)
Рассматривается проблема, связанная с преодолением формально-бюрократического подхода к подготовке студенческих работ для участия в научных конференциях, стимулирования творческой деятельности студентов.
Ключевые слова: научная работа, научная конференция.
В последние годы наметилась тенденция весьма формального подхода к проведению студенческих научных конференций. С каждым годом все большее количество представленных студентами работ является лишь «выступлениями» по заданной теме. Все дело в устаревшем подходе, старой методике подготовки студенческих работ для выступления на конференции. Преподаватель сам предлагает тему выступления в рамках изучаемой дисциплины, и студент в короткий срок готовит реферат по теме.
Предполагается, что научная работа носит поисковый характер, она должна быть направлена на выявление некой проблемы, а также по возможности и на ее решение. К этому следует добавить достаточно высокий уровень самостоятельности студента в процессе выполнения работы и ее практическую направленность.
Обычное научное исследование начинается с постановки проблемы. Проблема должна быть актуальной и волновать определенные группы людей. Скажем, в современных условиях это проблемы ЖКХ или мигрантов и их социальной адаптации на территории конкретного муниципального образования. Глобальные проблемы, естественно, не под силу для исследования студенту, допустим, второго или третьего курса, а потому их и не следует выбирать. К сожалению, актуальность проблемы обосновать может всякий и без должного анализа и статистической поддержки. Но обоснование актуальности должно сопровождаться конкретными примерами, фактами из реальной действительности. Желательно, чтобы все научные доклады студента по мере его обучения вылились в конечном итоге в его дипломный проект (выпускную квалификационную работу).
Следующий важный элемент подготовки научного доклада — это поиск. Только поиск материала исследования в современных условиях заменили поиском информации по этой теме. Безусловно, наличие интернета и современных поисковых систем значительно облегчают поиск. Но научное исследование понимает под поиском материала изучение фактов, событий, материалов некоего дела и всех условий, которые являлись многочисленными факторами, воздействовавшими на происходящее событие.
Приведем в качестве примера проблему городских автомобильных парковок. Ясно, что возникают конфликты при парковке в неустановленных местах. Существует несколько взаимосвязанных аспектов исследования данной темы: нравственный (призвать к совести, осудить и т. п.), юридический (правила благоустройства города, правила дорожного движения, правила парковки, условия безопасности и т. п.), экономический (эффективность использования городских земель, штрафы, тарифы, налоги и сборы и т. п.), градостроительный (нормы парковочных мест при строительстве, архитектурные возможности и т. п.), экологическое (рекреационные зоны, озеленение и т. п.), социальный (парковки для инвалидов, семей многодетных и других социальных групп), муниципальный (порядок разрешения споров, основания эвакуации, размещение мест для разукомплектованных и старых авто и т. п.).
Каждый из данных аспектов столкнется так или иначе с вопросами собственности на землю, так как порядок парковки различен на территории, например, товарищества собственников жилья, и там, где собственником земли выступает муниципальное образование. К тому же действуют региональные особенности, законы субъекта Российской Федерации, разные традиции и нравы людей, проживающих на данной территории. Даже различные бытовые пристрастия могут оказать существенное влияние на решение этой проблемы (например, традиция сушить белье во дворе или традиционных кустарников на обочине).
Многофакторный анализ, изучение всей совокупности смежных отраслей знаний, проникновение в глубину проблемы, а не поверхностное ее описание на эмоциональном уровне, свойственное скорее журналистскому подходу, — вот основа научного доклада.
Следующий момент — оформление самого доклада, который должен содержать лишь тезисы, «выжимки» из того многообразия материала, с которым столкнулся студент во время исследования.
Наконец, подготовка к выступлению на научной конференции. Она должна включать предварительное обсуждение в группе студентов с обязательными вопросами к докладчику, сомнениями и замечаниями.
Если доклад на научной конференции удался, то наградой может быть не только традиционный диплом. Очевидно, что педагоги последних лет пытаются провести идею «портфолио» студента для будущего работодателя, где и будет отражена его активность, в том числе на научных конференциях. Не отвергая этой идеи, следует заметить, что реальную научную разработку вполне можно приравнять к курсовой работе, а само выступление на научной конференции — к защите курсовой работы.
Литература:
- Андреев Е. А. Научно-исследовательская работа студентов / Е. А. Андреев // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(28). pdf (дата обращения: 20.06.2016).
- Бармашов И. Н., Глухенко Т. М. Совершенствование организационных основ научной подготовки студентов и курсантов вузов / И. Н. Бармашов, Т. М. Глухенко // Наука, образование, инновации: Тезисы выступлений участников I Всероссийской конференции 10–12 ноября 2008 года / Сост.: А. И. Ракитов, А. Э. Анисимова, В. М. Кондратьев, М. Н. Русецкая. — М.: МГПУ, 2008. — С. 168–170.
- Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 380–383.
- URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1914/ (дата обращения: 20.06.2016)