочтения покупателей, упаковка товара, место продажи, рентабельность продукции) [7].
В работе С. В. Сорокиной [5] представлена наиболее полная классификация факторов, влияющих на величину прибыли предприятия:
‒ в зависимости от вида деятельности предприятия выделены факторы операционной, инвестиционной и финансовой деятельности;
‒ в зависимости от среды генерирования факторов выделены эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы;
‒ в зависимости от периода воздействия выделены факторы постоянного, сезонного и разового воздействия;
‒ в зависимости от роли в формировании финансового результата выделены факторы, связанные с формированием доходов, и факторы, связанные с формированием затрат предприятия.
С нашей точки зрения, целесообразно дополнить классификацию факторов, влияющих на величину прибыли предприятия, следующими признаками классификации и типами факторов: уровень реализации факторов; природа возникновения факторов; степень обусловленности; тип воздействия факторов; тип критерия оценки; контролируемость воздействия.
В зависимости от уровня реализации, факторы можно классифицировать на: факторы макроуровня (страновые); факторы мезоуровня (региональные и отраслевые); факторы микроуровня (внутренние факторы предприятия).
В зависимости от степени обусловленности, факторы, влияющие на прибыль предприятия целесообразно подразделить на объективные, обусловленные объективно развивающимися процессами или обстоятельствами непреодолимой силы (например, стихийными бедствиями), и субъективные, создаваемые сознательно, целенаправленно отдельными группами людей, исходя из их личных и экономических интересов.
В зависимости от типа воздействия можно выделить факторы прямого воздействия (непосредственно влияющие на прибыль, например, величина доходов предприятия) и косвенного воздействия (опосредованно влияющие на прибыль, например, снижение спроса на продукцию предприятия влияет на величину прибыли через снижение доходов от продажи продукции).
По типу критерия оценки можно выделить количественные и качественные факторы, по контролируемости воздействия — контролируемые и неконтролируемые. По природе возникновения факторы можно классифицировать на экономические, социальные, организационные и прочие.
Представим обобщенную и дополненную классификацию факторов, влияющих на прибыль предприятия, в табл. 1.
Таблица 1
Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия
Признак классификации |
Группы факторов |
Отношение к предприятию |
Внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) |
Вид деятельности предприятия |
Факторы операционной, инвестиционной, финансовой деятельности |
Природа возникновения факторов |
Экономические, социальные, организационные, политические, экологические, технологические, производственные, маркетинговые |
Уровень реализации факторов |
Факторы макро-, мезо- и микроуровня |
Характер воздействия на процесс формирования прибыли |
Экстенсивные, интенсивные |
Длительность воздействия факторов |
Факторы постоянного, сезонного, разового воздействия |
Уровень влияния |
Факторы первого и последующих уровней |
Степень обусловленности факторов |
Объективные, субъективные |
Роль в формировании прибыли |
Связанные с формированием доходов и формированием расходов |
Тип воздействия факторов |
Прямые, косвенные |
Тип критерия оценки |
Количественные и качественные |
Контролируемость воздействия |
Контролируемые и неконтролируемые |
В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:
обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства;
стимулирование продаж продукции;
изменение структуры производимой и реализуемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной;
снижение затрат на производство и сбыт продукции;
установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями;
увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, ценных бумаг, иного имущества предприятия) [3].
В работе С. А. Мироседи, Т. Г. Мироседи и Ю. С. Веремеевой резервы повышения прибыли предприятия подразделены на две группы:
тактические поэлементные (увеличение объема продаж продукции, сокращение затрат на производство, оптимизация структуры и продажи продукции);
стратегические комплексные (увеличение разрыва между ценой и затратами на производство, увеличение выручки, повышение качества продукции и выход на новые рынки) [4].
Таким образом, анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия, позволяет выявить резервы ее роста, обосновать мероприятия по повышению доходов и снижению расходов предприятия.
Литература:
- Демчук О. В., Арефьева С. Г. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения // Проблемы экономики и менеджмента. — 2015. — № 8 (48). — С. 6–9.
- Еланцев С. В. Управление доходами, расходами и прибыль корпорации // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2015. — № 1 (25). — С. 103–108.
- Мингалиев К. Н., Булава И. В. Финансовый менеджмент: Практикум. — М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2012. — 140 с.
- Мироседи С. А., Мироседи Т. Г., Веремеева Ю. С. Факторы и резервы увеличения прибыли предприятия // Символ науки. — 2016. — № 5. — С. 161–165.
- Сорокина С. В. Система факторов, влияющих на формирование прибыли предприятия // Вiсник СевНТУ. Серiя: Eкономiка I фiнанси. — 2011. — Вип. 116. — С. 205–210.
- Тимофеева С. А., Кибальчич П. Ю. Направление анализа влияния различных факторов на прибыль предприятия // Научные записки Орел ГИЭТ. — 2012. — № 1(5). — URL: http://orelgiet.ru/docs/pdf/3_10_12_12.pdf
- Чернышева Г. Н. Специфика управления прибылью предприятия в условиях нестабильной экономики — URL: http://www.rusnauka.com/7_NITSB_2014/Economics/3_161483.doc.htm