В статье рассмотрена роль снабженческой деятельности в повышении рентабельности капитала крупной железнодорожной компании. Отмечается значимость конкурсных закупок в формировании логистических издержек транспортных предприятий. Актуальность поднятой проблемы обосновывается устойчивыми тенденциями роста затрат на закупки у отечественных компаний в связи с колебаниями курса валют.
Ключевые слова: логистика снабжения, конкурсные закупки, железнодорожный транспорт, логистические издержки.
С 2001 года в Российской Федерации началась реформа железнодорожной отрасли. Ее основная цель создание единой гармоничной транспортной системы и снижение затрат на перевозки [1]. Реформа предполагала развитие конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Правительство выразило свое удовлетворение ее результатами, но все еще сохраняется ряд проблем, например, рост затрат на снабжение (см. рис. 1).
Рис. 1. Динамика затрат на закупки ОАО «РЖД» [4]
При этом более 40 % договоров компании заключается не на конкурсной основе, что влияет на динамику затрат на снабжение.
Из графика видно, что актуальность проблемы повышения эффективности закупок компании продолжает возрастать, как и возможная экономия от совершенствования системы снабжения компании. С учетом того, что снижение затрат на закупки существенно влияет на рентабельность капитала (см. явление т. н. «рычага снабжения»), рост доли конкурсных закупок позволит снизить стоимость закупаемых ресурсов.
Снабженческая деятельность является одним из ключевых драйверов снижения логистических издержек компании (включающих операционные, административные издержки, средства, замороженные в запасах и логистические риски) [2]. Эффективное управление снабжением позволяет воздействовать на все четыре эти составляющие в т. ч. путем снижения себестоимости операций.
В перечень задач персонала, занимающегося снабжением, следует внедрить разработку корректив в процедуры выбора поставщика. В первую очередь, целью функционирования отдела является снижение затрат на снабжение, что достигается за счет поддержания конкуренции среди поставщиков, применения нескольких критериев выбора, повышения точности планирования, а также определения размера закупаемых партий.
Снижение доли неконкурентных закупок возможно за счет переключения на закупки у нескольких крупных поставщиков, а не у единственного поставщика, как это часто встречается в настоящее время. При внедрении изменений в закупочные процедуры необходимо внедрить и систему показателей, при помощи которой менеджеры контролируют эффективность измененных бизнес-процессов.
Для обеспечения контроллинга снабженческой деятельности можно внедрить ССП снабжения (Систему Сбалансированных Показателей). Данная система позволяет осуществлять обзор как финансовых, так и нефинансовых показателей деятельности компании. Целевые значения показателей в приведенной карте ССПС разработаны на основе бенчмаркинга (в сравнении с крупными российскими компаниями и предыдущим опытом компании).
Таблица 1
Карта ключевых показателей ССП снабжения
Перспективы |
Стратегические цели |
Показатели |
Клиенты |
Бесперебойное удовлетворение спроса |
- Доля выполненных вовремя заказов — Точность ассортимента поставки |
Финансы |
Снижение затрат на снабжение |
— Темп роста затрат на закупки |
Процессы |
Рост эффективности |
- Удельные затраты на снабжение |
Персонал |
Повышение квалификации |
- Текучесть кадров |
Рост доли конкурсных закупок на 10 % приведет к следующим изменениям: снизится себестоимость оказываемых услуг, за счет чего вырастет валовая прибыль. Рост валовой прибыли приводит к увеличению чистой прибыли, за счет чего возрастает доходность собственного капитала (ROE, ReturnonEquity) (см. табл. 2).
Повышение точности планирования закупок приведет к снижению затрат времени управленческого персонала, занимающегося размещением заказов, что создаст условия для дополнительного использования высвободившейся рабочей силы, а также сократит затраты на транспортировку МР за счет сокращения числа дополнительных поставок. Также необходимо создать условия для эффективной межфункциональной координации, о роли которой неоднократно упоминается, в т. ч. в работе [3].
С учетом масштаба компании такое изменение ROE является существенным, а меры по повышению доли конкурсных закупок — экономически целесообразным (см. табл. 2.).
Таблица 2
Изменения затрат на закупки при росте доли конкурсных закупок
Показатель |
Факт |
План |
Увеличение (+) Уменьшение (-) |
Доля закупок на конкурсной основе |
60 % |
70 % |
+10 % |
Экономия за счет конкурентных закупок |
9 % |
10,5 % |
+1,5 % |
Точность планирования закупок |
30 % |
35 % |
+5 % |
Изменение затрат за счет транспортировки |
— |
-2,5 % |
-2,5 % |
Изменение затрат на снабжение |
100 % |
96 % |
-4 % |
Чистая прибыль, млн. руб. |
318 |
418 |
+100 |
ROE (2014 г.) |
0,015 |
0,020 |
+0,005 |
Предложенные изменения в логистике ОАО «РЖД» представляют интерес для рассматриваемой компании по причине их существенного влияния на рентабельность активов. Как показал анализ деятельности компании, у нее есть дополнительный резерв повышения рентабельности капитала, что возможно путем снижения затрат на снабжение.
Литература:
1. Борисова Л. А., Федоренко А.И, Клименко В. В. Тарифная политика и проблемы развития логистического сервиса на железнодорожном транспорте // Логистика и управление цепями поставок. — 2013. — № 1. — С. 64–76.
2. Дыбская В. В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес–процессов в цепях поставок / Учебник под ред. проф. В. И. Сергеева (Полный курс МВА) — М.: Эксмо, — 2010. — 944 с.
3. Дыбская В. В. Межфункциональная координация при решении стратегических задач логистики распределения // Логистика и управление цепями поставок. — 2006. — № 5. — С.35–45.
4. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2014 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ar2014.rzd.ru/ru/.