Материал статьи посвящен актуальной научно-практической задаче — анализу исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза и их решениям, необходимости переименования Евразийского экономического союза в Евразийский союз, вводу в научный обиход новых терминов: пакетный проект Евразийского союза и пакетный процесс интеграции Евразийского союза, усилению интеграции.
Ключевые слова: интеграционные процессы, Евразийское экономическое пространство, Евразийский экономический союз, Евразийский союз, пакетный проект Евразийского союза, пакетный процесс интеграции Евразийского союза, базовый консолидирующий фактор, усиление интеграции, Содружество Независимых Государств, Европейский союз
В наши дни мировая экономика характеризуется высоким динамизмом изменений и глобализацией процессов экономической интеграции. Следуя требованиям времени, государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стремятся к интеграции как на региональном, так и на международном уровне. Последовательные процессы: образования Таможенного союза (ТС), Единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — стали первым результативным региональным интеграционным мегапроектом на постсоветском пространстве в XXI веке, положившим начало новому этапу интеграции на постсоветском пространстве, обусловленному нынешними геополитическими вызовами и объективными процессами глобализации.
ЕАЭС не имеет политических целей, а стремится удовлетворить экономические интересы, обеспечить взаимовыгодные условия для входящих в него стран с целью дальнейшего развития и укрепления экономических взаимоотношений.
29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. В 2015 году важнейшим событием для постсоветского пространства стало вступление в силу указанного договора — с 1 января 2015 года государствами — членами ЕАЭС стали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, со 2 января — Республика Армения, а 12 августа Кыргызская Республика стала пятым полноправным членом ЕАЭС.
ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о ЕАЭС. Органами управления ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет (в состав совета входят президенты стран — членов ЕАЭС) и Евразийский межправительственный совет (в состав совета входят премьер — министры стран — членов ЕАЭС). Постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС — Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), руководимая председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
ЕАЭС образован в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств — членов ЕАЭС.
Итак, формат евразийского интеграционного объединения перспективен и представляется продуктивным в свете имеющегося мирового опыта, поскольку государства — члены ЕАЭС обретут конкурентоспособность на мировом уровне, объединившись на новых принципах и используя для этого потенциал Евразийского экономического пространства.
При этом в среде сторонников интеграции на базе ЕАЭС еще нет единого понимания принципов взаимодействия, алгоритмов функционирования консолидирующих факторов, которые должны лежать в основе интеграции. Так, базовый принцип взаимодействия может состоять либо в объединении государств с общим лидером, либо во взаимно интегрированном объединении равноправных участников, либо в сотрудничестве прежде всего попутчиков и лишь затем партнеров в решении вопросов.
Разумеется по экономическим причинам интеграция равноправных участников является перспективной и необходимой в контексте общемировой политической и экономической ситуации.
Еще есть много проблем, от грамотного решения которых во многом зависит будущая жизнеспособность ЕАЭС и его дальнейшая интеграция.
К формальной проблеме, препятствующей развитию интеграции государств — членов ЕАЭС, можно отнести выбор неперспективного названия объединения государств при его образовании, а именно, включение в исходный проект названия — «Евразийский союз» — слова «экономический», после чего объединение стало называться «Евразийский экономический союз».
Таким образом, при выборе названия объединения была допущена формальная ошибка вследствие излишней политической конъюнктуры.
К сожалению, данное название размывает приоритет интеграции в ЕАЭС в условиях глобализации процессов экономической интеграции.
Ведь объективные процессы глобализации в мире как раз и представляют собой прежде всего экономическую интеграцию почти всех стран мира друг с другом.
Следовательно, наличие в названии ЕАЭС слова «экономический» даже формально не отражает приоритетность экономической интеграции в ЕАЭС и не ориентирует на нее, а, наоборот, в условиях глобализации экономической интеграции размывает восприятие приоритетности экономической интеграции в ЕАЭС и самого образования ЕАЭС прежде всего населением государств — членов ЕАЭС, равно как и других стран.
Как отмечено выше, объективные процессы глобализации заключаются в первую очередь в экономической интеграции почти всех стран мира, при этом не требующей образования каких-либо экономических объединений государств.
В связи с этим необходимо устранить исходную формальную проблему укрепления и развития интеграции государств — членов ЕАЭС, содержащуюся в названии объединения, путем исправления неперспективного названия объединения.
А именно, следует название объединения «Евразийский экономический союз» изменить на «Евразийский союз». И чем скорее, тем лучше, поскольку именно в таком наименовании ясно будут отражены цели и задачи объединения и виден приоритет развития интеграции в объединении.
Например, в названии Европейского союза нет слова «экономический». И это верно, так как здесь слово «экономический» было бы не только лишним, но размывало бы объективные и субъективные цели образования объединения европейских государств и саму цель приоритетной интеграции в объединении, заключающуюся в создании единой европейской экономики.
Отметим, что каждая страна — член ЕАЭС, как и ранее, стремится самостоятельно участвовать в глобальных процессах экономической интеграции и почти в равной степени стремится интегрироваться как в ЕАЭС, так и в мировую экономику, — не придавая приоритета экономической интеграции в ЕАЭС.
Необходимо после изменения названия на Евразийский союз (ЕАС) или одновременно с процессом принятия нового названия объединения разработать пакетные проекты Евразийского союза (ЕАС) с целью запуска пакетных процессов интеграции Евразийского союза (ЕАС).
По нашему убеждению, назрела необходимость ввести в научный обиход новые термины, а именно, словосочетания «пакетный проект ЕАС» и «пакетный процесс интеграции ЕАС».
Поскольку государства — члены ЕАС входят в ЕАС как субъекты экономических отношений и как деятельные их участники, эти новые научные термины могли бы системно отражать формирование и разработку задач интеграции ЕАС, а также результаты интеграции.
Так, для ЕАС перспективными будут научная разработка и осуществление пакетных проектов ЕАС и пакетных процессов интеграции ЕАС с целью развития интеграции в объединении.
Первым пакетным проектом должен, как представляется, стать пакетный проект ЕАС «Разработка и принятие единой базы экономической политики ЕАС», учитывающий специфику экономик стран — участников ЕАС, причем по всем отраслям их экономик.
Последующими пакетными проектами ЕАС могли бы стать, например, пакетные проекты ЕАС: «Развитие нормативной правовой базы ЕАС и гармонизация законодательства государств — членов ЕАС»; «Интеграция предприятий ЕАС»; «Создание единого цифрового информационного пространства ЕАС»; «Социальные вопросы государств — членов ЕАС» и другие.
При этом необходимо принять и ввести в практику следующий базовый алгоритм развития интеграции ЕАС: вначале — пилотные проекты ЕАС, а по их результатам — пакетные проекты ЕАС.
То есть должен применяться двухшаговый последовательный базовый алгоритм продвижения и развития интеграции в ЕАС: пилотные проекты ЕАС — пакетные проекты ЕАС.
Как представляется, без перечисленных выше мер в ближайшие годы не будет ожидаемых результатов интеграции в ЕАЭС, более того, начнут появляться негативные настроения стран — участников ЕАЭС и их населения.
Большинство населения государств — членов ЕАЭС и части соседних стран одобряет образование Евразийского экономического союза, но вместе с тем наступает охлаждение: растет число относящихся к нему безразлично. Об этом сообщает пресс-центр Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР).
«Медовый месяц» евразийской интеграции закончился, — отмечает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров. — Граждане все чаще начинают оценивать текущее состояние, конкретные результаты интеграции, то, как она влияет на их жизни». Таковы результаты ежегодного исследования ЦИИ ЕАБР «Интеграционный барометр ЕАБР» в 2016 году.
Государства ЕАЭС имеют различные национальные интересы и не однонаправленные векторы внешней политики, что при отсутствии базовых консолидирующих факторов ведет к ослаблению интеграции.
Вместе с тем пакетные проекты ЕАС станут реальными базовыми консолидирующими факторами. Более того — базовыми алгоритмами интеграции ЕАС, которые обеспечат запуск пакетных процессов интеграции ЕАС, то есть будут способствовать усилению интеграционных процессов.
В противном случае судьбу ЕАЭС, возможно, в ближайшие годы может ожидать судьба Содружества Независимых Государств (СНГ).
В частности, те или иные государства могут выйти из состава ЕАЭС, подобно Грузии, вышедшей из СНГ, или Украине, не ратифицировавшей Устав СНГ и не раз высказывавшей намерение выйти из состава Содружества. Как отмечено выше, отношение части населения государств — членов ЕАЭС и соседних стран меняется от положительного к безразличному.
Если будут выработаны и задействованы базовые алгоритмы, а именно, если будут своевременно разработаны и запущены пакетные проекты ЕАС, они станут реальными базовыми консолидирующими факторами, благодаря чему заработает пакетный процесс интеграции ЕАС, который явится основой усиления интеграции ЕАС и развития экономик стран — членов ЕАС.
Успехи экономического развития каждой страны — члена ЕАС смогут убедить Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан стать членами Евразийского союза. Уже в ближайшие годы ЕАС может объединить до 10 стран, причем более полно — с наднациональными органами, как в Европейском союзе.
Литература:
- Кожан В.И. Организация инфраструктуры предпринимательства в рамках Евразийского экономического союза между Россией и Белоруссией // Журнал «Российское предпринимательство». — 2016. — Том 17. — № 1. — с. 81-88. — doi:10.18334/rp.17.1.2199
- Матвеев М. М. Некоторые проблемы интеграции в условиях Евразийского экономического союза // Журнал «Экономика, предпринимательство и право». — 2015. — Т.5. — № 2. — с.73-78. — doi:10.18334/epp.5.2.414