В статье представлены результаты эмпирического исследования понимания ценностной категории «профессионализм» студенческой молодежью. Определено место данной категории в системе жизненных ценностей молодежи, так же выявлены факторы формирования готовности к будущей профессиональной деятельности. Установлено смысловое содержание категории профессионализм.
Ключевые слова: профессионализм, жизненные ценности молодежи, трудовая деятельность, профессиональное самоопределение, студенческая молодежь
Поступая в высшее учебное заведение человек, выбирает свой профессиональный путь, который так или иначе трансформируется или изменяется, но продолжается на протяжении всей жизни. Область профессиональной деятельности человека — это важная составляющая жизнедеятельности человека, не редко являющаяся, в современных условиях, центральной [1].
Совершая выбор направления профессиональной подготовки, молодые люди определяют направление развития своего профессионального будущего в целом. Оценив личные профессиональные притязания, опираясь на собственное осознание содержания профессии и анализируя собственный потенциал в возможности достижения успешности в профессии, студент во многом обуславливает свою будущую карьеру и в некотором роде, вообще жизнь [2]. Вследствие этого, исследование восприятия студентами «профессионализма», а также выявление места данной категории в системе ценностей является актуальным.
Предметом исследования выступили ценностные ориентации студенческой молодежи. Объектом исследования были выбраны студенты Северного (Арктического) Федерального Университета им. М. В. Ломоносова.
В данном исследовании применялась квотная выборка. В исследовании приняли участие 100 студентов в возрасте от 18 до 24 лет и старше, из которых 67 (67 %) девушек и 33 юноши (33 %).
В качестве метода сбора информации использовалось анкетирование.
Проведенное исследование показало, что большинство респондентов не отдают первостепенной роли такой категории как «профессионализм». Респондентам было предложено проранжировать основные жизненные ценности в порядке убывания, начиная от наиболее важных, заканчивая наименее важными. В результате 73 человека из опрошенных поставили «профессионализм» на одно из последних мест (с 8 по 14 место) в системе собственных ценностных ориентаций. Лишь 25 опрошенных отдали усредненную позицию данной категории, ставя ее на 6 или 7 место, и только 2 человека поместили профессионализм на второе место в системе собственных жизненных ценностей.
Далее для выявления факторов, формирующих готовность к будущей профессиональной деятельности, респондентам было предложено ответить на вопросы: «Что повлияло на Ваш выбор специальности, по которой вы обучайтесь?». Результаты ответов на вопросы представлены на Рисунке 1.
Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор специальности студентами
Полученные данные свидетельствуют о том, что половина опрошенных респондентов довольны выбором своей специальности и в будущем хотели бы связать жизнь с выбранной ими профессией. Данная статистика говорит нам о том, что на половину опрошенных респондентов, при выборе специальности повлияла группа психологических факторов, то есть это — мотивы выбора профессии, стремление к успеху в деятельности, наличие личностных качеств, способствующих осуществлению будущей профессиональной деятельности. Однако велик процент тех студентов, которые выбрали ответ «просто надо где-то учиться», это показывает существование некого противоречия между наличием у большинства осознанного интереса к профессии и в то же время не малый процент опрошенных заявляет о своем безразличном подходе к выбору специальности.
Далее респондентам было предложено выбрать факторы, являющиеся для них решающими при устройстве на работу. Респонденты в большинстве своем отдали предпочтение такому социально-экономическому фактору как «высокая оплата труда», данный фактор выбрало 72 % опрошенных. На втором месте по значимости для респондентов стоит такой фактор как «работа является интересной» — 67 % опрошенных так же выделяют этот фактор, третье место респонденты отдали такому фактору как «наличие перспектив карьерного роста» — 52 %. Менее значимыми факторами оказались «социальная полезность» — 26 %, «престижность профессии» — 24 % и «соответствие специальности» — 24 %.
Такое распределение результатов говорит о том, что студенты в большинстве своем, при устройстве на работу, руководствуются материальной составляющей профессии, главным фактором, мотивирующим их на профессиональную деятельность, является уровень оплаты труда.
Далее респондентам было предложено выбрать те факторы, которые мотивируют их обучаться в институте, то есть то, что хотят получить студенты в процессе и по итогу своей образовательной деятельности. Наибольшее предпочтение респонденты отдали такому фактору, как «стать квалифицированным специалистом (профессионалом)» — 38 %. Далее практически на одном уровне стоят такие факторы, как «получить знания, которые пригодятся в жизни» — 25 % и «получить диплом» — 20 %, наименее популярным оказался такой фактор, как «получать в будущем высокую зарплату» — 16 %, самый минимальный процент отвечающий выбрал фактор «общаться со сверстниками» — 1 %.
Полученные данные говорят о том, что обучаясь в институте, студенты в большинстве своем нацелены на качественное обучение, для них важно при обучении развивать профессиональные навыки и умения, а так же получить необходимые знания, которые пригодились бы им в жизни.
Для выявления смыслового содержания категории «профессионализм» респондентам было предложено выделить из списка то, что они относят к профессиональным качествам. Результаты ответов представлены на Рисунке — 2.
Рис. 2. Профессиональные критерии
Полученные данные говорят о том, что студенты вкладывают в понятие профессионализм такие категории как «навыки эффективного общения» и «навыки работы в коллективе», то есть то, насколько специалист взаимодействует со своим профессиональным окружением. Наибольшая популярность выбранных категорий (70 %), позволяет судить о том, что студенты понимают профессионализм с точки зрения психологических аспектов — некое универсальное качество, заключающее в себе идеальный образ личности, способной продуктивно коммуницировать с обществом. Еще одним многозначительным критерием, по мнению респондентов, оказался «развитая профессиональная этика» (52 %). Это говорит о том, что студенты понимают профессионализм, как ответственное отношение специалиста к своим обязанностям и профессиональному долгу, а так же то, что профессионализму присущ высокий уровень нравственных норм во взаимоотношениях в трудовой деятельности. Далее средние позиции разделили такие критерии как «мотивированность и инициативность» — 48 %, «аналитические навыки» — 44 %, «гибкость и адаптируемость» — 44 %, «навыки работы с компьютером» — 39 % и «уверенность в себе» — 45 %. Примечательно то, что такому критерию как «честность» респонденты отдали свое предпочтение в наименьшей степени, это говорит о том, что в понимании студентов профессионализм не ассоциируется с какими-либо моральными признаками.
Резюмируя вышеописанное, можно сделать следующие выводы:
- «Профессионализм» как ценностная категория студенческой молодежи не занимает первостепенных позиций в иерархии жизненных ориентиров. Студенты в большинстве своем отдавали профессионализму последние места.
- При выявлении факторов, влияющих на выбор специальности обучения студентами, обнаружено противоречие, заключающееся в том, что половина респондентов довольны выбором своей специальности и в будущем хотели бы связать жизнь с выбранной ими профессией, однако не мал был процент тех, кто безразлично подошел к выбору специальности. Основными факторами, влияющими на выбор специальности, является группа психологических факторов.
- Студенты в большинстве своем, при устройстве на работу, руководствуются материальной составляющей профессии, главным фактором, мотивирующим их на профессиональную деятельность, является уровень оплаты труда.
- Однако обучаясь в институте, для студентов главным остается качественное обучение, для них важно развивать профессиональные навыки и умения, а так же получить необходимые знания, которые пригодились бы им в жизни.
- Смысловое содержание категории «профессионализм» у студентов заключается в наличии у специалиста навыков эффективного общения и навыков работы в коллективе, так же профессионал должен обладать развитой профессиональной этикой, однако, по мнению студентов, моральные качества профессионала, в наименьшей степени сопоставляются с профессиональными качествами. Для студентов «профессионализм» является больше психологическим качеством, чем инструментальным.
Литература:
- Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания / Известия Российского государственного педагогического университета. Дружилов С. А. Вып. 6: Психолого-педагогические науки. 2005. — № 5 (12) — 30–43 с.
- Тарасова Л. В. Категории «Профессионализм» и «Карьера» в сознании молодежи / Л. В. Тарасова // Теория и практика общественного развития. — 2014. № 13. — С. 60–63.