Применение информационных технологий при преподавании технической механики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Семеренко, И. П. Применение информационных технологий при преподавании технической механики / И. П. Семеренко, Дионисиос Катритсис. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22.2 (126.2). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/126/33662/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье изложен опыт использования информационных технологий при преподавании технической механики студентам гуманитарных специальностей.

Ключевые слова:анимация, Интернет, информационные технологии, сайт.

Информационные технологии (ИТ) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информациии способы осуществления таких процессов и методов [1].

История развития информационных технологий достигла апогея после создания ПЭВМ в 1981 году [2]. Основные информационные технологии, используемые в образовании, представлены на рисунке 1 [2–4].

В традиционном процессе обучения Зайцева С. А. выделяет следующие противоречия [3]:

— активность преподавателя и пассивность ученика;

— учебная программа рассчитана на среднего обучаемого;

— отсутствие индивидуального подхода;

— информация представлена в абстрактно-логической форме;

— недостаточное внимание развитию творческих способностей обучаемых;

— строго регламентированный перечень изучаемых дисциплин;

— ограниченность во времени и т. д.

Рис.1 — Информационные технологии

Среди преимуществ информационных технологий обучения наиболее значимыми являются [2–4]:

— активная позиция обучаемого;

— переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» предмет осознанно и самостоятельно;

— информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИКТ;

— высокая эффективность усвоения знаний;

— повышение наглядности обучения;

— оптимизация процесса обучения;

— «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения;

— интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, справочники, словари) и образовательными сообществами (преподаватели, консультанты).

Особые возможности у преподавателей появились с внедрением в учебный процесс презентаций. В презентациях к занятиям по технической механике можно демонстрировать текстовые слайды, кинематические схемы, фотографии изучаемых объектов, анимации и видеоролики, что значительно повышает наглядность и доходчивость процесса обучения.

Видеоролики и анимации (3 D модели) объектов можно использовать из сети Интернет или разрабатывать преподавателям совместно с обучаемыми и инженерами-программистами училища. Использование анимации в ходе занятия позволяет наглядно показать устройство изучаемого объекта, последовательность его разборки и сборки, принцип работы и процессы, происходящие внутри деталей. В настоящее время на кафедре разработана анимация цилиндрического одноступенчатого редуктора, которая используется при изучении зубчатых передач.

Интерактивная доска позволяет, как демонстрировать презентации, так и выполнять кинематические схемы механических передач, писать формулы, выделять важную информацию в ходе практических и лабораторных занятий. При выполнении кинематических схем механических передач обеспечивается их высокое качество за счет программных функций, встроенных в интерактивную доску.

Использование лицензионных программ APMWinMachine и Columbus позволяет проводить практические занятия по проектному расчету механических передач и виртуальных лабораторных работ по сопротивлению материалов. Программа APMWinMachine позволяет проводить проектный расчет механических передач, получать кинематические схемы (чертежи) передач в электронном и распечатанном виде, а также проводить исследования влияния различных параметров на характеристики механических передач. При помощи программы Columbus можно проводить виртуальные лабораторные работы по испытанию различных материалов на растяжение, сжатие, кручение и изгиб. Применение программы Columbus позволяет снизить затраты на испытания образцов из различных материалов.

Ресурсы сети Интернет позволяют значительно повысить эффективность преподавания учебной дисциплины «Техническая механика». Интернет-ресурсы содержат текстовые документы по учебной дисциплине, фотографии, видеоролики и анимации. Основная задача преподавателя — умелое использование Интернет-ресурсов в процессе обучения курсантов технической механике, а также в методической и научной деятельности.

Компьютерные тесты по технической механике разработаны по всем разделам (модулям) дисциплины. Преподаватели проводят компьютерное тестирование обучаемых в ходе занятий в дисплейных аудиториях, а также в ходе практических и лабораторных занятий с использованием ноутбука.

Особое внимание обращаем на сайт по учебной дисциплине «Техническая механика». Сайт создан при помощи бесплатного конструктора Wix. Сайт содержит в формате pdf следующие учебно-методические материалы: тематический план; учебно-методические разработки; задания на расчетно-графические работы; образцы расчетно-графических работ; учебные пособия; лабораторный практикум и практикум по расчету механических передач. Любой курсант со своего смартфона (планшета) может зайти на сайт учебной дисциплины «Техническая механика» в часы самостоятельной работы или в личное время и подготовиться к предстоящему занятию.

Электронный дидактический комплекс, разработанный по учебной дисциплине, дублирует содержание сайта и выдается обучаемым на первой лекции.

В ВУЗе действует система электронных ресурсов, которая содержит электронные издания по учебной дисциплине «Техническая механика».

Электронный учет успеваемости курсантов введен с целью контроля успеваемости руководящим составом ВУЗа по всем дисциплинам. Электронный журнал по технической механике заполняется после практических и лабораторных занятий. Рубежный контроль знаний проводится в конце каждой темы дисциплины. В электронном журнале также выставляются оценки за каждый месяц обучения по дисциплине.

Преподаватели технической механики широко используют свою электронную почту для проведения индивидуальных консультаций обучаемых. С кураторами групп по проблемным вопросам обучения преподаватели поддерживают мобильную связь.

Локальная информационная сеть ВУЗа преподавателями используется во всех видах трудовой деятельности. Обучаемые также имеют доступ к локальной информационной сети ВУЗа из любой точки на территории ВУЗа. В локальной информационной сети размещаются руководящие документы, электронные издания и другие материалы.

Таким образом, в настоящее время для того, чтобы обеспечить потребности обучаемых в получении знаний, преподаватель должен владеть современными образовательными технологиями, а также, учитывая их развитие, постоянно совершенствовать свою информационную культуру путём самообразования, но при этом не злоупотреблять использованием данных технологий в своей практике и ко всему подходить творчески. Средства и формы медиаобразования дают преподавателю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и современных технологий. Также информационные технологии в значительной мере повышают мотивацию людей к обучению, проведению различных научно-исследовательских работ, экспериментов, созданию инновационных проектов и статей. В наш XXI век компьютеров применение информационных технологий в образовании является необходимостью, способной подготовить учащихся к жизни и работе в современном информационном пространстве. Передовой преподаватель обязан постоянно заниматься самообучением и изучением инноваций в педагогике.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Текст]. — М.: Приор, 2006.
  2. Левин, В. И. История информационных технологий [Текст] / В. И. Левин. — М.: Бином, 2007.
  3. Зайцева, С. А. Информационные технологии в образовании [Текст] / С. А. Зайцева, В. В. Иванов. — М.: Наука, 2005.
  4. Тихонов, А. Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке [Текст] / А. Н. Тихонов. — М.: ЭГРИ, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): техническая механика, учебная дисциплина, локальная информационная сеть, передача, дисциплина, занятие, интерактивная доска, преподаватель, проектный расчет, электронный журнал.


Похожие статьи

Использование информационных технологий на уроках математики

В статье рассмотрена роль информационных технологий в образовательном процессе. Выделены преимущества использования информационно-компьютерных технологий.

Использование элементов информационно-коммуникационных технологий в преподавании естественных наук

В данной статье приведен краткий обзор использования элементов информационно коммуникационных технологий в преподавании естественных наук.

Возможности информационных технологий в школьном курсе физики

В статье рассматриваются возможности применения современных информационных технологий на уроках физике. Представлены теоретические аспекты и примеры использования компьютерных средств обучения на уроках физики.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики

В данной статье рассмотрена проблема использования ИКТ при обучении физики. Проведен анализ компьютерных программ в обучении физики.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Проблемы применения современных информационных технологий в изучении грамматики английского языка в средней образовательной организации

В статье рассматривается вопрос модернизации учебного процесса при изучении грамматики английского языка. Автор приводит методику использования современных информационных технологий для решения задач английской грамматики. Актуальность выбранной темы...

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся

В статье рассматриваются вопросы использования учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию на уроках информатики.

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Похожие статьи

Использование информационных технологий на уроках математики

В статье рассмотрена роль информационных технологий в образовательном процессе. Выделены преимущества использования информационно-компьютерных технологий.

Использование элементов информационно-коммуникационных технологий в преподавании естественных наук

В данной статье приведен краткий обзор использования элементов информационно коммуникационных технологий в преподавании естественных наук.

Возможности информационных технологий в школьном курсе физики

В статье рассматриваются возможности применения современных информационных технологий на уроках физике. Представлены теоретические аспекты и примеры использования компьютерных средств обучения на уроках физики.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики

В данной статье рассмотрена проблема использования ИКТ при обучении физики. Проведен анализ компьютерных программ в обучении физики.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Проблемы применения современных информационных технологий в изучении грамматики английского языка в средней образовательной организации

В статье рассматривается вопрос модернизации учебного процесса при изучении грамматики английского языка. Автор приводит методику использования современных информационных технологий для решения задач английской грамматики. Актуальность выбранной темы...

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся

В статье рассматриваются вопросы использования учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию на уроках информатики.

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Задать вопрос