Бизнес-инкубатор — трамплин для начинающего предпринимателя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.11.2016

Статья просмотрена: 361 раз

Библиографическое описание:

Солуянова, А. Ю. Бизнес-инкубатор — трамплин для начинающего предпринимателя / А. Ю. Солуянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 496-498. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34852/ (дата обращения: 17.11.2024).



В статье рассмотрен такой инструмент поддержки малого предпринимательства как бизнес-инкубатор. Описаны преимущества, предоставляемые резидентам, а также указаны существующие проблемы в сфере инкубирования бизнеса в России.

Ключевые слова: бизнес-инкубатор, предприниматель, стартап, малый бизнес, инновации, высокие технологии

Экономический рост и модернизация отраслей экономики возможны лишь при развитии высокотехнологичных отраслей. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли, поддержка отечественных производителей и содействие по продвижению продукции — всё это элементы государственной политики.

Создание бизнес-инкубаторов и технопарков является одним из наиболее эффективных механизмов развития высокотехнологичного сектора экономики.

Бизнес-инкубатор — это особая организация, предметом деятельности которой является создание наиболее благоприятных условий для стартового развития малых предприятий путём обеспечения их площадью на льготных условиях, а также предоставления дополнительных услуг на бесплатной основе.

50-е годы XX века считают временем зарождения самой идеи инкубирования бизнеса. Наиболее стремительно число бизнес-инкубаторов начало расти в период с 1985 по 1995 год.

Изначально бизнес-инкубаторы создавались как некоммерческие организации, целью которых было общее стимулирование предпринимательства, заполнение пустых площадей, а также предотвращение оттока квалифицированных ресурсов. 2000-й год стал переломным моментом в истории функционирования бизнес-инкубаторов — коммерческие БИ стали активно вытеснять некоммерческие.

В настоящее время бизнес-инкубатор можно по праву назвать одним из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития малого предпринимательства в мире. Следует подчеркнуть, что в агрессивной рыночной среде до 5 лет «доживают» только 30 % малых предприятий, а в условиях бизнес-инкубаторов — 85 % [4].

Государство признаёт эффективность деятельности рассматриваемой организации и с 2005 года бизнес-инкубаторы становятся элементами трёх широких направлений государственной политики: общая поддержка малого и среднего бизнеса, развитие высокотехнологичных отраслей экономики и развитие инновационного предпринимательства в российских вузах [1].

Обозначим практическую пользу бизнес-инкубатора для предпринимателя.

Первое преимущество состоит в том, что происходит снижение издержек фирм-резидентов по следующим направлениям:

‒ установленная законодательно налоговая ставка на прибыль в размере 20 % снижается до 13,5 %;

‒ проценты по кредиту в банке, сотрудничающем с бизнес-инкубатором, снижаются до 8–10 %;

‒ арендная плата за помещение в среднем ниже на 20–30 %, чем рыночная;

‒ аренда оборудования по более низкой цене;

‒ предоставление консультационных услуг по вопросам ведения бухгалтерского учета, налогообложения, кредитования, правовой защиты предприятия, а также услуги повышения квалификации и обучения [2].

Подводя итог относительно этого преимущества, следует отметить, что бизнес-инкубатор не предоставляет уникальных возможностей, дефицитных ресурсов или услуг, т. е. здесь можно получить всё то же самое, что и вне стен инкубатора, но по более низкой цене.

Концепция бизнес-инкубатора не предполагает долговременных договоров аренды. Как правило, договор заключают на срок не более 3-ёх лет с возможностью продления на 2 года.

Следует отметить, что площадь офисного помещения ограничивается предъявляемыми к бизнес-инкубатору требованиями. Одному арендатору может быть предоставлено не более 15 % всех нежилых помещений.

Интересной особенностью является и то, что в отношении размещения собственной инфраструктуры также существуют некоторые правила. Общая площадь учреждения не должна быть менее 900 м2, из которых лишь на 15 % могут располагаться сотрудники бизнес-инкубатора, а 85 % должны быть предоставлены для размещения предпринимателей.

Второе преимущество представляет собой возможность привлечение венчурного капитала или частного инвестора. В бизнес-инкубаторах часто состоят компании, успешно функционирующие на рынке, плюсом для резидентов здесь является возможное сотрудничество и перенимание опыта у более опытных предпринимателей. К тому же именно в инкубаторе появляется возможность найти бизнес-партнера.

В-третьих, бизнес-инкубатор способствует в получении патентов и лицензий. Кроме того, всевозможные конкурсы на гранты в области НИОКР не обходятся без участия резидентов инкубатора.

Четвёртым пунктом нужно отметить, что часто бизнес-инкубаторы оказывают рекламную поддержку, путём организации участию в выставках, конференциях, проведении презентаций и даже при создании фирменного стиля.

В современном мире общение с «правильными людьми» играет немалую роль в развитии бизнеса, бизнес-инкубаторы также способствуют в поиске и налаживании подобных связей.

Каким бы привлекательным не казалось резидентство, стать участником бизнес-инкубатора может не каждый. В различных населенных пунктах в учреждениях возможно установления определенного перечня видов бизнеса, который может претендовать на членство. Большая часть БИ в России имеют общий профиль, то есть оказывают поддержку практически всем направлениям бизнеса. В таких бизнес-инкубаторах при отборе кандидатов учитывается зрелость и качество проектов, предоставляемых к рассмотрению, а также компетентность самих предпринимателей.

В России бизнес-инкубаторы появились в момент перехода от командной экономической системы к рыночной, отставая от Запада на 30 лет. Именно относительно недавнее функционирование выделяют как одну из основных причин проблем, существующих в сфере инкубирования бизнеса.

На сегодняшний день выделяют следующие проблемы в этой сфере:

  1. Недостаточный опыт предпринимательской деятельности у сотрудников бизнес-инкубатора, оказывающих образовательные услуги. В свою очередь для резидентов важна поддержка именно опытных предпринимателей и практикующих специалистов.
  2. Непопулярность среди начинающих бизнесменов [5]. Возможной причиной непопулярности инкубирования является непонимание выгод, которые приносит резидентсво. К тому же многие бизнес-инкубаторы предъявляют существенные требования к стартапам, например, наличие чёткой идеи и готового бизнес-плана с указанием совокупных затрат и сроков окупаемости инвестиций.
  3. Отсутствие необходимых лабораторий и производственных площадей. Ввиду этого фактора бизнес-инкубатор не может в полной мере выполнять свою основную цель — повышение инновационной активности бизнеса. Это послужило причиной мнения, что бизнес-инкубатор это лишь офисные помещения, предоставляемые по льготной цене.
  4. Нехватка специалистов. Одним из ключевых факторов успешности инкубаторов является широкий спектр предоставляемых услуг, однако компетентных специалистов для их предоставления зачастую не хватает.
  5. Слабая связь с внешним миром. Лишь малая часть инкубаторов поддерживает международные контракты и осуществляет взаимодействие с зарубежными аналогами и представителями бизнес-среды.
  6. Отсутствие единой, правильно выстроенной системы ключевых показателей эффективности. На сегодняшний день развитие бизнес-инкубатора оценивают, прежде всего, по количеству резидентов и обученных по программе предпринимательства граждан. Качественные показатели при этом не учитываются [3].

Бизнес-инкубаторы занимаются решением большинства выявленных проблем, а государство в этом активно помогает. Сегодня в России действует более 300 инкубаторов и научных парков, источником финансирования которых является государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [3].

Несмотря на наличие существующих проблем в сфере инкубирования бизнеса, а также принимая во внимание все предоставляемые преимущества, бизнес-инкубаторы вне всякого сомнения можно назвать отличным трамплином для начинающего предпринимателя.

Дальнейшее развитие бизнес-инкубаторов в России может способствовать укреплению и активизации развития малого и среднего предпринимательства и его инновационной составляющей, от которой зависит конкурентоспособность не только единичного бизнеса, но и экономики страны в целом.

Литература:

  1. Магомедова Х. А., Хатуиева Х. И., Абдулазизова Э. А. Бизнес-инкубирование в России: роль и оценка современного состояния // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61322
  2. Минеева Т. В. Бизнес-инкубатор как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства // Вестник АГТУ № 2(37) — 2007. — 336 с.
  3. Панасюк Е., Архангельская О. Проблемы и решения: технопарки и бизнес-инкубаторы России. Независимое исследование РВК [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201403_Business_incubators.pdf
  4. Седаков Дмитрий Михайлович Государственное финансирование бизнес-инкубаторов в России // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 2 (21). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-finansirovanie-biznes-inkubatorov-v-rossii
  5. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smb.gov.ru/statistics/navy/report
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, сфера инкубирования бизнеса, государственная политика, малое предпринимательство, предприниматель, преимущество, сотрудник бизнес-инкубатора, услуга.


Похожие статьи

Особенности продвижения инновационных услуг

В данной статье, нами рассмотрен вопрос инновационной составляющей в сфере услуг, оговорены особенности продвижения стратапов в нематериальном секторе, приведены некоторые институты поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации ...

Акселератор и стартап-студия как толчок развитию технологического предпринимательства в России

В статье автор исследует особенности антикризисного управления в Российской Федерации.

Стартап как платформа для финансирования инновационного процесса в агропромышленном комплексе

Методы оценки инвестиционной привлекательности интернет-стартапов

В статье рассмотрено понятие интернет-стартапов, описаны наиболее распространенные методы оценки инвестиционной привлекательности интернет-компаний, обоснована невозможность использования традиционных подходов.

Анализ методов оценки венчурных проектов с целью повышения рентабельности (ROE) (на примере ГИС-технологий)

Принципы и методы расчёта инновационной привлекательности стартапа

В статье рассмотрено такое понятие как «стартап», описаны методы оценки инновационной привлекательности стартапов. Обосновано применение комбинированных методов при оценке инновационных компаний.

Продвижение предприятий малого бизнеса в социальных сетях

В статье говорится об особенностях использования социальных сетей в качестве платформы для продвижения бизнеса. Описаны базовые компоненты по продвижению бизнеса в социальных сетях.

Кластерный подход как основа инвестиционной стратегии региона

В статье оценивается кластерный подход как основа для привлечения иностран-ных инвестиций в регион. Выделяются проблемы и недостатки развития кластера в российской экономике

Новации и инновации в предпринимательской деятельности (на примере ПАО «Мегафон»)

В статье анализируются такие понятия, как: «инновационная деятельность» и «предпринимательство» и их взаимосвязь на примере деятельности ПАО «Мегафон».

Роль инноваций в банковском секторе

В рамках данной статьи рассматриваются понятия банковских инноваций. Автор определил их роль в данном секторе экономики. Также рассмотрена современная банковская бизнес-модель на примере ПАО «Сбербанк».

Похожие статьи

Особенности продвижения инновационных услуг

В данной статье, нами рассмотрен вопрос инновационной составляющей в сфере услуг, оговорены особенности продвижения стратапов в нематериальном секторе, приведены некоторые институты поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации ...

Акселератор и стартап-студия как толчок развитию технологического предпринимательства в России

В статье автор исследует особенности антикризисного управления в Российской Федерации.

Стартап как платформа для финансирования инновационного процесса в агропромышленном комплексе

Методы оценки инвестиционной привлекательности интернет-стартапов

В статье рассмотрено понятие интернет-стартапов, описаны наиболее распространенные методы оценки инвестиционной привлекательности интернет-компаний, обоснована невозможность использования традиционных подходов.

Анализ методов оценки венчурных проектов с целью повышения рентабельности (ROE) (на примере ГИС-технологий)

Принципы и методы расчёта инновационной привлекательности стартапа

В статье рассмотрено такое понятие как «стартап», описаны методы оценки инновационной привлекательности стартапов. Обосновано применение комбинированных методов при оценке инновационных компаний.

Продвижение предприятий малого бизнеса в социальных сетях

В статье говорится об особенностях использования социальных сетей в качестве платформы для продвижения бизнеса. Описаны базовые компоненты по продвижению бизнеса в социальных сетях.

Кластерный подход как основа инвестиционной стратегии региона

В статье оценивается кластерный подход как основа для привлечения иностран-ных инвестиций в регион. Выделяются проблемы и недостатки развития кластера в российской экономике

Новации и инновации в предпринимательской деятельности (на примере ПАО «Мегафон»)

В статье анализируются такие понятия, как: «инновационная деятельность» и «предпринимательство» и их взаимосвязь на примере деятельности ПАО «Мегафон».

Роль инноваций в банковском секторе

В рамках данной статьи рассматриваются понятия банковских инноваций. Автор определил их роль в данном секторе экономики. Также рассмотрена современная банковская бизнес-модель на примере ПАО «Сбербанк».

Задать вопрос