Риск-ориентированный подход к системе внутреннего контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 706 раз

Библиографическое описание:

Растегаева, Ф. С. Риск-ориентированный подход к системе внутреннего контроля / Ф. С. Растегаева, Е. Ю. Марковникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 469-471. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34828/ (дата обращения: 16.11.2024).



Понятия «внутренний контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественного бизнеса являются достаточно новыми. Можно сказать, что данные термины пришли к нам из зарубежной аудиторской практики.

Еще в 1977 году Лимская декларация руководящих принципов аудита, принятая IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ), утвердила основную задачу аудита — вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности, результативности и экономичности управления финансами… [1].

В соответствии с Международными стандартами аудита (ISA 315) под системой внутреннего контроля (internal control) понимается совокупность процессов, разработанных и осуществляемых лицами, наделенными руководящими полномочиями, руководством субъекта и прочим персоналом, с целью обеспечения разумной уверенности в достижении целей субъекта в контексте надежности финансовой отчетности, эффективности и производительности операций, соблюдения законодательства и нормативных актов [2].

Всемирно известная модель внутреннего контроля — модель COSO — рассматривает оценку рисков, как один из пяти базовых компонентов системы внутреннего контроля.

Под риском следует понимать событие, которое в будущем может оказать отрицательное влияние на деятельность компании. Риск является неотъемлемой частью любой деятельности. Задача руководства компании заключается в определении рисков и управлении ими.

В соответствии со сферами деятельности компаний современные авторы рассматривают следующие виды рисков:

– финансовые риски;

– коммерческие риски;

– производственные риски;

– экологические риски;

– политические риски;

– риски безопасности и многие другие.

Мы предлагаем рассмотреть риски, неблагоприятное влияние которых может отразиться на деятельности широкого круга компаний, независимо от сферы их деятельности.

Слияние и поглощение. Имея ряд существенных достоинств: повышение финансовой устойчивости, конкурентоспособности, возможность увеличения прибыли и т. д., процесс слияния/поглощения сопровождается серьезными рисками. В качестве основных проблем при проведении дружественных слияний/поглощений компаний, потенциально способствующих возникновению различного рода рисков, отечественные и зарубежные исследователи выделяют, в частности, следующее:

– усиление волнения сотрудников;

– отсутствие стратегии (менеджмент не имеет ни идей, ни ресурсов для последующей интеграции: особенно это характерно для поглощений в незнакомой области с целью диверсификации);

– недооценка потенциальных затрат (прежде всего, затрат на интеграцию, формирование нового имиджа, реструктуризацию системы маркетинга и сбыта и т. д.);

– осознанно необъективная оценка (сотрудники, разрабатывающие бизнес-план предстоящей сделки, заинтересованы в ее проведении и исходят из нереальных, чересчур оптимистических посылок при его составлении: редко делается расчет альтернативных сценариев);

– отсутствие должного контроля (отсутствие системы показателей, которые позволили бы оценить успешность прохождения сделки и степень достижения поставленных целей, четкого плана слияния/поглощения и последующей интеграции, с выделением подпроцессов, распределением ответственности, фиксацией целей, их квалификацией и постоянным контролем степени их достижения);

– медлительность принятия решений и размытые компетенции, культурные барьеры и, наконец, неопытность менеджеров [3].

Использование ERP систем. Данные информационные системы управления позволяют автоматизировать бизнес-процессы компании, что является несомненным их преимуществом. В то же время внедрение ERP системы обладает рядом существенных недостатков:

– недоверие руководства компании высокотехнологичным решениям, в итоге — отсутствие поддержки проекта, что в значительной степени затрудняет его реализацию;

– выбор в пользу наиболее дешевых программных продуктов на рынке — результатом может оказаться сбой и ошибки в системе, а так же ее функциональная ограниченность;

– потребность в обучении сотрудников — игнорирование данного фактора приведет к невостребованности системы, либо к использованию ограниченного объема ее возможностей;

– постоянное обновление и модернизация системы — необходимость связана с изменениями в законодательстве, требованиями рынка и т. д.;

– полное отсутствие или ограниченное тестирование системы не позволит оценить реальную пользовательскую нагрузку и приведет к дальнейшим сбоям системы.

Таким образом, использование ERP систем требует тщательной подготовки и планирования на каждом этапе внедрения.

Мошенничество. В условиях глобального финансового кризиса многие компании стремятся минимизировать затраты, в том числе, связанные и с системой внутреннего контроля. Данное обстоятельство неразрывно связано с увеличением риска мошенничества, основными факторами которого являются:

«предсказуемость» системы внутреннего контроля, причинами которой могут являться как стационарный план проверок, так и широкая осведомленность о недостатках процессов и систем компании;

высокая стоимость производимой продукции;

удаленность подразделений компании от головного офиса, что способствует ослаблению внутреннего контроля в связи со сложностями доступа к активам, преобладанием наличной формы расчетов и т. д.;

– привлечение иностранных специалистов порождает злоупотребления, связанные с завышением расходов на питание, проживание, развлечения и другие статьи расходов.

Информация о мошенничестве и коррупции способна нанести серьезный ущерб репутации компании и, как следствие, привести к уменьшению ее рыночной стоимости. Следовательно, руководство должно иметь полное представление о сопутствующих деятельности компании рисках, что позволит обеспечить эффективную работу системы противодействия мошенничеству и коррупции.

Удержание талантливых сотрудников. Таланты — это сотрудники, способные обеспечить высокий уровень развития компании. Одними из основных компетенций талантливых сотрудников являются: лидерские качества, способность к обучению, стремление к саморазвитию, математические и аналитические способности, взаимодействие с коллективом, а так же ряд профессиональных компетенций. Ни одна из компаний не застрахована от увольнения высококвалифицированных сотрудников. Грамотное управленческое решение заключается в том, чтобы своевременно просчитать риски, связанные как с содержанием ценного работника, так и с его увольнением. Необходимо учитывать, что период кризиса создает необходимые условия для карьерного роста наиболее инициативных и компетентных работников. Таким образом, возникает необходимость в создании резерва, суть которого заключается в определении критических должностей и подготовке для них преемников, обладающих требуемым потенциалом.

Таким образом, реализация рисков оказывает отрицательное влияние на деятельность компании и может привести к значительным изменениям либо полному недостижению поставленных целей.

Рассмотренные нами риски относятся к управляемым рискам, то есть руководство компании имеет возможность повлиять на вероятность возникновения и силу их воздействия.

Исходя из вышесказанного, сделаем вывод: система внутреннего контроля на современном предприятии должна содействовать реализации стратегических целей руководства, оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность и предупреждать факты мошенничества. Неоспоримым фактом является и то, что правильно построенная система внутреннего контроля предоставляет базу данных для эффективного принятия управленческих решений.

Литература:

  1. Лимская декларация. http://audit.gov.ru/pdf/declaration/Лимская декларация руководящих принципов контроля.pdf (дата обращения 29.10.2016).
  2. Мельник М. В. Анализ и контроль в коммерческой организации. М: Эксмо, 2011. 560с. (Сер. «Полный курс МВА»).
  3. Королев М. И. Устранение рисков при слияниях и поглощениях //Недвижимость и инвестиции. 2010. № 2 (43). http://dpr.ru/journal/journal_41_29.htm (дата обращения 29.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, ERP, риск, система, COSO, ISA, деятельность компании, отрицательное влияние, последующая интеграция, сотрудник.


Задать вопрос