В статье отражена метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики, рассмотрены элементы логики метапредметного содержания и приведены примеры заданий.
Ключевые слова: логика, понятие, суждение, умозаключение
Одно из основных требований, предъявляемых современным этапом развития нашего общества к образованию, заключается в необходимости воспитания творчески мыслящей личности, способной самостоятельно находить правильное решение в нестандартной ситуации.
Развитие мышления учащихся — одна из важных и актуальных проблем педагогической науки и практики обучения в школе. На сегодняшний день школа должна не только вооружать учащихся глубокими, всесторонними и прочными знаниями, которые отвечают современным достижениям науки и требованиям практики, но и дать им навыки работы с этими знаниями, приобретения на их основе новых знаний, а также оптимизации способов понимания учебного материала.
На практике получается так, что преподаватели вынуждены, прежде всего, дать учащимся максимум знаний из различных наук. Однако знания быстро устаревают, теряется их актуальность, а полученная информация ложится ненужным балластом на память обучаемых. Обучение становится малоэффективным, и жизнь требует отказа от «знаниевых» подходов. С формальной стороны ближайшие цели преподавательской деятельности состоят в научении учащихся правильному выполнению различных познавательных процедур — суждения, умозаключения, определения, доказательства, классификации, постановки вопросов, выдвижения и проверки гипотез, установления отношений и т. д. Чтобы достичь этих целей, преподаватель, естественно, сам должен быть образцом в этом отношении. Кроме того, он должен обладать умением контролировать и корректировать выполнение этих процедур своими воспитанниками. Сформированное на интуитивном уровне практическое умение правильно рассуждать, свойственное едва ли не каждому учителю, является достаточным для того, чтобы заметить логическую ошибку ученика. Хватает его и для того, чтобы указать ученику на эту ошибку. Но этого явно недостаточно для того, чтобы объяснить суть ошибки. Здесь требуется владение особым понятийно-терминологическим аппаратом, позволяющим со знанием дела оценивать познавательные процедуры, говорить об их видах, свойствах и т. д. И поскольку такие знания аккумулирует в себе наука логика, постольку повышение собственной логической культуры и логической культуры ученика должно быть повседневной заботой каждого учителя.
Вопрос об использовании элементов логики в практике обучения физике является актуальным сегодня. Главное состоит в организации рационального учебного труда школьников и формировании самостоятельности их мышления. Важно научить учащихся работать с книгой и другими источниками знаний.
Слово «логика» происходит от греческогоlogos,что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность».
Предметомлогики являются логические формы, операции с ними и законы мышления. Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира.
Познание — процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний: 1) чувственное познание — с помощью органов чувств и приборов; 2) рациональное(ratio — разум) — познание с помощью абстрактного мышления.
В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно — без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п.
В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть. Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах — понятия, суждения, умозаключения.
Понятие — форма мышления, с помощью которой создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях.
В процессе создания понятий человеканализируетинтересующие его предметы,сравниваетих,выделяетсущественные черты, синтезирует их, абстрагируется от несущественных, обобщает мысленно предметы по этим признакам.
Суждение — форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношения между предметами, и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Например: «Все сосны являются деревьями», «Некоторые животные не являются хищниками».
Умозаключение — это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.
Логические знания и умения можно отнести к метапредметным достижениям учащихся и очень важны для удовлетворения современных требований к уровню подготовки выпускников средней школы. В школьном курсе физики можно использовать элементы логики метапредметного содержания, на основе которых можно формировать познавательные и коммуникативные УУД. К этим элементам относятся понятие и его характеристики, суждение и умозаключения. Все это реализуется в неявном виде, через задания физического содержания. Например, задания направленные на сравнение понятий с помощью диаграммы Вена (рис.1), задания на применение логических правил построения умозаключений (рис.2). Практика показала, что учащимся интересно выполнять такого рода задания. Задания такого рода оказывают положительное влияние на развитие у школьников познавательных, регулятивных и коммуникативных УД.
Рис. 1. Диаграммы Вена
Рис. 2. Задания на применение правил построения умозаключений
Литература:
- Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. — М.: Изд-во «Наука», 1991. — 411 с.
- Николаев И. В. Логика: Дедуктивная, индуктивная, диалектическая. СПб.: Возрожденная Россия, 1996. — 282 с.
- Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.