Демократическое развитие России во многом зависит от осуществления борьбы с коррупцией. Основная цель государственной политики в области борьбы с коррупцией — создание действенной системы предотвращения и противодействия коррупции, выявление и преодоление ее социальных предпосылок и последствий, разоблачения коррупционных деяний, привлечения к ответственности виновных в их совершении. Стратегическим направлением предотвращения предпосылок коррупции и их нейтрализации является последовательная демократизация всех сфер общественной жизни, развитие гражданского сознания и активности в общем контексте построения демократического государства. Открытость власти, прозрачность государственных решений, деятельности управленческого аппарата, развитие гражданского общества — важнейшие рычаги преодоления коррупции.
Проблемам борьбы с коррупционной преступностью посвящены научные работы Б. В. Волженкина, Я. И. Гилинского, Ю. В. Голика, А. И. Гурова, А. И. Долговой, П. А. Кабанова, Н. Ф. Кузнецовой, А. В. Наумова, В. А. Номоконова и др.
Коррупция — крайне опасное явление, ее общественная опасность заключается в том, что она подрывает авторитет государства, наносит вред демократическим основам управления общества, построения и функционирования государственного аппарата; существенно ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина; нарушает принципы права и закона; приводит к торможению и искажению социально-экономических реформ; грубо нарушает установленный порядок осуществления полномочий должностными и служебными лицами органов государственной власти; способствует криминализации и тенизации экономических отношений, легализации доходов, полученных преступным путем.
Как указывает А. В. Кулаков за последние годы, несмотря на положительные тенденции в экономике и политике, страна переживает трудности в социально-политической, экономической и духовной сферах общества. Коррупция как одно из самых пагубных явлений стала для России в наши дни основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, что обусловило необходимость исследования столь негативного и опасного для общества феномена [1].
Согласно Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [2].
Как отмечает А. А. Тирских, деятельность органов внутренних дел становится все больше криминализованной. Немалую роль в этом играет широкая распространенность коррупционных проявлений среди сотрудников органов внутренних дел.
Многолетний опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что наиболее эффективной мерой пресечения противоправных деяний, безусловно, следует считать деятельность по их предупреждению. Основными направлениями предупредительного воздействия должны стать совершенствование законодательства, регулирующего деятельность ОВД; создание соответствующей нормативной базы; реформирование правового положения сотрудников ОВД; формирование реального механизма стимулирования трудовой деятельности сотрудников ОВД; разработка нового механизма подбора и расстановки кадров; реформирование системы профессионального обучения сотрудников ОВД; преобразование системы работы с сотрудниками ОВД (коррекция их негативных качеств и свойств); разработка новых подходов к обеспечению безопасности и ряд других [3, с. 71–72].
Коррупция — явление многогранное, поэтому следует уделить значительное внимание детерминантам, влияющим на ее появление и существование. Видится, что к ним относятся политические, социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические факторы:
- Политические факторы. Политический аспект коррупции проявляется в том, что коррупция и политика — явления взаимосвязанные. Коррупция непосредственно связана с осуществлением публичной власти во всех сферах социальной жизни, а потому влияет на подготовку и реализацию политических решений. В свою очередь политика, которую проводит государство, как в сфере противодействия коррупции, так и в других сферах, влияет на состояние, структуру и динамику коррупции.
- Организационно-управленческие факторы. Организационно-управленческий аспект коррупции в правоохранительных органах касается преимущественно внутренней структуры службы, регламентации деятельности служащих, кадровой политики и принципов взаимодействия между структурными элементами службы, как по горизонтали, так и по вертикали. Эти элементы мы сгруппировали следующим образом:
а) система отбора и подготовки работников правоохранительных органов могут вызывать проявления коррупционных деяний.
б) протекционизм в кадровой политике;
в) социально-бытовые условия прохождения службы;
г) сознательное сокрытие случаев коррупционных деяний.
- Социально-психологические факторы. Коррупция — не просто социальное, но и психологическое явление. Ведь она не существует вне поведением людей, их деятельностью. Коррупция — это способ мышления, который обусловливает образ жизни. Будет или не будет совершено коррупционное деяние, зависит от конкретной личности и традиций, которые одобряются социальным окружением.
- Правовые факторы. Правовой аспект коррупции проявляется в том, что, с одной стороны, лица, которые совершают такие деяния, нарушающие закон, а с другой — государство принимает предусмотренных законом правовых и других мер по борьбе с этим явлением. Правовые меры предусматривают не только наказание на основании закона о коррупционные деяния, но и создание новых и совершенствование существующих нормативно — правовых актов, регулирующих социальные отношения.
- Социально-экономический фактор. Социально-экономические условия возникновения коррупции можно разделить на ряд составляющих факторов, каждый из которых влияет на осуществления должностными лицами своих служебных обязанностей и может быть фактором коррупционных рисков. Основными факторами являются материальные и финансовые блага. Переход от плановой экономики к рыночной сопровождается обострением общественных противоречий, что ведет к гипертрофированно экономически неоднородного общества, а, следовательно, подталкивает лиц, наделенных властными полномочиями, в корыстных поступков. Бесспорно, повышение уровня социальной защищенности работников будет способствовать искоренению проявлений коррупции в органах.
В ключе данного направления следует отметить, что предотвращению коррупции в правоохранительных органах может способствовать: улучшение материально-техническое обеспечение работников правоохранительных органов; повышение уровня морального и материального стимулирования работников правоохранительных органов; улучшение системы социальной защиты работников правоохранительных органов.
Как отмечает Б. И. Шекультиров, эффективному противодействию коррупции («по всему фронту») необходимы не только государственно-правовые мероприятия, которые выполняют функцию неотложного хирургического вмешательства, но и долговременная профилактическая, терапевтическая работа по оздоровлению массового сознания современного общества. Последнее особенно актуально для Российской Федерации, в которой массовые психозы приобретают хронико-патологический, а зачастую агрессивный характер [4, с. 6].
Лавренко С. В. указывает, что для построения эффективного механизма противодействия коррупции в России необходимо сформировать систему реальной оценки показателей антикоррупционной защищенности России с обеспечением широкого доступа к подлинным данным о масштабах указанного сектора теневой экономики [4, с. 36].
Литература:
- Кулаков А. В. Коррупция как фактор угрозы национальной безопасности Российской федерации (политологический анализ). Автореферат диссертации, специальность 23.00.02 — политические институты, процессы и технологии, 2010, — М. — Электронный ресурс. — Режим доступа — http://cheloveknauka.com/korruptsiya-kak-faktor-ugrozy-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii#ixzz3oFaY4IN3
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228
- Тирских А. А. Проблемы борьбы с коррупцией в органах внутренних дел // Известия ИГЭА. 2006. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-borby-s-korruptsiey-v-organah-vnutrennih-del.
- Шекультиров Б. И. Коррупция в России как угроза государственной и национальной безопасности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/korruptsiya-v-rossii-kak-ugroza-gosudarstvennoy-i-natsionalnoy-bezopasnosti
- Лавренко С. В. Актуальные проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах России с позиций национальной экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 18. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-protivodeystviya-korruptsii-v-pravoohranitelnyh-organah-rossii-s-pozitsiy-natsionalnoy-ekonomicheskoy.