С каждым годом жизни у ребенка появляется необходимость усваивать все большее количество информации. Овладение зрительной и слуховой памятью является одним из главных условий успешной подготовки ребенка к школе, к учебной деятельности, и к постоянным умственным нагрузкам [2]. Как мы знаем, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей высших психических функций. Но не только степень развития речи зависит от уровня развития памяти ребенка, но и уровень развития памяти зависит от степени сформированности речи.
Большинство ученых таких, как: Блонский П.П, Выготский Л.С, З. М. Жане, О. С. Истомина, Лурия А.Р, Волкова Л.С, Шаховская С.Н, Пиаже Ж, Волосовец Т.В, Леонтьев А.Н, которые занимались исследованием памяти, выделяют взаимосвязь речевых нарушений с состоянием других высших психических функций человека, в их числе с восприятием и памятью [4]. Поэтому, очень важно на ранних этапах развития ребенка выявить нарушения и начинать коррекционную работу.
В связи с этим, целью исследования является экспериментальным способом выявить особенности запоминания и воспроизведения зрительной и слуховой информации детьми с общим недоразвитием речи III уровня.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что память — является основой психической деятельности. Поэтому, тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обуславливает некоторые специфические особенности памяти, в том числе зрительной и слуховой у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Проявляется это в замедленном темпе усвоения, непрочности сохранения и неточности воспроизведения.
На основании анализа теоретической литературы был проведен эксперимент по выявлению особенностей зрительной и слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.
Исследование зрительной и слуховой памяти детей проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения — «Детский сад № 217» г. Казани. В круг исследования было включено 20 детей в возрасте 5–6 лет, из них 9 мальчиков и 11 девочек.
Экспериментальную группу (ЭГ) составили10 детей 5–6 года жизни, в личных делах которых по результатам психолого- медико- педагогической комиссии имеется заключение общее недоразвитие речи ΙΙI уровня.
Контрольную группу (КГ) составили 10 детей 5 летнего возраста, не имеющие речевых нарушений.
Исследование зрительной и слуховой памяти проводилось индивидуально в первой половине дня с помощью серий заданий по методике А. Р. Лурия «10 слов», которое направлено на изучение особенностей слуховой памяти детей и методике Р. С. Немова «Запомни рисунки», направленное на изучение особенностей зрительной памяти детей [1], [3]. Обе методики имеют свои критерии оценки.
В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения слуховой информации у детей с общим недоразвитием ΙΙI уровня по методике Лурия Р.Е мы выявили, что разные категории детей справляются с запоминанием по-разному. Все дети поняли инструкцию с первого раза. Дети с нормальным речевым развитием более внимательны, в отличии от детей с общим недоразвитием речи III уровня. Активность детей с общим недоразвитием речи III уровня и детей развивающихся в норме почти не отличается.
У детей с нормальным речевым развитием с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, дети с общим недоразвитием речи III уровня с каждой попыткой воспроизводят на одно — два слова больше, часто встречается большое количество «лишних» слов, из-за которых происходит застревание и наблюдаются замены слов.
После первого прочтения дети с нормальным развитием воспроизвели в среднем 3–5 слов, дети с ОНР III уровня по 2–3 слова. Это говорит о том, что уровень кратковременной слухо-речевой памяти у детей с нормальным речевым развитием можно сказать в 2 раза выше. Во второй и третьей пробе дети с ОНР III уровня воспроизводят примерно 4–5 слов, в то время как у детей с нормальным речевым развитием количество слов увеличивается до 6–7 слов.
В последней пробе у детей с нормальным развитием количество воспроизведенных слов держится в пределах 7–8 слов. А у детей с ОНР III уровня количество воспроизведенных слов осталось таким же как в 3 пробе.
При сравнении детей с нормальным развитием мы выявили, что память детей с ОНР III уровня обладает такими особенностями как: замедленность, непрочность и неточность воспроизведения, так же можно отметить такую особенность, как привнесение новых слов, которых не было при запоминании, замены по звучанию, а также смысловые замены. Например: вместо слова «лес» называли слово «дерево», вместо слова «окно» называли «стекло», «конь» заменяли на «лошадь», слово «мед» заменяли на «пчелы» и т. д.
Для наглядности был составлен график (рисунок 1), в котором мы вычислили среднее значение воспроизведенных слов по каждой пробе экспериментальной и контрольной группы.
Рис. 1. Сравнительная диаграмма результатов обследования слуховой памяти контрольной и экспериментальной групп
По критериям оценки данной методики мы также выявили уровень слуховой памяти детей экспериментальной и контрольной групп. Данные представлены на диаграмме (рисунок 2).
Рис. 2. Уровень развития слуховой памяти детей контрольной и экспериментальной групп
Проанализировав полученные данные детей с ОНР III уровня, мы выявили, что у 80 %(8детей) детей низкий уровень развития слухо — речевой памяти, у 20 %(2 детей) — выявлен очень низкий уровень слухо — речевой памяти. У детей с нормальным речевым развитием у 70 % выявлен низкий уровень и у 30 % выявлен средний уровень слуховой памяти.
В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения зрительной информации у детей с общим недоразвитием ΙΙI уровня по методике Немова Р. С. мы выявили, что разные категории детей справляются с запоминанием практически на одном уровне. Все дети поняли инструкцию с первого раза, все дети были очень заинтересованы заданием. Активность детей с общим недоразвитием речи III уровня и детей развивающихся в норме почти не отличалась.
После первой пробы (30 секунд) дети с нормальным речевым развитием узнали в среднем 6–8 фигур как и дети с ОНР III уровня. Это говорит о том, что уровень зрительной памяти у детей с ОНР III уровня соответствует уровню слуховой памяти детей с нормальным речевым развитием.
Во второй пробе, т. е. спустя еще 30 секунд 30 % детей с ОНР III уровня и 50 % детей с нормальным речевым развитием узнали все 9 фигур. И уже на третьей пробе все дети экспериментальной и контрольной группы узнают все фигуры.
Проанализировав полученные данные детей с ОНР III уровня, мы выявили, что у 30 %(3 детей) детей высокий уровень развития зрительной памяти, у 70 %(7 детей) — выявлен средний уровень зрительной памяти.
У детей с нормальным речевым развитием мы наблюдаем следующее, что у 50 %(5 детей) выявлен высокий уровень зрительной памяти и у другой половины 50 % детей выявлен средний уровень зрительной памяти.
При сравнении детей экспериментальной и контрольной групп, мы выявили, что зрительная память детей с ОНР III уровня практически соответствует уровню зрительной памяти детей с нормальным речевым развитием.
Для наглядности была составлена диаграмма уровней зрительной памяти экспериментальной и контрольной групп (рисунок 3).
Рис. 3 Уровень развития зрительной памяти детей контрольной и экспериментальной групп
Таким образом, в ходе нашего исследования мы выявили особенности слуховой и зрительной памяти детей с общим недоразвитием III уровня.
У дошкольников с ОНР III уровня в речи наиболее развита зрительная память, а наименее — слуховая, а она, как известно, во многом зависит от уровня развития речи. Такие дети уступают своим сверстникам с нормальным развитием речи по объему памяти и по скорости запоминания. Можно сказать, что для детей с ОНР III уровня типичен средний уровень сформированности зрительной памяти и низкий уровень слуховой памяти.
Мы выявили, что у детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны памяти: концентрация, объем и устойчивость запоминания. Так, после первого предъявления на слух дети с ОНРIII уровня точно воспроизводят лишь незначительное количество слов, при этом могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова из-за которых происходило застревание. Допущенные ошибки при воспроизведении слов дети с речевыми нарушениями обычно не замечают и не исправляют. Также у детей экспериментальной группы наблюдались смысловые замены.
Все выявленные нами особенности говорят о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию зрительной и слуховой памяти в обеих группах испытуемых для их дальнейшего успешного обучения в школе.
Литература:
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: Издательство московского университета, 1968. — 88 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
- Немов Р. С. Психология Кн.3 Психодиагностика/ Р. С. Немов. — ВЛАДОС, 2001–640 с.
- Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. Психология памяти.3-е изд. — М.: “ЧеРо”, 2002. — 816 с