Исследовательская деятельность учащихся вобразовательном пространстве
Громов Роман Михайлович, преподаватель
Московский авиационный институт
Развитие учащегося, будущего специалиста — необходимость в современном образовательном пространстве, однако этот процесс воспитания неотделим от исследовательской деятельности. Процесс подготовки учащегося к исследовательской деятельности очень непростое и трудоемкое занятие, которое заключается в его обучении научному поиску и новым возможностям — важнейшая задача современного — действенного образования.
Решать проблемы пректно-исследовательской деятельности среди учащихся может преподаватель, который сам находится в реальном научном поиске, тогда его работа, при условии мотивированности ребенка, может увлечь студентов и школьников самостоятельно, в ходе собственных творческих исканий, заниматься данным видом деятельности.
Незаменимыми инструментами в развитии и написании исследовательских проектов, в образовательном пространстве школы, ВУЗа, колледже, выступают исследовательские методы обучения: поисковой активности может способствовать естественное любопытство детей, которые проявляют интерес к познанию мира. Повышенный интерес учеников, студентов, которые не довольствуются только лишь работой с учебной литературой, а обращаются к другим источникам — специализированной научной литературе, в настоящее время не так уж и велик, но если таковые находятся, тогда они, при помощи преподавателя, смогут ответить на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов.
Современные педагоги — практики, транслирующие социальный запрос в образовательное пространство, ставят перед собой цель получения потенциальных возможностей для работы и развития подрастающего поколения. Примером таких «целевых установок» являются педагогические технологии экспертов: С. Г. Зубановой, [4], [5] Н. В. Мартишиной, [6] Ю. В. Гераськина, [7] которые на практике выстраивают совершенно новые принципы работы со студентами — используя элементы педагогической культуры, (рисунок 1) вовлекая их в научную работу. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, требуют, в первую очередь, новаторства в обучении. В настоящее время современной образовательной среде требуются именно такие методы обучения, которые:
а) формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
б) развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
в) формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
г) приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
д) реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Экспертное сообщество и специалисты аналитических центров, занимающиеся вопросами образования, в последние годы утверждают: «если мы хотим, чтобы выпускники наших учебных заведений были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять начальному образованию детей». [1]
При условии развития среди учеников навыков научно-исследовательской работы уже в школе, в дальнейших ступеням образования они смогут самостоятельно осуществлять поиск ответов на интересующие их вопросы. Это позволит подготовить хорошую академическую базу для высшей школы, с которой будет работать намного легче и продуктивнее.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, [2] позволяет осуществлять формирование у обучающихся основы проектной деятельности.
Психологи и педагоги, в условиях профессионального стандарта рекомендуют в исследовательских проектах учитывать особенности учащихся — например психологические, так это, при умелом использовании будет способствовать формированию интеллектуального, творческого потенциала.
Исследовательская и проектная деятельность — это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, позволяющий творчески воспринимать действительность, формирующий навыки самообразования.
Эффективность проекта измеряется достижениями целей самих учащихся и формирует большую часть умений общеучебного характера: рефлексивные, поисковые (исследовательские).
Сам термин «метод проекта» — это технологии, в основе которых главное — развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Осуществление проекта может проводится не только с познавательной целью, но и воспитательной, что поможет их социальной ориентации и адаптации.
Выводом нашему исследованию служит следующее — а) элементы исследовательской деятельности позволяет преподавателям не только обучать детей, но и направлять их познавательную активность б) метод проектов организует исследовательскую, творческую, самостоятельную работу в) четко продуманная тема работы совершенствует логику научно-познавательного поиска.
Мы, изучая исследовательскую работу на школьном этапе, считаем, что данный вид деятельности позволяет локально изучать основы наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания, основанного на нравственных основах социальных ценностей. [3]
Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
Рис. 1. Педагогическая культура
Литература:
- Корытцева В. В. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как средство развития творческого потенциала на занятиях экологии. М,. — 2010.
- Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Громов Р. М. Нравственность в современной школе // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 781–782.
- Зубанова C. Г. Социальное служение волонтера: учебное пособие для самостоятельной работы студентов Института иностранных языков МАИ (Национального исследовательского университета) / С. Г. Зубанова. — Москва, 2012. — 237 с;
- Зубанова С. Г. Коммуникативная компетенция в формировании профессиональной культуры студентов гуманитарного профиля // Проблемы филологии: язык и литература. 2010. № 2. С. 109–114.
- Формирование профессионально-личностной стратегии современной студенческой молодёжи: научно-методические рекомендации / Н. В. Мартишина, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина, Е. М. Аджиева, Т. В. Ганина, Н. А. Жокина. — Рязань: Издательство «Концепция», 2015. — 64с.
- Гераськин Ю. В. Взаимоотношения Русской Православной Церкви, общества и власти в конце 1930-х — 1991 гг. (на материалах областей Центральной России), Рязань. 2008.