Мухлиса Буби — просветительница татарского народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.11.2016

Статья просмотрена: 2376 раз

Библиографическое описание:

Гильмутдинова, К. Р. Мухлиса Буби — просветительница татарского народа / К. Р. Гильмутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 704-710. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34758/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена жизни и нелегкой судьбе Мухлисы Буби Габделгаллямовны — просветительницы татарского народа. Первоначальной причиной начала исследований стало установление родственных связей моей семьи и династии просветителей Иж-Буби. В процессе работы рассмотрены детали из жизни Мухлисы Буби, ее идеи о необходимости повышения уровня образования в обществе, в особенности, среди женщин, информация об учреждении новометодных мусульманских школ-медресе. Также в ходе исторических исследований были подробнее изучены материалы о сегодняшних представителях династии Буби.

Ключевые слова: роль личности в ходе истории, просветительская деятельность, уровень образования общества, положение женщины в обществе, медресе, Духовное Управление Мусульман, репрессии, династия, генеалогическое дерево

Введение

Жизнь — это движение, а история констатирует динамику и развитие этого движения. Историю создают в первую очередь люди, которые не стоят на месте, желают что-либо поменять, тем самым сделать шаг навстречу совершенствования всего того, что находится вокруг. Часто ли нам встречаются люди с широкой, чистой душой, трепетно переживающие за судьбу своего народа? Люди с такой сильной волей и крепким стержнем внутри, что никакая преграда не сломает их на пути осуществления своих идей во благо общества? А ведь именно эти люди, борцы за справедливость и счастливое будущее общества, сыгравшие немаловажную роль в истории, и являются теми, чьи имена никогда не забудутся и будут жить вечно.

Обратимся к истории Российской империи. Уже с начала XIX века одной из нарастающих социальных проблем стал женский вопрос, заключающийся в зависимости и неполноправии женщины в обществе. Общество развивалось, и было неприемлемым оставлять этот вопрос открытым. Одной из самых ярких представителей защиты прав женщины, в частности, в татарском обществе начала XX века являлась Мухлиса Буби Габделгаллямовна.

Это имя никак не могло остаться без моего внимания. Почему же именно она? После исследований и сбора информации в семейном архиве и из других источников, наблюдая, как интересно и неожиданно переплетаются судьбы людей, наша семья выяснила, что представительница династии просветителей татарского народа, берущих свое начало в деревне Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Республики Татарстан) является моей дальней бабушкой (если быть точнее, прабабушкой моей бабушки).

Моя бабушка, Райса Ниязовна Карамова (Бигашева) работала 15 лет учителем, 9 лет завучем и 11 лет директором восьмилетней школы деревни Нижний Арбаш Кукморского района ТАССР, отличник народного просвещения. Несмотря на то, что она преподавала уроки математики, Райса Ниязовна интересовалась татарской литературой, занималась самообразованием и много читала. При изучении очередных статей на историческую тему, а именно, статья об общественной деятельнице Мухлисе Буби, она обнаружила, что ее приемная дочь Нажия была родной бабушки моей бабушки! Узнав это, она начала интересоваться и изучать семейные архивы. Много статей и фотографий мы нашли, повстречались с разными людьми, съездили в разные места, прежде чем узнать о своих предках и объединить всю эту информацию в единое целое.

Так чем же особенно привлекательна судьба этой известной исторической личности Мухлисы Буби?

Жизнь и деятельность Мухлисы Буби

Мухлиса Буби — первая в мире ислама и единственная в татарской истории женщина-казыя (шариатская судья). Основной идеей ее деятельности являлось направление женщин по пути просвещения, отстаивание их прав и, следовательно, совершенствование современного общества. Всмотримся в фотографию — на ней изображены члены Духовного Управления Мусульман (Уфа,1926г). Среди всех этих мусульманских духовных лиц выделяется лишь одна женщина — это и есть Мухлиса Буби. Как она смогла добиться такого положения и где находятся истоки этой душевной чистоты и мудрости, позволившие ей изменить ход истории? Как говорили великие, все наше будущее в нашем прошлом. И поэтому, для получения ответа на этот вопрос, обратимся к истории, чтобы выяснить, как сложилась судьба просветительницы татарского народа — Мухлисы Буби.

IMG_1819

Рис. 1. Члены Духовного Управления Мусульман (Уфа,1926 г)

Рис. 2. Мухлиса Буби Габделгаллямовна (1869–1937)

Ранние годы

Среди татарских просветителей Мухлиса Буби выделяется своей уникальной, удивительно сложной и яркой судьбой.

Выросла она в семье имама и мударриса Габделгалляма и его жены Бадрульбанат Нигматуллиных. Она была шестым ребенком в семье, но выжили лишь трое — Мухлиса Буби и ее братья Губайдулла (1866–1936) и Габдулла (1871–1922), которые также стали в последующем выдающимися педагогами.

Бадрульбанат абыстай обучалась у своего отца, имама и мударриса д.Чебенле Мензелинского уезда Уфимской губернии Иманкула сына Махмуда, а в 1857 году вышла замуж за муллу из деревни Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии Габдулгалляма Нигматуллина. В последующем супруги «начали обучать детей в Иж-Буби, один — мальчиков, другая — девочек, таким образом, освещая светом знаний и просвещения деревню» — из воспоминаний Г.Буби [2]. Родители Мухлисы Буби хорошо знали арабский, турецкий и персидский языки, побывали в Мекке. По вечерам Бадрульбанат брала уроки у своего мужа, а днем сама обучала деревенских девушек и женщин письму, чтению, а также чтению намаза и молитв из Корана. Мухлиса с раннего возраста занималась вместе с ученицами своей матери и очень рано — уже в четырехлетнем возрасте — научилась читать и даже писать. Позже Бадрульбанат абыстай обучила девочку арабскому и персидскому языку. Благодаря тому, что у ее отца была богатая домашняя библиотека, Мухлиса быстро пристрастилась к чтению. Любознательную девочку интересовали не только традиционные женские книги, но и те, которые читали отец и старший брат Мухлисы, так что они давали ответы на интересующие ее вопросы, тем самым предоставляя ей достойное образование. Брат Мухлисы Буби, Габдулла, окончив факультет философии-теологии Бейрутского университета в Ливане, возвращается в родную деревню Иж-Буби, где продолжает дело отца, взяв медресе под свой контроль. Другой брат, Губадуйла, учится в Стамбульском университете в Турции, и также, окончив его, возвращается в деревню и начинает преподавать в медресе. Нигматуллины дали своим детям достойное образование, занимались их воспитанием, обучением языкам и наукам, что, скорей всего, последовало тому, что все их дети — Габдулла, Губайдулла и Мухлиса занялись общественной деятельностью и просвещением.

Неудавшаяся личная жизнь

В 1887 году, родители выдают Мухлису Буби замуж за немолодого муллу Джаляледдина сына Ахметжана из Мензелинского уезда. Однако их брак не оказался удачным, Мухлиса не была счастлива. Она мечтала, выйдя замуж, так же, как и ее родители, заниматься обучением детей. Однако жестокий муж запрещал своей жене не только заниматься преподаванием, но даже читать книги. Жизнь Мухлисы Буби была очень тяжелой. Она берет на воспитание новорожденную дочь своей прислуги, умершей при родах — Нажию (1894–1967) (Бабушка Райсы Ниязовны), а позже у нее родилась и собственная дочь Мунджия (1895–1919). Но такая невыносимая жизнь Мухлисы не могла дальше продолжаться и братья Габдулла и Губайдулла, узнав о положении своей сестры, тайно увезли ее вместе с двумя маленькими дочерями. Старый муж не решился преследовать свою жену, но и развода не давал. Развод был оформлен официально лишь в 1917 году.

Просветительская деятельность

Всю свою последующую жизнь Мухлиса посвятила обучению и воспитанию девочек в своей родной деревне Иж-Буби. Основной целью семьи Нигматуллиных-Буби было создание образовательно-просветительской системы, что в результате привело бы к развитию грамотности и духовного развития будущего общества. Медресе Иж-Буби, которое основали Бадрульбанат и Габдельгаллям Нигматуллины, перешло в руки братьев Буби. Одним из важных проблем был вопрос об образовании и воспитании женщин, и поэтому было просто необходимо открыть и женские школы, каких до этого времени не было. Таким образом учреждается женское медресе, где Мухлиса абыстай вместе с женами своих братьев преподает и работает над повышением уровнем образования. В образовательный комплекс входили мужское медресе с восьмилетним курсом обучения с четырехлетней начальной школой при нем и так же восьмилетнее женское медресе.

Это медресе выделялось среди других татарских учебных заведений: по финансовому обеспечению стояло на первом месте, отличалось от других по внутреннему распорядку. Уникальной особенностью этого медресе стало то, что наряду с религиозными предметами там преподавались и светские предметы на родном языке, к примеру, такие, как арифметика, география, история, природоведение, рисование, чистописание, восточные языки и русский язык, а также в медресе готовили будущих учителей и учительниц для этих новометодных татарских школ. Ни в одном из других медресе не обучали светским наукам и не готовили будущих преподавательниц-женщин!

Из воспоминаний Габдуллы Буби: «Наша родная сестра Мухлиса Буби, моя жена Хуснифатима и супруга брата Насима отдавали работе в этой школе всю душу, все свои способности, жертвовали всем ради благополучия и процветания женской школы» [2]. Эти женщины по вечерам брали уроки у братьев Буби, обучали в школе детей и преодолевали невероятно тяжелые препятствия. И действительно, какую стойкость и терпение надо было иметь, чтобы содержать школу в те исторически сложные времена — времена революций и переворотов в стране. Конечно, это было тяжело преподавать в медресе для девушек — это было время, когда женщина не имела прав на образование и участие в общественной жизни. Это стало огромным шагом вперед в грамотности и культуре как российского общества в целом, так и татарского народа в частности.

Вот учебная программа медресе Иж-Буби 1895 года:

Таблица 1

Название предметов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Чтение

18

Счет до 10

4

Коран

2

6

6

6

Счет до 100

4

Чтение по-турецки

6

4

4

Письмо по-турецки

4

1

2

Учение молитв наизусть

1

Счет до 1000

6

Чтение Корана по правилам

2

Арифметика

6

География

1

2

История ислама

1

1

Кол-во часов внеделю

24

23

19

21

В 1907 году Буби получили право на прием экзаменов и выдачу свидетельства о присуждении звания учителя-мугаллима и учительницы-мугаллимы. Примечательно, что эти свидетельства являлись официальным документом, которые признавались административными органами России. Эти документы были особенно важны в то время, когда «после поражения революции в 1905–1907 годов столыпинский режим повел наступление и на татарское культурно-национальное движение» [1].

Однако прогрессивное просвещение татарского народа настораживает властей — в январе 1910 года в Санкт-Петербурге состоялось «Особое cовещание по борьбе с мусульманским влиянием в Поволжском крае», на котором обсуждался вопроос о том, что рост интереса к образованию среди татар может угрожать роcсийской государственности. В связи с этим государство считает невозможным существование татарских мектебов (школ) и медресе, в чьих программах присутсвует обучение светских наук. Начались обыски и аресты, и 30 января 1911 года в Медресе Иж-Буби прибыл жандармский ротмиcтр, мужское медресе было закрыто и все преподаватели и руководители были отправлены в Сарапульскую тюрьму. Однако, несмотря на все трудности, женская школа продолжает работать, до тех пор, когда в 1912 году,18 января вынуждают закрыть и ее, после чего жесточайшим образом все книги и учебники медресе выносят к берегу реки Иж и сжигают. «Мужская и женская школы Буби в свое время успешно работали, творили великие дела. И закрылись они не по нашей вине, а по приказу деспотического правительства», — вспоминал Г.Буби [2].

После закрытия женской школы, Мухлиса с дочерью Мунжией по приглашению Габдрахмана Ахмерова переезжает в Троицк (Оренбургская область), где начинает преподавать в средней школе для девочек, открытой им в 1910 году — дает уроки по разным наукам. С 1913 г. М. Буби преподавала вероучение в женской гимназии. В 1914 г. с помощью купцов Яушевых Мухлисе-ханум удалось открыть женское медресе и учредить женскую учительскую семинарию. Мухлиса Буби вкладывала всю себя в работу, продолжала отстаивать свои мысли и идеи о том, что на женщин ложится огромная ответственность за воспитание будущего поколения и им нужно иметь немало знаний, что подтверждает необходимость просветительского движения.

Знаменательным мероприятием 1917 года стал Всероссийски1 съезд мусульман. Съезд принимает смелые для мусульманского мира и прогрессивные для своего времени решения, касающиеся прав женщин. Для Мухлисы Буби этот съезд становится особенным. Она избирается казыей в Центральное духовное управление мусульман. Назначение судьей шариатского суда женщины — первый случай в истории ислама.

В связи с назначением Мухлиса Буби переезжает в Уфу. Параллельно с деятельностью в ЦДУМ, она работает над созданием трехступенчатой системы образования (начальное, среднее, высшее). Мухлиса Буби отвечала за разрешение семейных конфликтов, исполняла обязанности секретарши. В Уфе вместе со своим братом Губайдуллой они открывают гимназию, и всячески поддерживают идею преподавания в медресе различных светских наук. Мухлиса-ханум была переизбрана на посту казыи на всех трех Всероссийских съездах ЦДУМ в 1920, 1923, 1926 годах.

Время репрессий

К сожалению, не всех устраивало такое расширение прав женщин. Репрессии, ставшие жестокими по отношению к судьбам татарской интеллигенции, не оставили в стороне и Мухлису Буби. В первый раз с представителями органов НКВД ей пришлось встретиться 21 сентября 1930 года, когда ее допрашивали в связи с обвинением в незаконном хранении золотых монет и ценных вещей по статье 59 Уголовного кодекса. Все, что она хранила, намереваясь совершить хадж в Мекку, было конфисковано. На этот раз обошлось без ареста. Однако во второй раз не обошлось… «Бобинская является участницей контрреволюционной буржуазно–националистической организации, вскрытой в Башкирии. Она активно проводит контрреволюционную националистическую работу, осуществляя связь с контрреволюционной организацией, с иностранными разведками… Бобинская подлежит аресту и привлечению к ответственности по статье 58 пункты 2,6,10,11 Уголовного кодекса РСФСР». Сохранились отрывки из материалов допросов:

«ПОКАЗАНИЯ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА: После моего приезда в г.Троицк я работала в качестве преподавателя в школе «Даррелмугаллимат» (женская средняя школа). Я получала 40 рублей жалования с премиями, дочь моя, Мунзия Буби, также преподавала в этой школе, она получала 30 рублей месячного оклада, в этой школе учила детей городского населения г.Троицка и детей среднеазиатских народностей. Приезжали в эту школу дочери Казахстана, преимущественно алмаатинки, туркестанки, ташкентки, самаркандки и из Бухары. Вмещаемость этой школы была до 160–170 [человек]. Эта школа была построена и содержалась вдовой Яушевой Гайшей, в этой школе я со своей дочерью работала до мая месяца 1917 года. Начиная с 1911 года, получали в [тот] период на обеих 70 рублей в месяц. К этому родители детей, учащихся в этой школе, преподносили мне подарки, особенно при [...]. Среди подарков были золотые монеты и отдельные золотые вещи, которые мне дарили приезжавшие в школу родители. За период моей деятельности по воспитанию детей были случаи тоже в школе [когда] снимали часы и другие золотые предметы, передавали мне, как благодарность за воспитание детей, таким образом, были у меня накоплены те золотые монеты и золотые вещи, которые у меня отобрали при обыске 28 августа. Собирая эти ценности я имела ввиду, о чем мы договорились с моей дочерью Мунзией, [...] поехать в Мекку, совершить хадж [...]. Это видно из того, что в голодном году мы сумели эти ценности сохранить, не тратя их на свои нужды. Желание поехать в Мекку все время я имела. Так, в 1925 году, когда муфтият уехал на конгресс в Мекку, созванный Ибн Саудом, я просила также проехать с ними, заявляя откровенно, что у меня имеются свои средства, ваши, т. е. средства ЦДУМа, я не требую. Они меня отсоветовали ехать, заявив, «мы все едем, здесь никого не останется, поэтому Вам нужно остаться здесь». По этой причине я не могла поехать в Мекку, и это сбережение сохранено до сего времени.

Распоряжение советского правительства о сдаче золотых монет царской чеканки в замен советской валюты мне не было известно, если бы об этом было мне известно я бы беспрепятственно сдала.

[...] Больше показать ничего не могу, протокол мне прочитан, переведен на родной язык, и что такие [эти] записи с моих слов правильны». [5]

IMG_1837

Рис. 3. Выписка из протокола

Мухлиса Буби 30 ноября 1937 года была обвинена в участии в «контрреволюционной повстанческой националистической организации в Башкирии» и приговорена к расстрелу. 68-летняя Мухлиса-абыстай была расстреляна 23 декабря 1937 года. Вместе с ней были казнены еще шесть духовных лиц. Все они постановлением Президиума Верховного суда Башкирской АССР от 23 мая 1960 года были реабилитированы «за отсутствием состава преступления».

Такова cудьба великой женщины, которая, не смотря ни на какие преграды, всегда оставалась верной делу просвещения народа. Несмотря на то, что действительность неоднократно уничтожала их надежды, Мухлиса Буби до самого последнего момента оставалась верна своим идеалам.

Представители династии просветителей Иж-Буби

Как уже было сказано, у Мухлисы Буби было 2 дочери. К сожалению, свою родную дочь она потеряла в 1919 году в Троицке — Мунжия умерла от болезни в юности. У Мухлисы осталась ее приемная дочь Нажия которая всю свою жизнь посвятила продолжению и воплощению в жизнь идей своей матери.

Мухлиса Буби в 1910 году, когда Нажие было 16 лет, она выдает свою дочь Нажию — за Бигашева Кивама. Кивам вместе с Габдуллой и Губайдуллой был арестован (при закрытии медресе). Но позже, 29 января 1912 года всех арестованных, кроме Нигматуллиных, освобождают.

В 1912 году, когда медресе Иж-Буби закрыли, Мухлиса Буби с Мунжией уезжает в Троицк, а Нажия со своим мужем Кивамом начинают преподавать в Мордовском медресе, Кивам становится муллой. В это время Нажия ждала ребенка. В 1912 году 4 декабря рождается их первый сын Ниязи — отец моей бабушки. В 1914 году рождается дочка Аниса, а затем и сыновья Ульфат (1917) и Анас (1920). В 1926–1929 годах преподают в Узбекистане. Вскоре Кивам и Нажия Бигашевы возвращаются обратно не в ТАССР, а останавливаются в Параньгинском районе Марийской АССР. Также занимаются преподавательской деятельностью. В это время Нажия заочно поступает в филологический факультет Казанского Государственного Педагогического Института.

В 1938 году Бигашев Кивам был расстрелян за контрреволюционную деятельность. После этого Нажия начала считаться «женой врага народа».

В 1933 году Ниязи Бигашев женился на Хурлыжинан — девушке из деревни Туркаш Кукморского района. Они прожили всего лишь 9 лет вместе. У них рождается 5 детей — Райса, Рашида, Рима, Флюр и Флюра, однако Флюр и Флюра умерли еще в самом раннем детстве.

В 1941 году начинается Великая Отечественная Война и в 1942 году Ниязи добровольно уходит на фронт, а в 1943 году героически погибает под Курской дугой. После окончания Великой Отечественной Войны Нажия с двумя сыновьями уезжает в Ташкент и живет там до конца своей жизни. Каждое лето она приезжает к своей снохе Хурлыжинан и внучкам.

Старшая дочь Ниязи и Хурлыжинан Райса Бигашева училась в Мамадышском педучилище, в 1953 году его заканчивает. После окончания начинает преподавать и заочно поступает в физико-математический факультет Елабужского Государственного Педагогического Института.

Будучи студенткой и молодой учительницей, Райса общалась со своей бабушкой Нажией, когда она приезжала к ним в гости. Нажия интересовалась, нравится ли Райсе профессия учителя, интересуется ли она нашими татарскими классиками, читает ли она Тукая. На что Райса отвечала: «Занимаюсь высшей математикой, мне некогда читать Тукая». Как опытный педагог, Нажия критиковала молодую внучку: «Каким же ты будешь преподавателем, если не будешь заниматься духовным воспитанием, основываясь на наших татарских классиках!» Это стало уроком на всю жизнь для Райсы.

Райса, как и ее бабушка и прабабушка, посвятила всю свою жизнь работе в школе и очень любила свою работу. Она — отличник народного просвещения.

В 2011 году 22 сентября состоялась встреча-конференция, посвященная 230-летию основания медресе в деревне Иж-Буби, куда пригласили мою бабушку, Райсу Ниязовну. На этой конференции она познакомилась с дальними родственниками со стороны брата Мухлисы Буби.

6 марта 2014 года в Казани в музее мечети Кул-Шариф была открыта выставка, посвященная 145-летию со дня рождения Мухлисы Буби. Музей Иж-Буби привез свои стенды и экспонаты, и каждый желающий мог посмотреть их.

Мы с удовольствием посетили эту выставку всей семьей. Кроме того, там я познакомилась с Махмутовой Альтой Хазиевной — кандидатом исторических наук, доцентом, написавшей много статей и книг о Мухлисе Буби.

Любовь Бессмертная

Вдохновленный этой историей, драматург Ркаил Зайдулла написал произведение «Любовь бессмертная». Режиссер Ильгиз Зайниев поставил спектакль на сцене татарского государственного Академического театра имени Г.Камала. Премьеру этого спектакля мы посетили всей семьей. Эта история заставила задуматься всех зрителей, затронула каждого человека, и вряд ли кто-то остался равнодушным. Во время просмотра нас вдвойне переполняло чувство гордости за наших удивительных предков.

После окончания спектакля весь зал аплодировал стоя. Моя бабушка, Райса Ниязовна с двумя букетами цветов — для Мухлисы (Дании Нуруллиной) и Нажии (Миляушы Шайхутдиновой), вышла на сцену. Обняв Миляушу Шайхутдинову, она прошептала «Әбкәем.».. («Бабушка моя…»). Она словно вернулась в свое далекое прошлое… Весь зал был тронут.

Заключение

Ну, вот и история великой женщины, женщины, которая посвятила всю свою жизнь, от самых ранних лет жизни до самого последнего дыхания, просвещению и обучению. Ее идеи о том, что только получившая хорошее образование, глубоко нравственная и образованная женщина сможет правильно воспитать детей — будущее нации, живут и будут жить в обществе вечно. Несмотря на все невзгоды и горести, которые ей приготовила судьба, она гордо перенесла их — сделала все для достижения ее цели. И не только ее собственной цели, а цели всего народа! Сколько она усилий приложила для того, чтобы все девушки могли учиться! Сколько всего она сделала для обучения, воспитания не только своей и приемной дочерей, но и для всех девушек, добиваясь равноправия, без ущемления прав женщин.

C:\Users\Рамиль\камила\иж буби\презентация\IMG_3446.JPG

Рис. 5. Генеалогическое дерево «Династия Буби»

Выполнив эту работу, изучив огромное количество материала, я составила генеалогическое дерево нашей династии, что очень важно не только для меня, но и последующих поколений. Каждый человек должен оставить после себя какой-то след, совершить что-либо во благо общества. А мои предки, династия просветителей Иж-Буби, как я думаю, оставили после себя очень многое. Оставлять эту историю без внимания нельзя — каждый должен знать свое прошлое, и я надеюсь, что выполненная мною работа подтолкнет многих читателей задуматься над своим историческим прошлым и, может быть, выяснить что-либо новое и интересное как для себя, так и для общества.

Литература:

  1. Махмутова А. Х. «Пора и нам зажечь зарю свободы!» Татарское книжное издательство, 2006 г.
  2. Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им.Лобачевского (ОРРК НБЛ). № 207 т. Л.9.
  3. Мухлиса Буби — первая женщина-казыя // Исламский портал. URL: http://www.islam-portal.ru/novosti/105/3987/ (дата обращения: 25.10.2016).
  4. Мухлиса Буби, женщина и первая судья по шариату // Исламский портал. URL: http://www.islam-portal.ru/communication/stat/100/1546/ (дата обращения: 25.10.2016).
  5. Архив Министерства безопасности Башкортостана. Д.В-11650.
  6. Агрызский край: исторические страницы. — Казань: Издательство «Слово». — 2008.
  7. Исторически-документальный сборник «Бертуган Бубыйлар һәм Иж-Бубый мәдрәсәсе» Казань — Рухият, 1999
  8. Личный архив автора
Основные термины (генерируются автоматически): Мекка, моя бабушка, школа, татарский народ, эта, женская школа, женщина, жизнь, медресе, Уфа.


Ключевые слова

медресе, роль личности в ходе истории, просветительская деятельность, уровень образования общества, положение женщины в обществе, Духовное Управление Мусульман, репрессии, династия, генеалогическое дерево

Похожие статьи

Семейное право в системе религиозного законодательства мусульман и практика применения в условиях России на примере работ Абдурахмана Умерова (1867–1933)

Статья посвящена изучению особенностей становления и развития семейного права в системе религиозного законодательства мусульман и практике его применения в условиях России на примере работ Абдурахмана Умерова (1867–1933). Отдельное внимание уделено о...

История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека

С момента возникновения человеческого общества наука, являющаяся одной из передовых отраслей культуры и просвещения, прошла множество этапов развития. Одной из эпох, когда развитие науки достигло апогея, считается эпоха правления Амира Тимура и его в...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Исследования вопроса о реализации идеи деятелей Алаш в сельском хозяйстве Казахстана в настоящее время

В статье авторы пытаются определить степень реализации идеи алашевцев — национальной интеллигенции начала ХХ века в сельском хозяйстве. Это исследовательская работа показывает актуальность идеи Деятелей Алаш и в современное время. В данной статье так...

Взгляды мусульманских учёных и татарских богословов на положение мусульманской уммы и пути её развития

В статье исследуется вопрос о значении понятия «уммы» и её роли в жизни мусульман, поднимаются проблемы с которыми сталкиваются мусульмане из-за раскола, а также рассматриваются философские размышления татарских общественных и религиозных деятелей, т...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Этнокультурный туризм как фактор развития внутреннего туризма в современных реалиях

Актуальность темы исследования устанавливается первостепенной составляющей этнокультурного туризма в исследовании возникновения и стабилизации этнического понимания и неизбежностью концептуального самоосмысления его общекультурологического факта. В с...

Взгляд «снизу»: что, с точки зрения студента, следует изменить в российской системе образования

Рождение идеи, сбор материалов и их анализ для данной статьи заняли более 1 года. Данная работа в большинстве своем ориентирована на магистров, аспирантов и молодых ученых, которые планируют строить свою научную карьеру и в будущем могут стать руково...

Влияние экстремистской деятельности на внутренние политические процессы в Республике Татарстан

В данной статье автором рассматривается влияние проявлений экстремизма на территории Республики Татарстан, что предпринимали в ответ на экстремистскую деятельность республиканские власти, как менялось законодательство Татарстана в сфере противодейств...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Похожие статьи

Семейное право в системе религиозного законодательства мусульман и практика применения в условиях России на примере работ Абдурахмана Умерова (1867–1933)

Статья посвящена изучению особенностей становления и развития семейного права в системе религиозного законодательства мусульман и практике его применения в условиях России на примере работ Абдурахмана Умерова (1867–1933). Отдельное внимание уделено о...

История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека

С момента возникновения человеческого общества наука, являющаяся одной из передовых отраслей культуры и просвещения, прошла множество этапов развития. Одной из эпох, когда развитие науки достигло апогея, считается эпоха правления Амира Тимура и его в...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Исследования вопроса о реализации идеи деятелей Алаш в сельском хозяйстве Казахстана в настоящее время

В статье авторы пытаются определить степень реализации идеи алашевцев — национальной интеллигенции начала ХХ века в сельском хозяйстве. Это исследовательская работа показывает актуальность идеи Деятелей Алаш и в современное время. В данной статье так...

Взгляды мусульманских учёных и татарских богословов на положение мусульманской уммы и пути её развития

В статье исследуется вопрос о значении понятия «уммы» и её роли в жизни мусульман, поднимаются проблемы с которыми сталкиваются мусульмане из-за раскола, а также рассматриваются философские размышления татарских общественных и религиозных деятелей, т...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Этнокультурный туризм как фактор развития внутреннего туризма в современных реалиях

Актуальность темы исследования устанавливается первостепенной составляющей этнокультурного туризма в исследовании возникновения и стабилизации этнического понимания и неизбежностью концептуального самоосмысления его общекультурологического факта. В с...

Взгляд «снизу»: что, с точки зрения студента, следует изменить в российской системе образования

Рождение идеи, сбор материалов и их анализ для данной статьи заняли более 1 года. Данная работа в большинстве своем ориентирована на магистров, аспирантов и молодых ученых, которые планируют строить свою научную карьеру и в будущем могут стать руково...

Влияние экстремистской деятельности на внутренние политические процессы в Республике Татарстан

В данной статье автором рассматривается влияние проявлений экстремизма на территории Республики Татарстан, что предпринимали в ответ на экстремистскую деятельность республиканские власти, как менялось законодательство Татарстана в сфере противодейств...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Задать вопрос