Понятие и особенности служебного контракта
Пахомова Галина Анатольевна, старший инспектор
Межмуниципальный отдел МВД России «Усть-Кутский» (Иркутская обл.)
Пахомов Эдуард Юрьевич,заместитель начальника МЭКО № 8
Экспертно-криминалистический центр Главного управления МВД России по Иркутской области
В статье исследуется нормативное определение служебного контракта. Выделены основные признаки служебного контракта. Сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования понятия и правовой природы служебного контракта.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, служебный контракт, признаки служебного контракта
С принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1], который действует и в настоящее время с соответствующими изменениями и дополнениями, в законодательстве Российской Федерации появилось понятие «служебный контракт». До вступления в силу названного Федерального закона государственно-служебные правоотношения строились на основе трудового договора.
Как отмечают исследователи, основной причиной отказа авторов Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от термина «трудовой договор» и введение понятия «служебный контракт» состоит в их желании отграничить эти понятия, подчеркнуть отличительные особенности, начиная с названия, порядка заключения и заканчивая структурой служебного контракта, которая наполнена новым содержанием [2, С. 67].
В настоящее время контракты о прохождении службы заключаются с различными категориями государственных служащих. В частности, в системе государственной службы можно выделить служебные контракты с государственными гражданскими служащими; контракты со служащими правоохранительной службы и военнослужащими. Как справедливо отмечает С. Е. Чаннов, особенность всех этих контрактов предопределяет то, что они устанавливают прямую и непосредственную связь служащего с государством [5, С. 67].
В связи с этим, важное значение приобретает исследование понятия «служебный контракт». Нормативное определение и правовое регулирование служебного контракта осуществляется главой 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Обзор положений данной главы позволяет выделить следующие ключевые вопросы, регулируемые ею: условия заключения служебного контракта; срок действия служебного контракта, особенности прохождения испытания при поступлении на гражданскую службу; условия перевода на другую должность гражданской служб; порядок временного замещения иной должности гражданской службы и отстранения от замещаемой должности; основания и порядок изменения существенных условий служебного контракта; порядок регулирования отношений, связанных с гражданской службой, в процессе реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под служебным контрактом понимается соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон, которые определяют их правовой статус как государственных служащих [1].
Можно выделить следующие признаки служебного контракта:
1) процедура заключения служебного контракта является обязательной как для представителя государственной службы как работодателя и гражданина, поступающего на государственную службу. При этом, организационно-правовая сторона заключения служебного контракта возлагается на нанимателя, он же несет ответственность за соблюдение процедуры заключения служебного контракта и его соответствие закону;
2) служебный контракт является актом применения законодательства о гражданской службе, который удостоверяет юридический факт поступления на гражданскую службу гражданина, отвечающего определенным требованиям, устанавливает определенный правовой статус государственного служащего, его полномочия, регламентирует права и обязанности представителя нанимателя (руководителя государственного органа) и гражданского служащего;
3) служебный контракт подтверждает добровольное поступление на гражданскую службу и ее последующее осуществление. Как отмечает Д. Б. Миннигулова, из данного правила есть два исключения. Первый случай — принятие на гражданскую службу выпускника высшего учебного заведения, который в соответствии со специальным договором по окончании обучения обязан пройти гражданскую службу (пункт 3 части 4 статьи 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Срок прохождения гражданской службы в данном случае устанавливается соглашением сторон. В этом случае добровольность поступления на гражданскую службу определяется моментом добровольного заключения соглашения об обучении молодого специалиста. Второй случай — перевод гражданского служащего на другую должность по служебной (производственной) необходимости, в частности для замещения временно отсутствующего гражданского служащего (статья 30 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») [3, С. 240];
4) двойственная природа служебного контракта. Не смотря на то, что служебный контракт носит властно-подчиненный характер, одновременно он является и разновидностью договорных отношений, так как стороны при заключении служебного контракта являются равноправными субъектами законодательства о гражданской службы. С другой стороны, немаловажную, определяющую роль так же играют императивы законодательства о гражданской службе;
5) посредством служебного контракта решается вопрос о преобразовании законодательных установлений о гражданской службе в «плоскость индивидуально-определенных правовых служебных прав и обязанностей (отношений)» [3, С. 240];
6) служебный контракт служит выражением конкретных прав и обязанностей гражданского служащего;
7) условия служебного контракта не могут ухудшать положение государственного служащего по сравнению с действующим законодательством о гражданской службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 4 статьи 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
8) служебный контракт регулирует не только исполнение обязанностей по конкретной должности государственной гражданской службы, но и другие немаловажные условия прохождения государственной службы.
Названные требования к содержанию служебного контракта являются достаточно сложными как по форме, так и по содержанию.
Таким образом, следует согласиться с мнением А. А. Осина, который отмечает, что «словосочетание «служебный контракт» более точно отражает природу государственно-служебных отношений как отношений власти-подчинения» и, кроме того, «как-то дисциплинирует, и в его звучании есть что-то от словосочетания «служба по контракту», применяемого до сих пор в среде военных и в правоохранительных органах» [4, С. 68]. Именно подписание служебного контракта наделяет гражданина Российской Федерации достигшего 18-ти летнего возраста, владеющего государственным языком и дипломом о высшем профессиональном образовании статусом государственного гражданского служащего.
При этом следует учитывать, что статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Статьей 349 Трудового кодекса предусматривается, что «на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Учитывая данные правовые нормы, Л. Ю. Бугров справедливо замечает, что указанные регламентации не представляют достаточных оснований к тому, чтобы не относить соответствующие служебные контракты к особому классу трудовых договоров. Распространенные в отечественной юридической литературе обратные суждения специалистов надо рассматривать только в качестве их сугубо доктринального мнения с крайне спорной аргументацией [6, С.13]. Действительно, в России уже много лет ведется дискуссия об отраслевой (в праве) идентификации служебных контрактов. Однако законодатель не делает определенных шагов в прояснении этой ситуации. В Республике Казахстан, например, этот вопрос нашел четкое законодательное решение. Так, в статье 1 Трудового кодекса Республики Казахстан приводятся легальные дефиниции понятий «гражданская служба» и «гражданский служащий», а в главе 25 указаны особенности регулирования трудовых отношений гражданских служащих.
Независимо от поворота научных дискуссий в России и будущих решений законодателя, понятие и признаки служебного контракта как правового института и института гражданской службы нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении.
Литература:
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 276-ФЗ) // СЗ РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
- Бугров Л. Ю. Трудовое право и договоры (контракты) о труде (службе) в правоохранительных органах: опыт модификации в России и за рубежом // Сборник докладов Международной научной конференции «Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества». Т.2. Красноярск. 2011 С. 9–14.
- Гарячук И. Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / И. Н. Гарячук; под ред. Л. П. Волковой. — М.: ДМК Пресс, 2010. — 160 с.
- Миннигулова Д. Б. Административно-правовое регулирование статуса государственных гражданских служащих на основе служебного контракта / Д. Б. Миннигулова // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011. — № 1 (14). — С. 240–243.
- Осин А. А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта / А. А. Осин // Трудовое право. — 2007. — № 5. — С. 63–73.
- Чаннов С. Е. Служебный контракт: за и против // Современное право. — 2009. — № 12. — С. 67–71.