Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно — факторов социально-психологических и социально-педагогических. Влияет на успешность учебной деятельности и сила мотивации, и ее структура как таковая.
Согласно закону Йеркса — Додсона, сформулированному несколько десятилетий назад, эффективность деятельности зависит от силы мотивации. Иными словами, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела. Если какие-то результаты достигнуты, а сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает падать. Итак, мотив может обладать:
- Количественными характеристиками (по принципу «сильный-слабый»).
- Качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Здесь имеется в виду отношение мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то перед нами внутренняя мотивация. Если же основной толчок к деятельности дают соображения социального престижа, зарплаты и т. д., то речь идет о внешних мотивах.
Однако недостаточно просто разделить мотивы на внутренние и внешние. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).
На протяжении последних 50 лет отечественные исследователи, говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего, подразумевали ведущую роль интеллектуального уровня личности. Безусловно, значения этого фактора нельзя недооценивать.
Высокая удовлетворенность профессией и намерение после окончания образовательной организации заниматься профессиональной деятельностью- залог успешной учебной деятельности студента.
А неудовлетворенность избранной профессии, даже при наличии способностей у студентов ведет к снижению успеваемости.
Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость студентов зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), студент добивается больших успехов.
Однако дело не только в том, что способности и мотивация находятся в диалектическом единстве и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Наши исследования, проведенные в медицинском университете подтвердили, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вуз. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.
Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. С помощью экспериментов на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до последнего курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального учебного процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30°/о) ориентируются на творческие методы обучения.
С одной стороны, перед нами — высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься профессиональной деятельностью, с другой — желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. Формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться, начиная с 1-го курса.
Нами проведено экспериментальное исследование. Результаты исследования показали, что успешность обучения студентов зависит от:
- особенностей познавательных процессов (у половины из них преобладает низкий показатель произвольного внимания (50,4 %) и у 40,0 %- низкий показатель кратковременной зрительной памяти);
- отношения студентов к учению: 63,3 % из них положительно относится к учению, 36,7 % — отрицательно;
- состояния здоровья студентов: исследование показало, что успеваемость у 50,0 % связано с хроническими заболеваниями;
- профессиональной мотивации: часть студентов (50 %) склонна к виду деятельности «человек-человек», что характерно для Башкирского медицинского колледжа. У 46,7 % выражены отрицательные внешние мотивы к своей будущей профессиональной деятельности (стремление избежать критики со стороны преподавателя или сокурсников, стремление избежать возможных наказаний или неприятностей).
Хотя 75 % студентов поступили по собственному желанию,
11 %- по желанию родителей;
9 %- решили пойти по «стопам» родителей;
5 % — поступали по инициативе друзей.
Изучение социальных, психологических, биологических особенностей, образованности и воспитанности, особенностей интеллектуального развития, воли и эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера студентов позволяет предупредить возникновение трудностей в обучении и тем самым повысить их успеваемость.
Тенденция увеличения успеваемости студентов возможна при учете не только их способностей, но и мотивационных факторов обучения.
Профессиональная мотивация, удовлетворенность профессией, положительное отношение к ней, также влияют на успеваемость студентов.