На рубеже60–70 годовXX века в развитых странах становится очевидным, что именно информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Начавшиеся попытки осмыслить данное влияние привели к созданию концепции информационного общества. В таком обществе главной ценностью становится информация; все процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными). Такое общество обычно рассматривается как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, как новая фаза общественного развития, в которой информационный сектор экономики начинает играть решающую роль в развитии, как отдельных стран, так и всего мирового сообщества.
Мы можем говорить о том, что стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в экономической и социальной сферах, науке и образовании, в культуре и образе жизни людей.
С технической точки зрения основой формирования информационного общества является развитие информационной техники. Можно выделить и ряд других важных признаков:
‒ информация во всем мире приобретает глобальный характер;
‒ на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры. Значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
‒ увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности; усиливается процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.
В современном информационном обществе, все больше возрастает требования к личности и её профессионализму, и все чаще поднимаются вопросы о повышение качества образования. Способы решения данной проблемы связаны с рядом аспектов: модернизацией содержания образования, технологий организации образовательного процесса, переосмыслением целей и результата образования [1, с. 30]. Все эти способы, приводят к изменениям образовательной среды, а также увеличивают требования к участникам образовательного процесса и специфики их межличностного взаимодействия.
Один из главных вопросов, стоящих перед образовательным учреждением — это формирование личности профессионала, человека, способного к выполнению трудовой деятельности сразу после окончания вуза [2, с. 81]. Профессиональная реальность сегодня — несет в себе свои особенности, которые позволяют отдельно выделять такие феномены как «настоящий профессионал», «настоящий лидер» и т. п., которые в свою очередь оказывают первостепенное влияние на возникновение профессиональных иллюзий.
Информационные технологии активно вторгаются в жизнь человека, создают и активно распространяют социальные мифы — культурную форму описания и объяснения действительности, на основе которых формируются разные виды социальных иллюзий [6, с. 152]. Совокупность социальных иллюзий, в том числе и профессиональных иллюзий, трансформирует систему представлений и мотивов личности. У человека происходит модификация представлений о жизни, в том числе и о профессиональной. Он погружается в мифологизированное пространство. Таким образом, создается способ управления жизнью через сознание, которое наполняется смысловыми матрицами, оживающими в нужных идеях и образах. Наполнение, структурирование, специальная организация сознания становятся специальным видом технологий: меняя одну матрицу на другую можно менять содержание жизни. Создаваемые информационными технологиями профессиональные мифы — тиражируются и создают массу профессиональных иллюзий, которые замещают собой существующую реальность в сознании человека [3, с. 99]. Иллюзии по-разному влияют на личность человека и содержание его жизни: так, с одной стороны, оказывая влияние на личность, иллюзии способны управлять человеком, тормозить его развитие, а, с другой стороны, находясь в иллюзии, человек рефлексирует, пытается осмыслить, понять тот или иной процесс, явление, наделить его теми или иными свойствами и качествами.
Многие дисциплины в вузе читаемые только в теоритическом ключе способствуют формированию профессиональных иллюзий. Студентов знакомят не с реальной жизнью, а с представлениями о неких идеальных конструктах. Свою будущую профессиональную деятельность субъект видит через призму навязанных представлений. Ему навязывают образ «настоящего профессионала», образ «настоящего профессионального поведения», который в реальности абсолютно не только не достижим, но и может быть также и вреден. Например, образ человека, который всегда отстаивает свое мнение, или, наоборот, всегда слушает мнение старших коллег. В том или ином случае, у субъекта не формируется критическое восприятие информации, не формируется его собственный профессиональный стиль. Он верит в профессиональные иллюзии и воспринимает их как незыблемую данность [5, с. 102].
Средства массовой информации также способствуют формированию некритичного восприятия действительности, в том числе и профессиональной. Субъект получает массу разноплановой, противоречивой, иногда сумбурной информации. И это лишает человека возможности нормально, самостоятельно размышлять и принимать решения, анализировать и сопоставлять разные мнения, разную информацию [4, с. 104]. Эта информация не успевает осмысливаться, осознаваться.
Современное информативное общество требует от людей новых умений и навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества. Информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества, как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Человек в информационном обществе должен обладать определенными навыками, знаниями, а также определенным уровнем культуры для обращения, как с информационными технологиями, так и информацией. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельнонакапливать и осваивать информацию.В информационном обществе готовятся и принимаются решения на основе коллективного знания и коллективного участия.
По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка, выбирать именно то, что нужно и что соответствует действительности.Воздействие информации открывает большие возможности манипулирования сознанием и общественным мнением. Таким образом, можно говорить о таком аспекте, как утрата информационным обществом устойчивости.
Все большее распространение массовой культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают психологические и даже психические проблемы, особенно для молодого поколения. Создавая свой образ в виртуальном пространстве, человек может потерять адекватное восприятие как реального мира, так и реального себя, начиная жить только в Сети.
Мы полагаем, что основным содержанием информационного общества на современном этапе является создание иллюзорной, псевдореалистической картины мира. Попав в мир иллюзий, человек чувствует себя комфортно и безопасно, но только тем самым избегает подлинной реальности. В этой связи практико-ориентированные курсы позволяют пересмотреть идеальный конструкт профессиональной деятельности. Мы видим, как в современном информационном обществе источник информации начинает играть важнейшую роль. Именно с выбора ошибочного источника получения и интерпретации информации связаны основные трудности и ошибки в восприятии профессии. Знакомство с практическими реалиями профессиональной деятельности позволяют более глубоко понять ее суть, увидеть множество нюансов, которые невозможно оценить, разбирая только теоритические аспекты. Современный информационный поток настолько велик, что только преподаватель-практик может скорректировать и указать, что действительно является важным в трудовой деятельности. Профессионал, приобщая к отдельным элементам своей профессии, вовлекая в создание материальных и нематериальных продуктов с последующим рефлексивным осмыслением полученного опыта способен лучше представить будущий профессиональный путь для слушателей образовательного учреждения, чем просто теоретик.
Мы видим, что путь современного образования ведет к существенному расширению круга персонифицированных источников, влияющих на профессионально-личностное развитие специалиста. В качестве таковых выступают не только преподаватели и сотрудники вузов, но и руководители практик. Огромную роль в формировании адекватного представления о профессии играют выступающие с мастер-классами работающие профессионалы различных специализаций. У каждого из них есть свое неповторимое видение профессии, профессиональная позиция, индивидуальный стиль деятельности. И с чем большим количеством личностей столкнется студент, тем основательнее будет его профессиональный и личностный потенциал. Именно благодаря этой интеграции разных точек зрения, временами очень противоречивых, у специалиста и складывается образ профессии.
Нам представляется необходимым внедрять новые интерактивные формы обучения, такие как ролевые игры, тренинги, составление и решение профессиональных кейсов. Именно эта интерактивность позволит корректировать теоритические представления, профессиональные иллюзии в отношении будущей трудовой деятельности.
В учебной деятельности необходимо моделировать профессиональную деятельность. Необходимо разрабатывать задания, являющиеся наиболее типовыми и распространенными для данного вида профессиональной деятельности. Эти задания должны быть различного уровня сложности, позволяющим как можно более полно охватить данную трудовую деятельность. Ситуации также должны достаточно полно характеризовать и профессионально важные качества специалиста. Важно, чтобы эти качества были не просто «знаниевыми» или интеллектуальными, а несли и эмоциональную окраску.
Кейсы и ролевые игры должны разрабатываться с выделением этапов работы, уровней сложности выполнения задания. Должны быть подобрана технологическая документация, соответствующая данной деятельности. Должны быть разработаны критерии оценки выполнения профессиональной деятельности. Такая четкая структура позволит в процессе обсуждения более четко отрефлексировать свой опыт, свои возможные ошибки и свои достижения. Отдельным пунктом в рефлексии должны быть осознание того, что нового о своей будущей профессиональной деятельности в ходе выполнения здания узнал субъект. Соответственно, так будут преодолеваться иллюзии, связанные с восприятием выбранной профессии.
Участие в круглых столах позволит напрямую контактировать с представителями профессионального сообщества, обмениваться информацией и примерять свои теоритические знания с практической составляющей. Для представителей профессионального сообщества участие в круглых столах тоже является полезным мероприятием. У них появляется возможность познакомиться с потенциальными сотрудниками, а также круглый стол предоставляет возможность обменяться различными точками зрения на ту или иную проблему. Тем самым развивая и социальные и личностные иллюзии о правильности своей точки зрения.
Таким образом, высшее образование должно помогать преодолевать профессиональные иллюзии, сформированные современным информационным обществом, корректировать представления о трудовой деятельности. Внедрение интерактивных компонентов позволит более подробно ознакомить студентов с реалиями будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Васякин Б. С. Система управления инновациями в высшем учебном заведении диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийская государственная академия Министерства финансов Российской Федерации. Москва, 2007.
- Ермаков В. А., Бажданова Ю. В. Религиозно-философский анализ мировоззренческих проблем развития современной психологии // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 79–89.
- Корецкая И. А. Формирование социально-профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования // Под ред. Манухиной С. Ю., Чистяковой С. Н. Москва, Литера, 2012
- Пожарская Е. Л., Дебердеева Н. А. Проблема готовности к профессиональному самоопределению учащихся // Вестник Екатерининского института. 2015. № 2 (30). С. 52–59.
- Сысоев В. В., Овсяник О. А. К вопросу о психологической подготовке специалиста к профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 3. С. 99–111.
- Шукшина Л. В. Иллюзорное сознание и его функция // Интеграция образования. 2006. № 4. С. 149–153.