О подготовке студенческих научных работ на конференцию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бармашов, И. Н. О подготовке студенческих научных работ на конференцию / И. Н. Бармашов, Т. М. Глухенко, В. И. Бармашов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22.2 (126.2). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/archive/126/33645/ (дата обращения: 16.11.2024).



)

Рассматривается проблема, связанная с преодолением формально-бюрократического подхода к подготовке студенческих работ для участия в научных конференциях, стимулирования творческой деятельности студентов.

Ключевые слова: научная работа, научная конференция.

В последние годы наметилась тенденция весьма формального подхода к проведению студенческих научных конференций. С каждым годом все большее количество представленных студентами работ является лишь «выступлениями» по заданной теме. Все дело в устаревшем подходе, старой методике подготовки студенческих работ для выступления на конференции. Преподаватель сам предлагает тему выступления в рамках изучаемой дисциплины, и студент в короткий срок готовит реферат по теме.

Предполагается, что научная работа носит поисковый характер, она должна быть направлена на выявление некой проблемы, а также по возможности и на ее решение. К этому следует добавить достаточно высокий уровень самостоятельности студента в процессе выполнения работы и ее практическую направленность.

Обычное научное исследование начинается с постановки проблемы. Проблема должна быть актуальной и волновать определенные группы людей. Скажем, в современных условиях это проблемы ЖКХ или мигрантов и их социальной адаптации на территории конкретного муниципального образования. Глобальные проблемы, естественно, не под силу для исследования студенту, допустим, второго или третьего курса, а потому их и не следует выбирать. К сожалению, актуальность проблемы обосновать может всякий и без должного анализа и статистической поддержки. Но обоснование актуальности должно сопровождаться конкретными примерами, фактами из реальной действительности. Желательно, чтобы все научные доклады студента по мере его обучения вылились в конечном итоге в его дипломный проект (выпускную квалификационную работу).

Следующий важный элемент подготовки научного доклада — это поиск. Только поиск материала исследования в современных условиях заменили поиском информации по этой теме. Безусловно, наличие интернета и современных поисковых систем значительно облегчают поиск. Но научное исследование понимает под поиском материала изучение фактов, событий, материалов некоего дела и всех условий, которые являлись многочисленными факторами, воздействовавшими на происходящее событие.

Приведем в качестве примера проблему городских автомобильных парковок. Ясно, что возникают конфликты при парковке в неустановленных местах. Существует несколько взаимосвязанных аспектов исследования данной темы: нравственный (призвать к совести, осудить и т. п.), юридический (правила благоустройства города, правила дорожного движения, правила парковки, условия безопасности и т. п.), экономический (эффективность использования городских земель, штрафы, тарифы, налоги и сборы и т. п.), градостроительный (нормы парковочных мест при строительстве, архитектурные возможности и т. п.), экологическое (рекреационные зоны, озеленение и т. п.), социальный (парковки для инвалидов, семей многодетных и других социальных групп), муниципальный (порядок разрешения споров, основания эвакуации, размещение мест для разукомплектованных и старых авто и т. п.).

Каждый из данных аспектов столкнется так или иначе с вопросами собственности на землю, так как порядок парковки различен на территории, например, товарищества собственников жилья, и там, где собственником земли выступает муниципальное образование. К тому же действуют региональные особенности, законы субъекта Российской Федерации, разные традиции и нравы людей, проживающих на данной территории. Даже различные бытовые пристрастия могут оказать существенное влияние на решение этой проблемы (например, традиция сушить белье во дворе или традиционных кустарников на обочине).

Многофакторный анализ, изучение всей совокупности смежных отраслей знаний, проникновение в глубину проблемы, а не поверхностное ее описание на эмоциональном уровне, свойственное скорее журналистскому подходу, — вот основа научного доклада.

Следующий момент — оформление самого доклада, который должен содержать лишь тезисы, «выжимки» из того многообразия материала, с которым столкнулся студент во время исследования.

Наконец, подготовка к выступлению на научной конференции. Она должна включать предварительное обсуждение в группе студентов с обязательными вопросами к докладчику, сомнениями и замечаниями.

Если доклад на научной конференции удался, то наградой может быть не только традиционный диплом. Очевидно, что педагоги последних лет пытаются провести идею «портфолио» студента для будущего работодателя, где и будет отражена его активность, в том числе на научных конференциях. Не отвергая этой идеи, следует заметить, что реальную научную разработку вполне можно приравнять к курсовой работе, а само выступление на научной конференции — к защите курсовой работы.

Литература:

  1. Андреев Е. А. Научно-исследовательская работа студентов / Е. А. Андреев // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(28). pdf (дата обращения: 20.06.2016).
  2. Бармашов И. Н., Глухенко Т. М. Совершенствование организационных основ научной подготовки студентов и курсантов вузов / И. Н. Бармашов, Т. М. Глухенко // Наука, образование, инновации: Тезисы выступлений участников I Всероссийской конференции 10–12 ноября 2008 года / Сост.: А. И. Ракитов, А. Э. Анисимова, В. М. Кондратьев, М. Н. Русецкая. — М.: МГПУ, 2008. — С. 168–170.
  3. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  СПб.: Реноме, 2012.  С. 380–383.
  4. URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1914/ (дата обращения: 20.06.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): научная конференция, курсовая работа, муниципальное образование, научная работа, научный доклад, поиск материала.


Ключевые слова

научная работа, научная конференция

Похожие статьи

Развитие профессиональных навыков у студентов средних специальных учебных заведений через участие в научно-исследовательской работе

В статье рассмотрены проблемные вопросы вовлечения студентов средне-специальных учебных заведений в научно-исследовательскую деятельность.

Теоретические аспекты проведения дискуссии как метода проблемного обучения японскому языку в вузе

В статье рассматриваются теоретические аспекты проведения дискуссии как метода проблемного обучения японскому языку студентов ВУЗа. Автор акцентирует внимание на том, что дискуссия как метод проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуа...

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по иностранному языку

В статье анализируется вопрос организации академической дискуссии на практическом занятии по иностранному языку. Автор рассматривает особенности формирования навыков, необходимых для проблемного обсуждения. Также в статье обобщаются типичные сложност...

Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов

В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Формирование различных видов педагогической компетентности как важное условие профессиональной подготовки специалиста

В статье рассмотрена разработка и внедрение активных методов обучения в учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Современная ситуация в подготовке высококвалифицированных спец...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

В статье рассмотрены практические методы обучения, которые используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.

Похожие статьи

Развитие профессиональных навыков у студентов средних специальных учебных заведений через участие в научно-исследовательской работе

В статье рассмотрены проблемные вопросы вовлечения студентов средне-специальных учебных заведений в научно-исследовательскую деятельность.

Теоретические аспекты проведения дискуссии как метода проблемного обучения японскому языку в вузе

В статье рассматриваются теоретические аспекты проведения дискуссии как метода проблемного обучения японскому языку студентов ВУЗа. Автор акцентирует внимание на том, что дискуссия как метод проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуа...

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по иностранному языку

В статье анализируется вопрос организации академической дискуссии на практическом занятии по иностранному языку. Автор рассматривает особенности формирования навыков, необходимых для проблемного обсуждения. Также в статье обобщаются типичные сложност...

Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов

В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Формирование различных видов педагогической компетентности как важное условие профессиональной подготовки специалиста

В статье рассмотрена разработка и внедрение активных методов обучения в учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Современная ситуация в подготовке высококвалифицированных спец...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

В статье рассмотрены практические методы обучения, которые используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.

Задать вопрос