Тенденции развития законотворческой инициативы в Республике Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Ефимов, Д. Г. Тенденции развития законотворческой инициативы в Республике Башкортостан / Д. Г. Ефимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 591-594. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34755/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тенденции развития законотворческой инициативы в Республике Башкортостан

Законодательная инициатива — это право (в некоторых случаях обязанность) специально управомоченных субъектов на внесение как готового законопроекта, так и законодательного предложения в орган законодательной власти, который обязан рассмотреть внесенный законопроект (законодательное предложение) в установленном конституцией (уставом) порядке и принять по нему конкретное решение.

Началом реализации права законодательной инициативы считается регистрация внесенного законопроекта (законодательного предложения) в органе законодательной власти, окончанием — включение законопроекта (законодательного предложения) в повестку дня очередного заседания органа законодательной власти.

Взаимодействие Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации выражается, прежде всего, в форме использования последними своего права законодательной инициативы в федеральном законодательном процессе в рамках реализации статьи 104 Конституции Российской Федерации. Благодаря реализации этого права законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать влияние на развитие федерального законодательства, как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения.

Необходимо отметить, что за последние годы возросло качество и количество законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, прежде всего их законодательных органов. Этому способствует и механизм внутрипартийного взаимодействия, когда направления законопроектной работы определяются совместно партийным руководством и региональными отделениями партий. Тем не менее, по мнению С. Ш. Мурзабаевой, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, «остается значительным удельный вес отклоненных законопроектов», т. е. есть еще над чем работать и в части содержания законодательных инициатив, и в части механизма их внутрипартийного согласования [4, с. 13–15].

На сегодняшний день, Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан является одним из самых активных парламентов среди субъектов Российской Федерации по проявлениям законодательной и законотворческой инициативы.

Основным итогом деятельности республиканского парламента является создание одной из наиболее развитых систем законодательства субъектов Российской Федерации, накопление солидного опыта законотворчества и правоприменительной практики.

Законодательная процедура, осуществляемая парламентом, базировалась на большой и кропотливой работе над текстом законопроектов с учетом поступивших предложений и замечаний от граждан, общественных организаций, а также от депутатов, поддерживающих постоянную связь со своими избирателями.

Сегодня в Башкортостане действуют Конституция Республики Башкортостан, 1045 законов, 219 из которых базовые республиканские законы и 6 кодексов, позволяющих осуществить регулирование общественных отношений с учетом интересов населения и перспектив развития Республики Башкортостан. Только в прошедшем году рассмотрено и принято 152 закона и 513 постановлений.

Повышению качества законотворческой деятельности способствует поддержание республиканским парламентом законотворческих связей со всеми субъектами законодательной инициативы, выявление интересов и потребностей населения, проведение парламентских слушаний, круглых столов, направление депутатских запросов, проведение выездных заседаний постоянных комитетов, научно-практических конференций, совместных мероприятий с депутатами муниципальных образований, осуществление мониторинга за исполнением законодательства, законодательные исследования, подготовка докладов по итогам правотворческой деятельности парламента и другие формы парламентской деятельности.

Участие республиканского парламента в федеральном законодательном процессе выражается в основном в двух формах: реализации права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и представление отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения.

Активность республиканского парламента в данном направлении работы хорошо комментируют цифры.

Только в 2012 году Государственным Собранием рассмотрено и вынесено решение по 694 проектам федеральных законов, направлено 10 законодательных инициатив. Среди них: — «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за коммунальные услуги); — «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (о праве прокурора истребовать из соответствующего суда уголовное дело для разрешения вопроса о принесении надзорного представления); — «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (о предоставлении полномочий субъектам Российской Федерации и муниципальным районам по установлению нормативов отчислений от неналоговых доходов в местные бюджеты и бюджеты поселений); — «О внесении изменений в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации» (о сохранении прав на жилое помещение у бывшего члена семьи собственника); Важное место в деятельности Государственного Собрания занимает межпарламентское сотрудничество с Советом Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, с законодательными органами субъектов Российской Федерации и с зарубежными парламентариями.

Постоянными комитетами и депутатами Государственного Собрания в порядке законодательной инициативы внесено 98 законопроектов, Президентом Республики Башкортостан — 13, Правительством Республики Башкортостан — 41, Прокурором Республики Башкортостан — 2, Конституционным Судом Республики Башкортостан — 1, представительными органами местного самоуправления — 10 законопроектов.

Реализуя конституционное право законодательной инициативы, в 2014 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации парламентарии Башкортостана направили 16 законодательных инициатив о внесении изменений в федеральные законы, 4 из которых уже приняты и обрели силу федеральных законодательных актов.

Кроме того, был опробован новый порядок подготовки законодательных инициатив — направление предварительных проектов законодательных инициатив на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации. В соответствии с данным порядком нами было направлено 6 предварительных проектов законодательных инициатив.

Государственное Собрание занимает одно из ведущих мест среди законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации как по количеству законопроектов, внесенных в Государственную Думу, так и по числу законодательных инициатив, поддержанных палатами Федерального Собрания и уже приобретших статус закона.

По статистике лишь 7 % законодательных инициатив субъектов Российской Федерации воплощаются в федеральные законы. Курултай Республики Башкортостан превышает этот показатель.

В 2014 году также были приняты такие ключевые законы, имеющие особое значение для республики, как «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан», «О Главе Республики Башкортостан», «О статусе города Уфы — столицы Республики Башкортостан», «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан».

Реализованы положения Конституции республики, закрепляющие право граждан и их объединений осуществлять гражданскую законодательную инициативу.

Законом Республики Башкортостан «О гражданской законодательной инициативе в Республике Башкортостан» (внесенным Президентом республики по результатам общественного обсуждения) определен механизм вовлечения граждан в решение общегосударственных проблем.

Целью закона являются поднятие в обществе уровня правовой культуры, укрепления доверия граждан к принимаемым законодателем решениям.

Информация о работе Государственной Думы текущего созыва над законопроектами, внесенными Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан на 2015 год, данные на 13.05.15.

Внесено в текущем созыве или перешло из предыдущих созывов — 56, находится на рассмотрении в настоящий момент — 18, работа завершена — 38.

На 2015 год, Государственное Собрание — Курултай находится на 4 месте по количеству внесенных законопроектов в Государственную Думу:

‒ на первом месте Законодательное Собрание Санкт-Петербурга — 109 законопроектов,

‒ на втором месте — Законодательное Собрание Республики Карелия — 62 законопроекта,

‒ на третьем месте Рязанская областная Дума — 57 законопроектов.

К сожалению, остается значительным удельный вес отклоненных законопроектов. Одной из основных причин отклонения Государственной Думой законопроектов субъектов Российской Федерации можно назвать наличие нескольких инициатив по одному и тому же вопросу, в связи с чем растет количество рассматриваемых Государственной Думой законопроектов, а число реализованных региональных инициатив соответственно снижается.

Причиной отклонения законопроектов на уровне Государственной Думы является также несоответствие документа высоким требованиям с точки зрения юридической техники и соблюдения регламента рассмотрения законопроектов.

Кроме того, часто при рассмотрении законодательных инициатив субъектов Федерации депутаты Государственной Думы сталкиваются с такими явлениями, как замечания со стороны Правительства Российской Федерации, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и других структур.

В таком случае инициатива субъекта Федерации отклоняется, при этом сама инициатива реализуется с учетом замечаний. Так, например, было с законопроектом «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации по вопросам усыновления, опеки и попечительства» (об ограничении круга лиц, имеющих право быть усыновителями, опекунами и попечителями), предложенным Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан. Законопроектом вносились положения, запрещающие быть усыновителями, опекунами и попечителями лицам, имеющим судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и преступления против семьи и несовершеннолетних, а также лицам, не имеющим постоянного места жительства.

Замечания по законопроекту со стороны Правительства Российской Федерации, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации касались только изложения текста закона в отношении лиц, которые не имеют определенного места жительства.

В своем выступлении на пленарном заседании председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей высказала слова благодарности парламенту Республики Башкортостан, назвав Государственное Собрание —

Курултай активным законодательным органом, выступающим с законодательными инициативами в области социальной политики [4, с. 1315].

Таким образом, Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан имеют постоянную структуру, перспективы для развития, происходит интеграция законотворческих сил с федеральным центром для успешной реализации принципа федерализма в Российской Федерации.

Для повышения эффективности работы Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан требуется улучшение качества и своевременность предлагаемых законопроектов, необходимы финансовые гарантии для обеспечения законодательных инициатив.

Литература:

  1. Ишмухаметов Р. Республиканский парламент: история и современность // http://ishmukhametovr.ru/7page id=79
  2. Маликов М. Конституционное законодательство РБ: состояние и перспективы развития // Ватандаш http://vatandash.ru/index.php?article=2332
  3. Толкачев К. Доклад «О состоянии законодательства Республики Башкортостан в 2014 году» // http://www.gsrb.ru/ru/press- center/news/18834/
  4. Мурзабаева С. Ш. Взаимодействие законодательных органов власти различного уровня // Государственное собрание — Курултай Республики Башкортостан -15 лет по пути становления и развития законодательной системы РБ: материалы научно-практической конференции. Уфа: Диалог, 2010.- 103 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Башкортостан, Государственная Дума, Государственное Собрание, законодательная инициатива, Курултай Республики, Федеральное Собрание, внесение изменений, законодательное предложение, законопроект.


Похожие статьи

Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан

Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия

Анализ законодательного процесса в Удмуртской Республике

Роль государственной поддержки АПК в Орловской области

Состояние и развитие малого предпринимательства в Республике Хакасии

Тенденции развития малого предпринимательства Белгородской области

Методы государственного стимулирования развития экономики Оренбургской области

Проблемы и особенности развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Проблемы внедрения энергосберегающих технологий в Республике Мордовия

Похожие статьи

Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан

Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия

Анализ законодательного процесса в Удмуртской Республике

Роль государственной поддержки АПК в Орловской области

Состояние и развитие малого предпринимательства в Республике Хакасии

Тенденции развития малого предпринимательства Белгородской области

Методы государственного стимулирования развития экономики Оренбургской области

Проблемы и особенности развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Проблемы внедрения энергосберегающих технологий в Республике Мордовия

Задать вопрос