Математическая модель асинхронного двигателя с переменными ψs – is в Simulink-Script
Емельянов Александр Александрович, доцент;
Бесклеткин Виктор Викторович, ассистент;
Коновалов Илья Дмитриевич, студент;
Антоненко Илья Александрович, студент;
Харин Вадим Сергеевич, студент;
Ченцова Екатерина Вячеславовна, студент;
Шевнин Семен Сергеевич, студент;
Федосеев Павел Витальевич, студент
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
Данная работа является продолжением статьи [1], в которой были подробно даны способы и технологии получения пространственных векторов. В работах [2] и [3] приведено множество вариантов определения электромагнитных моментов комбинацией двух переменных (ψr – is, ψs – is, ψs – ψr и т.д.).
В наших статьях за 2015 г. приведены математические модели с переменными ψr и is. В этой работе рассмотрим моделирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными ψs и is. Так как главной целью является привлечение студентов к исследовательской работе, то в соответствии с нашей традицией, выводы всех уравнений приводим без сокращений.
Векторные уравнения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором имеют следующий вид:
Переводим систему уравнений к изображениям:
|
(1) |
(2) |
|
(3) |
|
(4) |
|
(5) |
|
(6) |
Разложение векторных величин по проекциям (рис. 1):
Рис. 1. Разложение векторных величин по проекциям
Записываем уравнения по проекциям.
Уравнение (1):
где
Расписываем это уравнение по проекциям:
По оси +1:
По оси +j:
Уравнение (2):
По оси +1:
По оси +j:
Уравнение (3):
где
По оси +1:
По оси +j:
Уравнение (4):
где
По оси +1:
По оси +j:
Рассмотрим систему уравнений (1), …, (4) по оси +1:
|
(1’) |
(2’) |
|
(3’) |
|
(4’) |
Так как электромагнитный момент определяется через две переменные ψs и is, то из уравнений (1’), …, (4’) необходимо исключить переменные ψr и ir.
Из уравнения (3’) выразим irx:
Обозначим тогда:
|
(7) |
Из уравнений (3’) и (4’) определим ψrx.
Умножим уравнение (3’) на (lrσ + lm), а уравнение (4’) – на коэффициент lm. Далее вычтем из первого полученного уравнения второе:
Обозначим, в соответствии с работами [2] и [3]:
, тогда
Выразим потокосцепление ротора по оси x:
Обозначим тогда
|
(8) |
Запишем уравнения (1), …, (4) по проекциям на оси +j:
|
(1”) |
(2”) |
|
(3”) |
|
(4”) |
Из уравнения (3”) выразим iry:
|
(9) |
В уравнениях (3”) и (4”) для исключения слагаемых роторного тока по проекции iry умножим уравнение (3”) на (lrσ + lm), а уравнение (4”) – на lm:
Отсюда:
Окончательно:
|
(10) |
Аналогично, для уравнений (1’) и (2’):
По проекции (+1):
Из уравнения (1’) выразим :
|
(11) |
Для наглядности приведем (2’) по проекции x, в которое подставим найденные значения irx, ψrx и ψry:
Подставим в полученное уравнение значение из (11):
Перенесем слагаемые с переменными isx в левую часть:
В левой части вынесем за скобки :
Обозначим и :
Переменная isx определится в виде:
Структурная схема для реализации этого уравнения дана на рис. 2.
Рис. 2. Структурная схема проекции статорного тока isx на ось +1
По проекции y (+j):
Из уравнения (1”) выразим :
|
(12) |
Для наглядности приведем уравнение (2”) по проекции y, в которое подставим найденные значения iry, ψry и ψrx:
Подставим в полученное уравнение значение из (12):
Перенесем слагаемые с переменными isy в левую часть:
Вынесем в левой части ток isy и rsэ за скобки:
Переменная isy определится в виде:
Структурная схема, соответствующая этому уравнению, показана на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема проекции статорного тока isy на ось +j
Из уравнения (1’) по оси (+1) выразим ψsx:
|
(13) |
Структурная схема для этого уравнения приведена на рис. 4.
Рис. 4. Структурная схема определения ψsx
Из уравнения (1”) по оси (+j) выразим ψsy:
|
(14) |
Этому уравнению соответствует структурная схема, приведенная на рис. 5.
Рис. 5. Структурная схема определения ψsy
На рис. 6 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента (5):
Рис. 6. Математическая модель определения электромагнитного момента m
Наконец, из уравнения движения (6) выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя:
|
(15) |
Структурная схема дана на рис. 7.
Рис. 7. Математическая модель уравнения движения
Полная математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными ψs – is приведена на рис. 8.
Рис. 8. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными ψs – is
Расчет параметров производим в Script:
PN=320000; UsN=380; IsN=324; fN=50; Omega0N=104.7; OmegaN=102.83; nN=0.944; cos_phiN=0.92; zp=3; Rs=0.0178; Xs=0.118; Rr=0.0194; Xr=0.123; Xm=4.552; J=28; Ub=sqrt(2)*UsN; Ib=sqrt(2)*IsN; OmegasN=2*pi*fN; |
Omegab=OmegasN; Omegarb=Omegab/zp; Zb=Ub/Ib; Psib=Ub/Omegab; Lb=Psib/Ib; kd=1.0084; Mb=kd*PN/OmegaN; Pb=Mb*Omegarb; rs=Rs/Zb; ls=Xs/Zb; lr=Xr/Zb; lm=Xm/Zb; Tj=J*Omegarb/Mb; betaN=(Omega0N-OmegaN)/Omega0N; wN=(1-betaN); SsN=3*UsN*IsN; zetaN=SsN/Pb; |
ks=lm/(lm+ls); kr=lm/(lm+lr); lbe=(ls+lr+ls*lr*lm^(-1)); roN=0.9962; rr=roN*betaN; alphar=kr*rr/lm; le=kr*lbe; re=rs+(kr^2)*rr; Te=le/re; Tr=(lm+lr)/rr; Psi_rN=0.942; Tm=0.005; Trb=lbe*ks/rr; Tsb=lbe*kr/rs; rse=(kr*rr/ks+rs)/kr; Tse=lbe/rse; ZetaN=1.124; |
Результаты моделирования асинхронного двигателя представлены на рис. 9.
Рис. 9. Графики скорости и момента
Литература:
- Емельянов А.А., Козлов А.М., Бесклеткин В.В., Авдеев А.С., Чернов М.В., Киряков Г.А., Габзалилов Э.Ф., Фуртиков К.А., Реутов А.Я., Королев О.А. Пространственные векторы в асинхронном двигателе в относительной системе единиц // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 133-156.
- Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
- Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.