В современном мире потребность в лидерах ощущается особенно остро. Это вызвано огромным разнообразием процессов, протекающих в социуме и невозможностью того же самого социума самостоятельно организовывать эти процессы. Отличительной чертой лидеров называют способность и готовность влиять на жизнь людей, брать на себя ответственность за их представление. Неизменно отмечается также владение искусством вести за собой людей, что и явилось причиной рождения понятия “лидер” (от англ. lead — вести, leader — ведущий). Обеспечивается это, помимо всего прочего, их исключительной верой в свое дело, страстью и любовью к нему.
Как правило, наибольшую известность обретают лица, получившие признание как лидеров в моменты крупнейших исторических потрясений: полководцы, революционеры, президенты. Потому неудивительно, что упоминание лидерства среди населения вызывает ассоциации с политическими лидерами. Не менее часто происходит отсылка и к руководителям крупных корпораций. Здесь наблюдается и внушительный размер взятой на себя ответственности, и влияние на судьбы людей, и мотивация работников на определенные цели. То есть политическое значение понятие немного уменьшено, хотя и не устранено вовсе — теперь наибольшее внимание сосредоточено на экономическом смысле.
Однако возможно значительное расширение этого понятия до уровня, в котором оно будет влиять на все без исключения моменты нашей жизни. Уоррен Беннис в своем определении лидерства делает следующее замечание: “Лидерство неизменно и беспрестанно влияет на качество нашей жизни, точно так же, как это делают наши родственники или кровяное давление” [2]. Это значит, что в любой сфере общественной жизни, даже самой малой, имеется место для лидера, вопрос лишь в том, тем ли человеком оно занято.
К примеру, одним из менеджеров отдела рекламы в организации назначен некий А. А. Петров. На уровне его должности работает еще более 5 человек, все такие же исполнители, как и он сам. На первых курсах университета он мечтал стать руководителем этого отдела, встречаться с клиентами, разрабатывать рекламные кампании, набрать штат способных сотрудников и обучить их всему, что знает сам. К старшим курсам этого желания поубавилось, теория маркетинга приелась. К тому же английский, обязательный для руководителя, выучить не хватало времени или желания. И оказалось, что все четыре года уходили на изучение профессии, а не овладение ею.
В иной компании давно трудится Б. Б. Смирнов — консультант по сделкам с ценными бумагами. В студенческое время он увлекался публицистикой и цифровым дизайном. На третьем курсе факультета Рынка ценных бумаг, он осознал, что мир экономики, банков и ценных бумаг — совершенно не то, что он себе представлял, поступая в университет. Однако сменить факультет он так и не решился — сказались боязнь неудач в поиске работы в творческой сфере, осуждение со стороны друзей, семьи и преподавателей, а главное — полная уверенность в том, что смена факультета либо перечеркнет все три года полученного образования, либо просто не является возможной. Потому сейчас он трудится на нелюбимой работе, ведь, по его словам, для устройства на хорошую позицию в другом месте необходимы соответствующие диплом и опыт работы.
Ясно, что ничего нового в свои профессии наши герои не привнесут. Будут ли они бороться за их развитие и величие? Вряд ли. Лидеры ли они? Определенно нет. Могли бы ими быть? Определенно да.
Считается, что именно плохие руководители приводят к распаду организаций, обществ и даже государств. Но следует признать, что даже сильнейший лидер не сможет удержать от развала, то что разрушается изнутри. Разрушается отсутствием страсти, веры в развитие, интереса к предмету. Поэтому так важно обеспечить их наличие у выпускников ВУЗов. К тому моменту, они — уже не «сырой» материал, а специалисты, более трети которых — так и не рожденные лидеры современного мира.
Рассмотрим причины этого подробнее, обращаясь к ситуациям А. А. Петрова и Б. Б. Смирнова, описанным выше (примеры представляют собой собирательные образы опрошенных за 2015–2016 годы выпускников экономического факультета федерального университета города Казань).
Сперва необходимо разобраться, что же такое мотивация. По А. А. Аксенову, человек на профессиональном пути неоднократно осуществляет «выбор». С изменением самого человека, с изменением макро- и микросоциума вопрос о выборе профессии или уточнении выбора может возникать у него в течение всей жизни [1]. А мотивы являются основными побудителями любой деятельности, в т. ч. деятельности профессионального выбора. Мотивация — это факторы, которые обуславливают проявление активности, учебной или профессиональной (цели, установки, потребности, интересы, чувство долга и др.)
Последствия отсутствия или недостатка воздействия этих факторов четко выражены примером Петрова А.А: снижение заинтересованности профессией, утрата амбиций на развитие в этой области, неразвитые лидерские качества, отсутствие веры в свои силы, довольствование малым, неразвитие творческого потенциала. Они могли бы быть предотвращены, например, введением в учебный процесс активных форм занятий и внеклассных мероприятий. Активными формами преподаватели называют такие компоненты занятий, где «увеличен удельный вес самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого студента» [3].
Формы применимых занятий и внеклассной деятельности и их влияние на потенциал студента:
‒ Уроки-конференции и издание сборника работ студентов (мотивация студентов на анализ внепрограммных источников, выявление интереса к исследовательским процессам, развитие креативности, развитие ораторского навыка, амбиций и стремления к признанию в научных и профессиональных сообществах);
‒ Научно-исследовательская деятельность в кооперации с научными руководителями, общественными организациями (знакомство с профильной деятельностью вне стен ВУЗа, перенятие опыта, поиск наиболее привлекательных для индивида аспектов своей специальности, работа над собственными проектами, которые можно будет осуществить в реальной жизни);
‒ Деловые игры, чемпионаты и конкурсы вне ВУЗа (привнесение игрового момента в учебный процесс, развитие навыков лидерства, кооперации, творческого потенциала, поддержание интереса к изучаемым предметам);
‒ Деловые игры и бизнес-кейсы в учебном процессе, ориентированные на практическое применение знаний (стимулирование заинтересованности предметом, нестандартного мышления, навыка применения теоретических знаний на практике, получение навыков, применимых в дальнейшем в своей профессиональной деятельности);
‒ Дни самостоятельности студентов, предполагающие, например, смену ролей преподавателей и студентов (развитие у студентов самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, возможность обмена опытом между учительским составом и обучающимися, стимулирование лидерства, веры в свои силы, уважения к труду и компетентности преподавательского состава);
‒ Изучение иностранного языка по желанию, но при наличии сильных мотивирующих факторов, располагающих к изучению (нацеленность студентов на глобальное развитие, расширение возможностей для профессионального самоопределения, придание уверенности на рынке труда).
Все эти факторы хоть и представляют собой способы внешнего воздействия, все же неизменно оказывают влияние на формирование также и внутренней мотивации учащегося и проявление соответствующей активности деятельности. Согласно опрошенной группе, 46 % выпускников вспомнили проведение вышеупомянутых мероприятий во время их учебы в высшем учебном заведении, из них 90 % отметили, что это позволило им определиться с желаемым профессиональным направлением, а также поддерживало интерес к учебе как таковой. 50 % опрошенных сожалели, что такие подходы не использовались преподавателями в учебном процессе. 4 % статистической группы затруднились с ответом.
Не менее важно обеспечить участие студентов в этих мероприятиях. В зависимости от образовательной программы и особенностей учебного заведения, средствами такого обеспечения могут стать поощрения, символические призы, мотивирующие лекции приходящих специалистов из общественных организаций, корпораций, постоянное информирование студентов о текущих возможностях и др.
Пример Б. Б. Смирнова отличается от разобранного нами выше тем, что проблема заключается в изначально неверном выборе профессионального пути. Как итог наблюдается полное нежелание заниматься текущей деятельностью, недовольство качеством жизни, угасание творческой составляющей личности, безраздельное внимание отдано занятиям после рабочего дня.
Среди возможных мероприятий по предотвращению этого на стадии обучения в ВУЗе можно выделить:
‒ Доступность информации. Как правило, обучающиеся недостаточно осведомлены о возможностях мобильности, предоставляемой образовательными структурами. Убедить предполагаемого Смирнова сменить специальность могло даже простое предоставление информации о том, к примеру, что в ВУЗах существует практика зачета предметов первых двух курсов при перемене факультета, так как эти дисциплины несут общеобразовательный характер и практически одинаковы, вне зависимости от направления обучения. Крайне важно удостовериться в обеспечении студентов необходимой им информацией или убедиться, что им известны структуры и службы учебного заведения, куда обучающиеся могли бы обратиться в случае возникновения у них подобных вопросов. Более того, часты случаи ненамеренной демотивации студентов преподавательским составом вследствие недостаточной информированности последнего о возможностях мобильности;
‒ Возможность реальной практики в профессиональной среде. Здесь имеется в виду получение такой возможности уже в середине обучения, например, на третьем курсе. Подобная деятельность полезна тем, что позволяет студентам получить рабочий опыт из первых рук, сразу понять, готовы и хотят ли они заниматься этим после получения степени. На данный момент возможности трудоустройства предоставляются учащимся последнего курса в рамках прохождения практики. Очевидно, что последний семестр обучения — немного позднее время для осознания непривлекательности для себя своей будущей профессии. Эффективным решением может стать введение обязательной стажировки для студентов третьих курсов в одном из партнеров учебного заведения — компании, предприятии;
‒ Формирование лидерских качеств, развитие в студентах самостоятельности, ответственности. Это призвано повлиять на принимаемые ими решения, дать понять, что их судьба, в том числе и профессия, не должны зависеть от желания окружающих людей — но только их самих;
Следующий фактор — отсутствие поддержки со стороны родственников или друзей — оказывается значительным лишь тогда, когда обучающийся изначально занимается не привлекательной для него деятельностью. Так как мнения) было выявлено наличие положительной корреляции между направленностью на дело и внутренней мотивацией, т. е. чем больше индивид заинтересован в своей деятельности, тем выше у него мотивация к ее выполнению независимо от материального вознаграждения или признания товарищей, коллег, друзей [4]. Иначе говоря, если бы Смирнову была предоставлена возможность попробовать себя в ином виде деятельности, который ему нравится, если бы он был проинформирован о возможностях мобильности, обладал начальными лидерскими навыками, то фактор поддержки окружения, скорее всего, играл бы последнюю роль в принимаемых им решениях.
Представленные примеры наглядно иллюстрируют проблемы профессионального самоопределения, связанные с недостатком мотивации и мобильности, с которыми сталкиваются учащиеся и выпускники ВУЗов. Приведенные возможные решения этих проблем крайне важно учитывать при планировании учебного процесса обучающихся, так как они призваны обеспечить наиболее полное развитие потенциала студентов. Подготовить специалистов, четко осознающих свой выбор и причины такого выбора. Подготовить поколение, способное обеспечить динамичное развитие различных сфер общественной жизни — поколение лидеров.
Литература:
- Аксенов А. А. Особенности мотивации профессионального выбора студентов-психологов // Вестник ТГУ. — 2008. — № 9. — С. 212–215.
- БеннисУ. The challenges of leadership in the modern world // American Psychologist. — 2007. — Том 62, № 1. — С. 2–5.
- Кульченко В. И. Активная жизненная позиция студентов — залог успеха будущих специалистов // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 8. — С. 26–29.
- Серякова С. Б., Малиборская И. Л. Мотивация студентов к профессиональной деятельности: ценностные ориентации // Среднее профессиональное образование. — 2013. — № 8. — С. 42–43.
- Фролова С. Л. Мотивация профессионального самообразования студентов // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 1. — С. 229–233.