Место прокуратуры Российской Федерации в общегосударственной системе противодействия терроризму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 1092 раза

Библиографическое описание:

Магомедхабибова, М. А. Место прокуратуры Российской Федерации в общегосударственной системе противодействия терроризму / М. А. Магомедхабибова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 612-614. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34881/ (дата обращения: 18.12.2024).



В национальной системе органов государственной власти, обеспечивающих правопорядок и исполнение законов прокуратуре Российской Федерации отведена ведущая роль. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка на расширенном заседании Коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.03.2013 г. отметил, что: «…российская прокуратура как один из важнейших институтов общества и государства стремится к тому, чтобы быть органом адекватным постоянно развивающимся общественным отношениям, своевременно и оперативно реагировать на возникающие новые вызовы и угрозы…».

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 дано понятие национальной безопасности, как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. В перечень основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности входит, в том числе: деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ. Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются: усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

Также важнейшим политико-программным документом России стала утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 г. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, цели, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в России [1, 390].

В соответствии с Концепцией общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов и законностью нормативных правовых актов в соответствии со статьей 21 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму прокурор активно взаимодействует в этом направлении с органами ФСБ России, МВД России, Росфинмониторингом, судебными и иными правоохранительными органами, Национальным антитеррористическим комитетом, оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Рябцев В. П. отмечает, что «система субъектов правоприменительных органов, на которые распространяется прокурорский надзор, является важным критерием, параметром, определяющим и предмет, и пределы прокурорского надзора. Органы, не перечисленные в статье 21, например, Правительство Российской Федерации не включаются в состав органов, на которые непосредственно распространяется надзорная компетенция прокуратуры Российской Федерации» [2, 157].

В приказе Генпрокурора РФ от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» обозначены основные задачи и направления деятельности прокуроров при осуществлении надзора в данной сфере противодействия терроризму. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в России является приоритет мер предупреждения возможных террористических проявлений, в связи с чем прокуроры всех уровней обязаны систематически (не реже одного раза в полугодие) проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления ими профилактических мер, добиваясь реализации в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений анти- террористического законодательства. В ходе проверок, прежде всего, прокурорам необходимо проанализировать состояние региональной политики в области национально-этнических отношений, противодействия экстремистской и террористической деятельности, нормативно-правовое обеспечение противодействия экстремизму и терроризму, своевременность принятия и эффективность реализации соответствующих программных документов в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

Также в соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 22.10.2009 № 339 прокурору необходимо:

– на основе анализа состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства. Организовывать мероприятия по усилению безопасности мест проживания и массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, охраны объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов повышенной опасности. Принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений, в случае необходимости рассматривать вопрос о привлечении виновных к административной ответственности, направлении в суд заявлений об исполнении требования законодательства;

– уделять особое внимание надзору за исполнением требований законов, направленных на исключение фактов пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления. Обеспечить систематический мониторинг средств массовой информации, при выявлении информационных материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, безотлагательно решать вопрос о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, а также о применении иных мер прокурорского реагирования.

– обеспечить надлежащий надзор за законностью и обоснованностью принятия правоохранительными органами решений по заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях терроризма;

– проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях террористического характера, законности задержания и привлечения лиц к уголовной ответственности;

– требовать от органов предварительного следствия принятия предусмотренных законом мер по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, использования всех возможностей для установления источников финансирования преступной деятельности и пресечения их использования для совершения других преступлений;

– анализировать качество и полноту предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях данной категории, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, а также эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений различных ведомств.

– обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях террористического характера наиболее опытных и квалифицированных государственных обвинителей, и своевременное кассационное обжалование каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и иного судебного решения. Обращать особое внимание на соответствие назначенного наказания характеру и тяжести совершенного преступления.

– наладить систему сбора, накопления и обработки данных о нарушениях законодательства о противодействии терроризму. Наиболее актуальные и проблемные вопросы организации противодействия терроризму рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Разрабатывать и осуществлять согласованные действия по борьбе с проявлениями терроризма. При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

О наиболее серьезных нарушениях законности, способствующих террористической деятельности, и принятых мерах прокурорского реагирования незамедлительно информировать Генерального прокурора Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сформирована общегосударственная система противодействия терроризму, в которую входит и прокуратура Российской Федерации.

Литература:

  1. Кехлерова С. Г., Капинус О. С.. Настольная книга прокурора. — М.: Норма, 2012. — 1162 с.;
  2. Рябцев В. П. Прокурорский надзор: курс лекций. — М.: Норма, 2006. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган, терроризм, террористическая деятельность, местное самоуправление, прокурорский надзор, государственная власть, общегосударственная система противодействия, Генеральный прокурор, Национальный антитеррористический комитет.


Похожие статьи

Место социально ориентированных некоммерческих организаций в системе гражданского общества

Место прокуратуры Российской Федерации в государственно-правовом механизме (аппарате)

Координационная роль прокуратур Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере противодействия терроризму

Отечественный и зарубежный опыт профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Место и роль электронного правительства в системе государственного управления Российской Федерации

Участие органов прокуратуры РФ в правотворческой деятельности

Значение и роль прокурора в системе органов административной юрисдикции

Правовая основа деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию терроризму

Применение международного опыта при построении современной национальной платежной системы России

Совершенствование контроля и надзора в системе государственного управления РФ

Похожие статьи

Место социально ориентированных некоммерческих организаций в системе гражданского общества

Место прокуратуры Российской Федерации в государственно-правовом механизме (аппарате)

Координационная роль прокуратур Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере противодействия терроризму

Отечественный и зарубежный опыт профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Место и роль электронного правительства в системе государственного управления Российской Федерации

Участие органов прокуратуры РФ в правотворческой деятельности

Значение и роль прокурора в системе органов административной юрисдикции

Правовая основа деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию терроризму

Применение международного опыта при построении современной национальной платежной системы России

Совершенствование контроля и надзора в системе государственного управления РФ

Задать вопрос