В статье рассматривается арт-терапия как направление в педагогической работе, основанное на использовании изобразительных материалов с целью выражения обучаемым своего внутреннего мира. Выделены основные функции арт-терапии. Особое внимание уделяется арт-терапевтическим техникам, которые способствуют сплочению коллектива.
Ключевые слова: арт-терапия, арт-терапевтические техники, конвергентное мышление, дивергентное мышление, регулятивная функция, коммуникативно-рефлексивная функция
Арт-терапия — одно из направлений в педагогической и социальной работе, основанное на использовании изобразительных материалов с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния. Арт-терапия помогает мобилизовать творческий потенциал обучаемых, способствует коммуникации в процессе обучения иностранному языку.
В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); сказкотерапию и т. д.
Основными функциями арт-терапии являются:
- Катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний).
- Регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния).
- Коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки) [1, с. 25].
Преимущества метода арт-терапии заключаются в следующем:
- Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения.
- Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной коммуникации.
- Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие сопереживания и других положительных чувств.
- Арт-терапия развивает и усиливает внимание к чувствам.
- Данный метод усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.
Учитель иностранного языка должен соблюдать ряд условий при организации урока с элементами арт-терапии [2, с. 66]:
- Соблюдение педагогом основных принципов личностно-ориентированного обучения (признание индивидуальности каждого обучаемого и его права проявлять свои индивидуальные особенности в творчестве).
- Понимание участниками основных правил поведения на занятии (педагог поощряет любую инициативу со стороны учащихся, поддерживает атмосферу комфорта и терпимости на занятии).
- Следование основным правилам, которые выделила Е. Р. Кузьмина:
– правило самовыражения (возможность для учащихся реализовать свой творческий потенциал);
– правило успеха (творческая деятельность учащихся не является предметом оценки, поощряется активность обучаемых);
– правило уникальности (учащиеся работают не по образцу, они уникальны и неповторимы);
– правило эмоциональности (в процессе работы учащиеся делятся друг с другом своими чувствами и эмоциями);
– правило сотворчества (работая в группе, учащиеся учатся взаимодействовать между собой, решать общую для группы проблему, поддерживать друг друга).
- Возможность свободы творчества (организация полной свободы самовыражения учащихся на этапе творчества и обогащение их знаний новыми способами творческого самовыражения).
- Личное активное участие каждого учащегося в творческом процессе (необходимо мотивировать учащихся путем включения различных арт-терапевтических техник и постоянной демонстрацией новых изобразительных приемов и способов самовыражения в творчестве).
- Реализация принципа системности и непрерывности при обучении иностранному языку (учитель обеспечивает взаимосвязь занятий по тематике, а также придерживается принципа возрастающей сложности, стимулируя самостоятельность учеников).
- Создание обстановки эмоционального комфорта (учащийся должен ощущать себя уютно и комфортно, учитель при этом учитывает индивидуальные особенности учащихся).
- Параллельное введение в программу изучения заданий, развивающих конвергентное и дивергентное мышление (к заданиям конвергентного типа относятся грамматические, фонетические упражнения, ответы на вопросы по тексту; дивергентные задания развивают воображение, творческое мышление).
- Хорошая организация деятельности (четкое планирование продолжительности этапов занятия).
- Установление в группе отношений, основанных на эмпатии и взаимном доверии (учитель учит учащихся внимательно и терпимо относиться друг к другу).
Учитель может использовать следующие арт-терапевтические техники:
Упражнение 1. «Рисование в воздухе».
Движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепенно переходить в мелкие мазки, развивающие тонкую моторику пальцев. Упражнение может выполняться в парах и общем круге.
Упражнение 2. «Групповое рисование по кругу».
На листе бумаги обучаемые рисуют картинку или просто цветовые пятна, а затем передают бумагу следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах.
Упражнение 3. «Сотворение глиняного мира».
Это упражнение стимулирует творчество. Оно также исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы. Каждый член группы получает большой ком глины. Группы делятся на подгруппы по 5‒8 человек в каждой. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Участникам дается следующая инструкция.
Вы ‒ один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина ‒ сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. С закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцам выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с членами подгруппы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе упражнения у вас возникли чувства относительно «соавторов», выскажите их или выразите их в глине. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими подгруппами.
Упражнение 4. «Создание групповой фрески».
В процессе выполнения данного упражнения участники рисуют все, что они хотят, на общей картине или дорисовывают на ней что-то согласно выбранной всей группой теме. Обучаемые могут также комментировать свои рисунки.
Упражнение 5. «Рисование с партнером».
Это упражнение помогает выявить межличностные взаимоотношения и конфликты. Участники выбирают партнера. Они кладут между собой и партнером большой лист бумаги, берут каждый по нескольку цветных мелков, смотрят друг другу в глаза и затем спонтанно начинают рисовать. Если возникает желание общаться с партнером, это необходимо делать с помощью линий, форм и цветов. В конце упражнения необходимо обменяться с партнером впечатлениями о том, что происходило во время упражнения и постараться узнать что-то о своем партнере.
Помимо этого изобразительная наглядность может применяться на уроке иностранного языка для развития речевой и социокультурной составляющих коммуникативной компетенции.
Для развития продуктивных речевых умений могут быть предложены следующие задания с использованием изобразительной наглядности [3, с. 207]:
- Письменный текст-описание или устный монолог-описание с одновременным аудированием. Предлагаются изображения людей, животных, пейзажей и т. д. Цель задания: описание одного из ряда предложенных изображений с целью его отгадывания другими членами группы.
- Монолог-сравнение в устной или письменной форме. Предлагаются портреты художников/писателей разных стран и эпох; изображения разных исторических событий одного и того же периода или разных эпох. Цель задания: сравнение двух или нескольких изображений с целью нахождения сходств и различий.
- Рассказ. Используются изображения с выраженной сюжетной линией, с несколькими персонажами. Цель задания: составление рассказа с опорой на изображение.
- Мозговой штурм, монолог-убеждение. Здесь могут быть использованы любые типы изображений. Цель задания: группировка изображений по тому или иному принципу с последующим обоснованием принятого решения.
Для развития социокультурных умений могут быть предложены следующие задания с использованием изобразительной наглядности:
- Группировка изображений по историческому принципу. Здесь используются изображения достопримечательностей той или иной страны, известных людей, сказочных персонажей из разных исторических периодов развития страны.
- Группировка изображений по страноведческому принципу. Здесь используются изображения, относящиеся к разным странам и культурам.
- Комментирование художественных полотен мастеров разных стран и эпох.
Таким образом, использование элементов арт-терапии на уроке иностранного языка способствует сплочению коллектива, интенсификации работы обучаемых на уроке, создает дополнительные мотивы для изучения иностранного языка.
Литература:
- Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001. — 248 с.
- Алексеева М. Ю. Системное использование педагогом элементов арт-терапии // Среднее профессиональное образование. — 2007. — № 6. — С. 65–67.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. — М., 2008. — 272 с.