В статье рассмотрен выбор критериев эффективности транспортного обслуживания субъектов предпринимательской деятельности. Выделены основные подходы к определению критериев эффективности.
Ключевые слова: критерии, методы, подходы, эффективность работы
Выбор критерия эффективности транспортного обслуживания субъектов предпринимательской деятельности является сложной задачей, для решения которой необходим комплексный подход. Это связано с тем, что в общем случае эффективность операций транспортно-производственного процесса характеризует степень его приспособленности выполнять поставленные задачи. Эффективность операции или процесса может быть оценена с помощью показателя или критерия эффективности, который является также целевой функцией. Если этот показатель выражает предельную меру эффекта принимаемого решения из всех альтернативных, то такой показатель принято называть критерием оптимальности. Целевая функция в оптимизационных (экстремальных) задачах представляет собой функцию, минимум или максимум которой нужно найти. [4]
Таким образом, если имеем дело с применением оптимизационных методов при решении определенных задач, то в качестве оценочного критерия служит критерий оптимальности, приводящий к частному или общему оптимуму. Если же применяется метод, не приводящий к оптимуму, то в качестве критерия оценки выступает критерий (или показатель) эффективности.
Как любая математическая модель, результат оптимизации проектных решений относительно автотранспортного обслуживания носит относительный характер и справедлив лишь применительно к выбранному критерию и введенным в задачу ограничениям ресурсов или условий протекания процесса. Сложность выбора наилучшего критерия усугубляется тем, что им предопределяется по существу компромиссность решения в пользу той или иной модели. [3]
На основании вышеизложенного напрашивается вывод, что выбор того или иного критерия эффективности или оптимальности определяется поставленной целью. Однако значимость критерия может быть неодинакова для однотипных задач, решаемых на разных уровнях.
Целесообразно рассмотреть подходы к управлению и планированию работы транспорта, в основе которых лежат методы математического программирования. Данные методы характеризуются наличием жестких формальных ограничений в области выбора факторов и их связей и допускают оптимизацию системы только по одному параметру (критерию). В период развития экономико-математических методов планирования и прогнозирования перевозочного процесса технические параметры рассматривались в качестве критериев оптимизации: минимальное среднее расстояние перевозок, минимальный нулевой пробег автотранспортных средств, минимальный порожний пробег. Использовались также такие показатели, как минимум суммарной грузоподъемности автомобилей, средний коэффициент использования грузоподъемности, минимум суммарного простоя автомобилей, минимум потребности в автомобилях. [2]
Проведенные теоретические исследования позволили выделить два основных подхода к определению критериев эффективности.
К первой группе относятся авторы, являющиеся сторонниками применения натуральных показателей в качестве критерия оптимальности (эффективности). Они обосновывают свою позицию несовершенством ценообразования, оказывающего прямое воздействие на величину стоимостных показателей, в связи с чем затраты общественно необходимого труда и эффективность фактических затрат становятся недостаточно надежными.
Ко второй группе относятся сторонники использования стоимостных показателей, которые утверждают, что измерение затрат труда количеством продукции или каким-либо другим натуральным показателем скрывает качество затраченного общественного труда, а следовательно, и действительную эффективность его для народного хозяйства. [1]
Осуществленный нами обзор критериев эффективности автотранспортного обслуживания выявил их значимость, однако для определения эффективности работы транспортной составляющей необходим комплексный подход по учету факторов, оказывающих влияние на принятие решений по оптимизации перевозок. В связи с этим унифицированных оценочных критериев недостаточно, так как рассматриваемые критерии не учитывают комплексный подход.
Исследование методологических подходов определения критериев эффективности автотранспортного обслуживания позволило систематизировать критерии и разработать авторскую методику, включающую технические и эксплуатационные составляющие, а также метод экспертных оценок. Данная методика включает комплексный охват по трем выделенным направлениям, рассматривая пробеговые, временные, трудовые и стоимостные показатели. [5]
Выделенные критерии позволяют дать оценку эффективности деятельности транспортных подразделений и могут быть использованы в качестве основы разработки организационно-экономического механизма по совершенствованию автотранспортного обслуживания субъектов предпринимательской деятельности.
Литература:
- Игнатьев А. И. Механизм устойчивого автотранспортного обслуживания сельскохозяйственного производства: Дис. канд. экон. наук. — Вологда, 2010.
- Игнатьев А. И. Механизм устойчивого автотранспортного обслуживания сельскохозяйственного производства: автореферат. — Вологда: ГНУ «Рязанский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии», 2010.
- Соловьева, И. П. Совершенствование организационно-экономического механизма автотранспортного обслуживания агропромышленного производства в регионе АПК: автореферат. — Вологда: ГУ «Рязанский научно-исследовательский и проектно-технический институт АПК Россельхозакадемии», 2006.
- Соловьева, И. П. Совершенствование организационно-экономического механизма автотранспортного обслуживания агропромышленного производства в регионе АПК: Дис. канд. экон. наук:. — Вологда, 2006.
- Чепик А., Игнатьев А. Использование экономико-математического моделирования в решении проблем транспортного обслуживания сельскохозяйственных предприятий рязанской области // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 2. С. 47–48.